Среда, 21.02.2024, 05:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Методическая разработка урока «Финансовые функции MS Excel».
Методическая разработка урока «Финансовые функции MS Excel».

Данная методическая разработка посвящена проблеме использования ИКТ и раскрывает преимущества использования ИКТ на уроках. Раскрывает методы контроля знаний методом компьютерного тестирования, объяснения преподавателя с использованием программы NetOpShkool , а также использование авторского учебника преподавателя по теме «Финансовые функции MS Excel». Использованы реальные материалы банковского обслуживания. Может быть полезна для преподавателей информатики, ИКТ, экономики. Уроки данного вида целесообразно проводить для студентов и обучающихся экономических специальностей, а также для дополнительного профессионального образования.
Тема «Финансовые функции MS Excel» изучается в программе дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии». Тесно связана с такими дисциплинами, как «Банковские операции», «Математика», «Инвестиции», «Экономика». Актуальность данной темы заключается в том, что при её изучении приобретаются знания и умения, которые имеют практическое значение. Умение рассчитывать будущую стоимость вкладов, проценты пот кредитам, делать самостоятельно выводы о выгодности вкладов в разные банки при разных условиях позволяет применять эти навыки и в будущей работе, и в жизни.
Тема программы: «Программа MS Excel»
Тема урока: «Финансовые функции MS Excel».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Межпредметные связи: с дисциплинами «Банковские операции», «Математика», «Инвестиции», «Экономика», «Финансовая математика».
Задачи урока:
1. Развитие коммуникативно-технических умений.
2. Обеспечение деятельностного характера обучения.
3. Эффективное использование возможностей программных средств.
4. Развитие навыков анализа информации и принятия решений с использованием программы MS Excel
Цели урока:
Образовательная: формирование знаний, умений и навыков использования финансовых функций MS Excel.
Воспитательная: формирование взглядов, убеждений, качеств личности.
Развивающая: развитие интересов, мышления, речи, принятие самостоятельных решений.

Использование информационно-коммуникационных технологий:
1. Программа MS Excel
2. Программа проверки знаний «Exam»
3. Программа тотального контроля и управления локальной сетью NetOpShkool
4. Интерактивная доска
5. Электронный учебник преподавателя Момот Т.В.
Дидактическое сопровождение:
1. Технологическая карта урока
2. Сборники задач по программе MS Excel
3. Брошюры и листовки Костромского отделения СБ РФ
4. Карты-схемы для выполнения самостоятельной работы
План урока:
1. Оргмомент
2. Проверка знаний по пройденному материалу: решение задач по функциям ПЛТ, ОСПЛТ, ПРПЛТ.
3. Объяснение использования финансовой функции БС. Разбор типовых задач.
4. Применение новых знаний:
4.1 Инструктаж по работе с электронными учебниками
4.2 Самостоятельное решение задачи в программе MS Excel
4.3 Анализ результатов решения
5. Подведение итогов урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дисциплина Информатика

Дата
Тема Финансовые функции Excel
Тип урока Комбинированный
Вид урока Смешанный
Цели: Образовательная: формирование знаний, умений и навыков использования финансовых функций MS Excel.
Воспитательная: формирование взглядов, убеждений, качеств личности.
Развивающая: развитие интересов, мышления, речи, принятие самостоятельных решений.
Задачи 1. Развитие коммуникативно-технических умений.
2. Обеспечение деятельностного характера обучения.
3. Эффективное использование возможностей программных средств.
4. Развитие навыков анализа информации и принятия решений с использованием программы MS Excel

Этап Деятельность преподавателя Деятельность студентов Время, мин.
Приветствие Приветствует, озвучивает тему и цель занятия,задачи Приветствуют, слушают. 5
Проверка знаний по пройденному материалу Краткое повторение материала; постановка и разъяснение задания, вывод результатов; анализ выполнения проверочной работы; работа над ошибками. Решают задачи, помещают результаты в программу тестового контроля; разбирают допущенные ошибки. 30
Объяснение использования финансовой функции БС Объясняет значение и применение функции БС, решает типовые задачи. Слушают, участвуют в решении задач. 30
Применение новых знаний Выдаёт и разъясняет задание для самостоятельной работы; проводит инструктаж по работе с электронным учебником; анализирует результаты решения. Анализируют информацию буклетов Сбербанка РФ; рассчитывают при помощи функции БС прибыль; делают выводы. 20
Подведение итогов урока Анализирует итоги урока. 5


1. Оргмомент: приветствие учащихся, проверка явки, ознакомление с планом и целями урока.
2. Проверка знаний по пройденному материалу: решение задач по функциям ПЛТ, ОСПЛТ, ПРПЛТ.
Учащимся предлагается повторить пройденные финансовые функции ПЛТ, ОСПЛТ, ПРПЛТ на примере решения задачи, содержащей все эти функции. Раздаётся условие задачи на карточках.
Задача на комплексное использование функций:
Рассчитать размер ежегодной выплаты для погашения ссуды размером 220000 руб.,
взятую на 7 лет под 9% годовых, а также основные платежи, плату по
процентам и остатки долга после очередной выплаты.

