Понедельник, 21.05.2018, 08:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » Информатика

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, МЕТОДИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучения ребенка, основанные на информационных технологиях[4].
Продвижение ребенка по пути нормального развития – главная ценность специального обучения. Новые средства обучения, основанные на преимуществах информационных технологий, могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции его вторичных нарушений у детей.
Главное преимущество средств обучения, основанных на применении информационных технологий - возможность качественной индивидуализации обучения детей в условиях класса.
Определение Е.Л. Федотовой: «мультимедиа–средства – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, тексты и анимацию» [3, с. 266].
Современное обучение и учебные игры уже не возможны без технологии мультимедиа (от англ. multimedia – многокомпонентная среда), которая дает возможность использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым раздвигает рамки использования компьютера в учебном процессе, а также позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению их мотивации.
Применение комплекса элементов мультимедиа в учебном процессе способствуют повышению понимания, запоминания, успеваемости, развитию творчества, помогают в усвоении абстрактного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи между объектами, повышают организованность, фиксируют ключевые моменты материала [2, с. 73].
Использование качественных мультимедиа позволяет приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Интерактивность и гибкость мультимедийных технологий могут оказаться весьма полезными для индивидуализации обучения тех, кому требуются специальные образовательные программы: у детей, страдающих аутизмом, при использовании мультимедиа в обучении наблюдается значительное улучшение фонологического осознания и навыков чтения; лица со значительными нарушениями речи и ограниченными физическими возможностями также выигрывают от применения мультимедиа в учебном процессе, обладающих достаточной гибкостью, что позволяет подстраиваться под индивидуальные потребности; у слабослышащих и глухих учащихся визуальное представление информации значительно повышают мотивацию к учебе.
На уроке в компьютерном классе используются фронтальная, групповая индивидуальная формы организации учебного процесса в школе глухих, которые обеспечивают взаимодействие и коммуникацию участников этого процесса: учителя и учащихся, снижают физические нагрузки. В контексте личностно-ориентированной парадигмы обучения в современной сурдопедагогике (Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Г. Речицкая) на уроке используются специализированные программы, разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной): «Состав числа», «Ленте времени», «В городском дворе», так и по компьютерной программе для общеобразовательной школы «Мир информатики», адаптируя ее содержание для обучения глухих детей. При этом соблюдаются здоровьесберегающие технологии проведения урока, а также все санитарно-гигиенические требования к занятиям в компьютерном классе для учащихся (непрерывность работы за компьютером не превышает 10-15 минут, применяется чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой, проводятся динамические активные паузы, включающие упражнения для снятия напряжения глаз, для кистей рук, мышц спины).
Учителя специальных школ испытывают острую нехватку специальных учебников, методических пособий и рекомендаций, а их неслышащие ученики – существенные трудности при изучении информатики. Особенно остро эта проблема ощущается в среднем и старшем звене. С помощью программных приложений (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint и др.) педагоги создают адаптированные учебные тексты, отвечающие возможностям той или иной категории учащихся, активно используется интерактивная доска. При этом учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся. Одним из важнейших принципов в обучении детей с нарушениями слуха является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям младшего и среднего школьного возраста сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Процесс обучения в школе глухих выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.
Руководствуясь идеей о единстве развитии мышления и речи, сурдопедагоги и сурдопсихологи считают, что формирование у глухих детей словесной речи должно протекать в единстве с развитием словесно-логического мышления.
Таким образом, все функции процесса обучения в школе глухих могут быть успешно осуществлены лишь при условии опоры на научные данные об особенностях психического развития глухих учащихся и создания условий для целенаправленной работы по обеспечению этого развития. Исходными при этом являются выводы ученых о том, что у глухих детей имеются большие возможности для всестороннего их развития. Мышление глухого ребенка развивается медленнее, но интеллект остается сохранным в любом возрасте. Это значит, что потенциальные возможности глухого ребенка те же, что и у слышащего. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, но и на формирование всей познавательной деятельности в целом.
При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования глухих и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:
1. Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений);
2. Рациональное дозирование учебного материала;
3. Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала;
4. Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся);
5. Использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.);
6. Растянутость во времени периода школьного обучения на 12-13 лет.
Таким образом, комплексное использование мультимедийных средств можно считать эффективным инструментом специального обучения в коррекционных школах I-II вида.

Литература
1. Трифонова Э.П. Применение информационных технологий в обучении младших // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 3 – С. 64-66
[электронный ресурс]. – Режим доступа. -www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7784416
2 Рапуто, А.Г. Развитие визуально-образного мышления и навыков эффективного применения средств мультимедиа у учителей-предметников [Текст] / А.Г. Рапуто // Информатика и образование/ – 2007. – №7. – С. 74-77.
3 Федотова, Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е.Л. Федотова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 347с.
4 . Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу[Текст] «Вестник образования. – 2003. – № 3.
Категория: Информатика | Добавил: pervologo (22.05.2012) | Автор: Мингазов Артур Раилевич E
Просмотров: 1838 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]