Среда, 10.04.2024, 09:27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Рабочая программа дополнительного образования по информатике «Информационная культура»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все возрастающий ее поток. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать?
Информационная культура – одна из граней культуры, связанная с информационным аспектом жизни детей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает. Совокупность информационных потоков вокруг каждого ребёнка столь велика и разнообразна, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках, а так же соблюдать юридические и этические нормы и правила.
Одна из основных задач в области информатизации образования – развитие информационной культуры, т.е. создание такой среды обучения, которая стимулировала бы сам процесс познания. Наши дети живут в мире, где новейшие электронные коммуникации стали реальностью, для них всегда существовавшей. Компьютер становится частью естественного окружения в восприятии нового поколения, является атрибутом действительности.
Большинство учащихся смотрят на компьютер как на средство, необходимое человеку в повседневной жизни, с помощью которого можно оптимизировать информационные процессы. Также подавляющее большинство (95,7%) имеют возможность где-нибудь работать на компьютере: дома, в школе, в библиотеке, у друзей.
Компьютерная грамотность – это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. Кроме этого, в структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:
• коммуникативной (культуры общения);
• лексической (языковой, культуры письма и оформления деловой документации);
• интеллектуальной (культуры научно-исследовательского и умственного труда);
• информационно-правовой;
• мировоззренческой и нравственной.
Все компоненты информационной культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека.
Необходимо создать условия, стимулирующие самообразование и саморазвитие личности ребенка, потребность в поиске информации, в усвоении основ информационной культуры. Все это должно быть направлено на информационную поддержку школьных программ, активизацию учебной деятельности учащихся.
Программа носит открытый, примерный характер и составлена в соответствии со следующими основными задачами и требованиями:
• практическая польза полученных знаний, их соответствие реальным и перспективным информационным интересам и потребностям учащихся, связанным с получением образования и интеллектуальным, культурным, нравственным развитием личности;
• обучение самостоятельному поиску и выбору информации, умению пользоваться различными информационными источниками;
• специальные знания с учетом возрастных особенностей учащихся, обеспечивающие преемственность в обучении;
• активное участие самих школьников, для чего занятия должны быть интересны, эмоциональны, доступны по содержанию, предполагать использование технических средств обучения, наглядных материалов, игровых форм;
• обучение библиотечно-информационным знаниям как составная часть учебно-воспитательной работы.
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся; создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях; помогает правильно планировать режим дня.
Специальные знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрываются в динамике. Освоение этого курса позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда. Занятия строятся таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию и предполагают активное участие школьников.
Существенным в определении целей реализации этой программы будет понятие формирование культуры пользователя. Элементами ее будут не только навыки, умения и знания, но и воспитание поведенческих мотивов при общении с компьютером. Сетевой этикет, игровая культура, гигиена общения с компьютерной техникой должны стать частью общей подготовки в любых объединения учащихся с использованием новых информационных технологий.

Цель программы – создание условий для развития высокой информационной и коммуникативной культуры.

Задачи курса:
• познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
• дать представления о современном информационном обществе, информационной культуре и информационной безопасности личности и государства;
• формировать умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
• учить эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных процессов;
• формировать культуру речи, сознательную дисциплину, аккуратность, умение организовывать своё рабочее место и режим дня;
• воспитывать поведенческие мотивы при работе с компьютером.

Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам и сети Интернет, использование элементов игры, использование межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания.
Работу за компьютером организовать с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований.
Срок реализации программы 1 год.

Уровни реализации информационной культуры:
• когнитивный – знания и умения;
• эмоционально-ценностный – установки, оценки, отношения;
• поведенческий – реальное и потенциальное поведение.

Требования к компьютерам и программному обеспечению:
при обучении можно использовать любые современные компьютеры, принтер и мультимедийный проектор.

Предполагаемый курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю)

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема 1. Информатизация общества (5 часов)
• Информационное общество. Понятие «информация», её смысл, описание, оценка (всего 2 часа: 1ч.–теория, 1 ч.-практика)
• Различные источники информации и их характеристика. Коммуникационные технологии и мобильная связь. (всего 3 часа: 1ч.–теория, 2 ч.-практика)
Тема 2. Информационная культура (12 часов)
• Техника безопасности при работе с компьютером. Понятие «информационная культура». (всего 2 часа: 1ч.–теория, 1 ч.-практика)
• Основные компоненты компьютера. Компьютер - как целостная система. Задачи и использование компьютера. (всего 2 часа: 2 ч.-практика)
• Современные информационные технологии. Возможности Microsoft Office. Электронные документы. (всего 2 часа: 2 ч.-практика)
• Хранение информации в компьютерной базе. Практическая работа «Создание семейного фотоальбома» (всего 2 часа: 1ч.–теория, 1 ч.-практика)
• Мировая компьютерная сеть Internet. Возможности Интернета. Интернет-грамотность. Соблюдение юридических и этических норм и правил при использовании Интернета. (всего 2 часа: 1ч.–теория, 1 ч.-практика)
• Мировая компьютерная сеть Internet. Возможности Интернета. Интернет-грамотность. Соблюдение юридических и этических норм и правил при использовании Интернета. (всего 2 часа: 2 ч.-практика)
• Понятие «коммуникативная культура». Культура общения через средства мобильной связи и электронные письма. (всего 2 часа: 1ч.–теория, 1 ч.-практика)
Итого 17 часов: 5ч.–теория, 12 ч.-практика

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Информатизация общества.

Основные вопросы: понятие «информация»; источники информации; виды информации; информационные процессы; мировая компьютерная сеть Internet; критерии развитости информационного общества; производство компьютеров и мобильных телефонов; модемы и линии связи.

Тема 2. Информационная культура

Основные вопросы: основные компоненты компьютера; техника безопасности в компьютерном классе; понятие «информационная культура»; знакомство с офисными информационными технологиями; электронные документы; поиск информации в сети Интернет; мотивы обращения к различным источникам информации; интенсивность обращения к различным источникам информации; овладение коммуникативной культурой; предпочтительность каналов получения необходимой информации; знание и соблюдение юридических и этических норм и правил.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
• понятие компьютера как информационной машины;
• понятие информации, источники информации;
• определять виды информации;
• знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
• приводить области применения компьютера;
• иметь представление о технических характеристиках модемов и линий связи;
• осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
• использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;
• соблюдать гигиенические требования при работе с компьютером.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫТЫ РАБОТЫ
На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, представить результаты и опыт работы среди педагогической общественности, определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и составить перспективный план – программу дальнейшей работы в этом направлении, издание методических материалов, отражающих опыт проведённой работы.
Мероприятия данного этапа:
Представление педагогической общественности результатов работы через проведение тематических мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.).
В результате реализации программы в образовательном процессе школы произойдут следующие изменения:
1. Увеличение числа детей с информационной культурой.
2. Повысится качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.
3. Формирование умения адекватно формулировать свою потребность в информации.
4. Качественное выполнение домашнего задания.
5. Выполнение различных творческих работ с компьютерной поддержкой.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
3.Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
4. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
5. Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 - 87.
6. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с. знаний, 2007. – 448с.
7. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 классы/Составитель М.Н.Бородин . – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448с.
8. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. – М.: АСТ-ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000. – 400 с.
9. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 48 с.
10. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№9. –С. 29- 43.
Категория: Информатика | Добавил: olga-akmurzina (19.06.2012) | Автор: Акмурзина Ольга E
Просмотров: 4148 | Комментарии: 1 | Теги: информационная культура, авторская программа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Saowanee  
That's way more clever than I was exepctnig. Thanks!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]