При этом обучающиеся сидят за компьютерами. Если на уроке присутствуют гости или не всем хватает места за компьютерами, включается трансляция на интерактивную доску. Работает программа NetOpShkool, которая позволяет выводить работу одной машины на весь класс. Один студент (по желанию) или тот, кто плохо понял пройденный материал и сомневается в своих знаниях, решает задачу с комментарием в программе MS Excel за своим рабочим местом, а остальная группа следит за решением, участвует в обсуждении, задаёт вопросы по ходу задачи. Преподаватель отвечает на вопросы обучающихся и переходит к контрольной работе по решению задач на использование функций ПЛТ, ОСПЛТ, ПРПЛТ.

Контрольная работа проводится в следующем порядке:

1. На каждое рабочее место выдаётся карточка, содержащая 5 задач.
2. На каждом ПК работают 2 программы: MS Excel и программа проверки знаний «Exam».
3. Учащийся должен решить 5 задач за 20 мин. После получения результата каждой задачи выбирается правильный вариант ответа в программе «Exam».
4. Результаты выполнения оцениваются моментально программой и выводятся на доску и на экраны компьютеров учащихся через программу NetOpShkool.
5. Преподаватель через отчёт программы «Exam» анализирует оценки, выявляет ошибки и даёт возможность студентам, допустившим ошибки, решить неправильно выполненные задачи на своём рабочем месте с трансляцией на весь класс (через программу NetOpShkool ).
Таким образом, за 20 минут времени опрошены все присутствующие, оценены знания, проанализированы допущенные ошибки и сделаны выводы.

Задачи для контрольной работы:
1. Вы берёте в долг 320000 руб. под 4,5% годовых и собираетесь выплачивать по 36000 руб. в месяц. Сколько лет займут выплаты?

2. Определить ставку для 9-летнего займа в 250000 руб. с ежегодной выплатой 36580 руб.

3. Необходимо за 5 лет накопить 330000 руб. Определить ежемесячную выплату в банк при годовой ставке 3,5%.

4. Рассчитать размер ежегодной выплаты 15-летней ипотечной ссуды со ставкой 9,5% годовых при ежемесячной (ежегодной) выплате. Размер ссуды 420000 руб.

5. Предприятием получен кредит в КБ в размере 140 тыс. руб. сроком на 10 мес. под 12% годовых. Рассчитайте размер погасительных платежей основной платы за первый месяц.

Окно программы «Exam» выглядит следующим образом:


2. Объяснение использования финансовой функции БС. Разбор типовых задач.
Для ознакомления с функцией БС учащимся предлагается открыть справку по этой функции, прочитать и записать основную характеристику:
Функция БС
Возвращает будущую стоимость инвестиции на основе периодических постоянных (равных по величине сумм) платежей и постоянной процентной ставки.

Ставка — процентная ставка за период.
Кпер — общее число периодов платежей по аннуитету.
Плт — выплата, производимая в каждый период; это значение не может меняться в течение всего периода выплат. Обычно аргумент «плт» состоит из основного платежа и платежа по процентам, но не включает других налогов и сборов. Если он опущен, аргумент «пс» является обязательным.
Пс — приведенная к текущему моменту стоимость или общая сумма, которая на текущий момент равноценна ряду будущих платежей. Если аргумент «пс» опущен, предполагается значение 0. В этом случае аргумент «плт» является обязательным.
Тип — число 0 или 1, обозначающее срок выплаты. Если аргумент «тип» опущен, предполагается значение 0.
Тип Когда нужно платить
0 В конце периода
1 В начале периода

Замечания
Убедитесь, что единицы измерения, выбранные для аргументов «ставка» и «кпер», соответствуют друг другу. При ежемесячных выплатах по четырехгодичному займу из расчета 12 процентов годовых используйте значение 12%/12 для аргумента «ставка» и 4*12 — для аргумента «кпер». При ежегодных платежах по тому же займу используйте значение 12% для аргумента «ставка» и 4 — для аргумента «кпер».
Все аргументы, которым соответствуют выплачиваемые денежные средства (например, сберегательные вклады), представляются в виде отрицательных чисел, а получаемые (например, дивиденды) — в виде положительных.

Преподаватель подчёркивает актуальность полученных знаний и умений пользоваться данной функцией. Грамотный специалист может не только рассчитать заранее стоимость инвестиций и сделать правильные выводы о вложении средств своим предприятием, но и выгодно расположить свободные личные деньги, правильно выбрав банк и сориентировавшись в условиях вклада.
Объяснение целесообразно вести с учительской машины с трансляцией на доску и на все ПК учеников.
Разбор задач по функции БС:
Рассчитать будущую стоимость вклада, если вы хотите положить 1000 руб. и затем в течение 10 месяцев отчислять на этот вклад по 500 руб. в начале каждого месяца в течение 10 месяцев. Действующая процентная ставка 16% годовых.



