Вторник, 12.12.2017, 11:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Использование элементов метода проектов на уроках информатики и ИКТ
Использование элементов метода проектов на уроках информатики и ИКТ

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.
Современный период развития цивилизованного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоемкость становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.
Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающее переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
 развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
 формирование высокого уровня правовой культуры;
 развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
 толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
В настоящее время нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому особую значимость для развития детей приобретают умения собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве – чрезвычайно актуальная задача. Выполнить эту задачу, призван учебный предмет «Информатика и ИКТ». При обучении информатике и ИКТ возникает целый ряд проблем:
 недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
 низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
 динамичность развития содержания курса информатики.
Перед учителем возникает необходимость поиска новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:
 обеспечить высокий уровень знаний учащихся, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
 развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами;
 вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
 формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление.
Использование элементов метода проектов на уроках информатики и ИКТ наиболее удачно вписываются в современный образовательный процесс, обеспечивая достижение указанных целей, так как создают равные стартовые возможности для учащихся с разным уровнем базовых знаний.
Включение элементов метода проектов на уроках информатики:
 создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;
формирует чувство ответственности за выполняемый объем работ;
 создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;
 формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;
 способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;
 позволяет создать реально полученный продукт (проект).
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская (учебно-исследовательская), творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей. Это могут быть:
 общие проекты (олимпиады, конкурсы);
 проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия);
 проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен);
 международные проекты (совместное творчество школьников разных стран).
Применение элементов проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочное время продиктовано особенностью предмета. Именно через выполнение практических проектов идет усвоение теоретических знаний.
Любое творчество – это производная от времени и мышления! Повышение мотивации к обучению ученика по школьным дисциплинам — основная задача современного образования. Если ребенку интересно на уроке, он сам стремиться к познанию нового, и учителю остается только правильно направлять и корректировать этот путь.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Выбор тематики проектной деятельности учащихся может быть различным. В одних случаях, тематика проектов может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В других — учитель определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся.
Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность учащихся на протяжении урока, недели, месяца или года. Такая работа формирует навыки самообразования ребят и состоит из нескольких этапов:
 подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;
 исследовательский этап (разбиение проекта на части, их анализ);
 реализация проекта;
 защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).
Источниками данных для работы над проектом могут быть:
 ресурсы Интернет, с помощью которой ученики также учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;
 вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно-техническая литература);
 лекционный и практический материал уроков.
Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Освоение элемента проектной деятельности приводит к формированию соответствующего специального умения. В процессе использования элементов проектной деятельности, формируются такие умения и навыки, как:
 рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему надо научиться для решения поставленной задачи?
 поисковые (исследовательские) умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, умение находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов, структурирование информации, прием и передача информации, представление в различных формах;
 навыки оценочной деятельности;
 умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективное планирование, взаимодействие с партнерами, взаимопомощь в группе в решении общих задач, навыки делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
 менеджерские умения и навыки: проектирование процесса, планирование деятельности, времени, ресурсов; принятие решений и прогнозирование их последствий, навыки анализа собственной деятельности;
 коммуникативные: умение участвовать в дискуссии, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.).
 презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Информационные среды для разработки проектов на уроках информатики и ИКТ разнообразны: MS WORD, графические редакторы, MS ACCESS, MS PowerPoint, MS EXCEL, MS Publisher.
В своей практике работы я достаточно широко использую включение элементов метода проектов в обычный урок для активизации деятельности обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время. Результатом этой деятельности является ежегодное участие учащихся в международных и всероссийских дистанционных олимпиадах по информатике. Кроме этого, учащиеся представляют свои проекты на школьной научно - практической конференции, являются призерами ежегодной районной научно - практической конференции исследовательской и проектной деятельности учащихся. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующий вывод - в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Категория: Информатика | Добавил: kvn (29.06.2012) | Автор: Крыгина Валентина Николаевна E
Просмотров: 1778 | Теги: элементы метода проектов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]