После подстановки данных в формулу получаем результат вычисления: будущая стоимость вклада составит 6523,36 руб.
Теперь вычислим будущую стоимость вклада с теми же условиями, но с перечислением денег в конце каждого месяца (меняется тип – с 1 на 0):



Как видим из результатов, будущая стоимость вклада будет меньше. Обучающимся предлагается сделать выводы.

Решаем ещё задачу:

Вы хотите открыть вклад на 18 месяцев под 8,25% годовых и перечислять на ежемесячно по 2000 руб. Сколько денег получите по закрытию вклада?


Если у учащихся есть вопросы, целесообразно прорешать ещё ряд задач с поквартальным и полугодовым начислением процентов. Рекомендуется предложить решение поочерёдно студентам с выводом на экраны всей группы и коллективным обсуждением. После объяснения переходим к самостоятельному решению задач на функцию БС.
4. Применение новых знаний:
4.1 Инструктаж по работе с электронными учебниками.

На каждом компьютере есть авторский электронный учебник преподавателя и наушники для его прослушивания. Преподаватель знакомит студентов и гостей урока с порядком работы с учебником. Прослушивание можно использовать в любой момент самостоятельной работы. Наушники обеспечивают тишину в классе, учащиеся не мешают друг другу.
4.2 Самостоятельное решение задачи в программе MS Excel.
Для самостоятельного решения предлагаются заранее распечатанные карточки с задачей и буклеты Костромского отделения ГБ РФ. Задача учащихся заключается в том, чтобы внимательно исследовать условия вкладов с учётом условий задачи, рассчитать будущую стоимость и сделать заключение о самом выгодном вкладе:


Карточки с задачами:
Вариант № 1
Рассчитать самый выгодный вид вклада для пенсионера, имеющего 10000 руб. и возможность перечислять в начале каждого месяца 3000 руб. на свой счёт в течение 1 года. В благотворительных проектах принимать участие не готов.

Результаты расчетов поместить в таблицу:
вид вклада
Можете ли Вы им воспользоваться Будущая стоимость вклада Прибыль
по сумме первоначального взноса и возможности дополнительных взносов (да, нет)
по сроку (да, нет)

Депозит СБ России
Пополняемый депозит СБ России
Особый СБ России
«Подари жизнь»
Накопительный СБ России
Доверительный СБ России
Пенсионный пополняемый депозит СБ России
Пенсионный депозит СБ России
Пенсионный-Плюс Сбербанка России
Универсальный СБ России


Вариант № 2
К Вам как к грамотному специалисту по обработке финансовой информации обратился ваш хороший знакомый. У него получилось накопить 350 000 рублей, но этой суммы недостаточно для задуманной покупки. Поэтому он решил положить уже накопленные деньги в банк на 2 года. Выберите самый выгодный вид вклада Сбербанка и обоснуйте свой выбор.

Результаты расчетов поместить в таблицу:
вид вклада
Можете ли Вы им воспользоваться Будущая стоимость вклада Прибыль
по сумме первоначального взноса и возможности дополнительных взносов (да, нет)
по сроку (да, нет)

Депозит СБ России
Пополняемый депозит СБ России
Особый СБ России
«Подари жизнь»
Накопительный СБ России
Доверительный СБ России
Пенсионный пополняемый депозит СБ России
Пенсионный депозит СБ России
Пенсионный-Плюс Сбербанка России
Универсальный СБ России


Буклет СБ России


4.3 Анализ результатов решения проводится в форме озвучивания решения и выводов по каждому виду вкладов и общий вывод о самом выгодном вкладе с учётом условий задачи.

5. Подведение итогов урока. Преподаватель анализирует достижение целей урока. 
6. Рефлексия. В том случае, если на уроке присутствуют гости, может быть рекомендована следующая форма:

Рефлексия

Уважаемые коллеги! Прошу отразить ваше мнение о степени реализации задач, поставленных на занятии:
Задача Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Развитие коммуникативно-технических умений.
Обеспечение деятельностного характера обучения.
Эффективное использование возможностей программных средств.
Развитие навыков анализа информации и принятия решений с использованием программы MS Excel

Заранее благодарна за Ваши пожелания и предложения:

Момот Т.В.

Список использованных источников:
1. Справочная система программы MS Excel
2. Брошюры и листовки Костромского отделения СБ РФ
3. Сборник задач по MS Excel (составитель – Момот Т.В.).

Приложение: авторский видеоучебник преподавателя Момот Т.В. «Финансовые функции MS Excel».

Заключение:

Целью данной методической разработки являлся обмен опытом преподавания с использованием новых методик. Комбинированное использование различных компьютерных программ позволяет преподавателю повысить эффективность обучения, привить интерес к преподаваемой дисциплине, активизировать деятельность обучающихся на занятиях и добиться высоких результатов в образовательном процессе.
Категория: Информатика | Добавил: momot-tamara (10.11.2011) | Автор: Момот Тамара Владимировна E
Просмотров: 5435 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]