Рабочая программа дополнительного образования по информатике «Информационная культура»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все возрастающий ее поток. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Информационная культура – одна из граней культуры, связанная с информационным аспектом жизни детей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает. Совокупность информационных потоков вокруг каждого ребёнка столь велика и разнообразна, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках, а так же соблюдать юридические и этические нормы и правила. Одна из основных задач в области информатизации образования – развитие информационной культуры, т.е. создание такой среды обучения, которая стимулировала бы сам процесс познания. Наши дети живут в мире, где новейшие электронные коммуникации стали реальностью, для них всегда существовавшей. Компьютер становится частью естественного окружения в восприятии нового поколения, является атрибутом действительности. Большинство учащихся смотрят на компьютер как на средство, необходимое человеку в повседневной жизни, с помощью которого можно оптимизировать информационные процессы. Также подавляющее большинство (95,7%) имеют возможность где-нибудь работать на компьютере: дома, в школе, в библиотеке, у друзей. Компьютерная грамотность – это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. Кроме этого, в структуру информационной культуры входят элементы следующих культур: • коммуникативной (культуры общения); • лексической (языковой, культуры письма и оформления деловой документации); • интеллектуальной (культуры научно-исследовательского и умственного труда); • информационно-правовой; • мировоззренческой и нравственной. Все компоненты информационной культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека. Необходимо создать условия, стимулирующие самообразование и саморазвитие личности ребенка, потребность в поиске информации, в усвоении основ информационной культуры. Все это должно быть направлено на информационную поддержку школьных программ, активизацию учебной деятельности учащихся. Программа носит открытый, примерный характер и составлена в соответствии со следующими основными задачами и требованиями: • практическая польза полученных знаний, их соответствие реальным и перспективным информационным интересам и потребностям учащихся, связанным с получением образования и интеллектуальным, культурным, нравственным развитием личности; • обучение самостоятельному поиску и выбору информации, умению пользоваться различными информационными источниками; • специальные знания с учетом возрастных особенностей учащихся, обеспечивающие преемственность в обучении; • активное участие самих школьников, для чего занятия должны быть интересны, эмоциональны, доступны по содержанию, предполагать использование технических средств обучения, наглядных материалов, игровых форм; • обучение библиотечно-информационным знаниям как составная часть учебно-воспитательной работы. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся; создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях; помогает правильно планировать режим дня. Специальные знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрываются в динамике. Освоение этого курса позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда. Занятия строятся таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию и предполагают активное участие школьников. Существенным в определении целей реализации этой программы будет понятие формирование культуры пользователя. Элементами ее будут не только навыки, умения и знания, но и воспитание поведенческих мотивов при общении с компьютером. Сетевой этикет, игровая культура, гигиена общения с компьютерной техникой должны стать частью общей подготовки в любых объединения учащихся с использованием новых информационных технологий.
Цель программы – создание условий для развития высокой информационной и коммуникативной культуры.
Задачи курса: • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; • дать представления о современном информационном обществе, информационной культуре и информационной безопасности личности и государства; • формировать умение адекватно формулировать свою потребность в информации; • учить эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных процессов; • формировать культуру речи, сознательную дисциплину, аккуратность, умение организовывать своё рабочее место и режим дня; • воспитывать поведенческие мотивы при работе с компьютером.
Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам и сети Интернет, использование элементов игры, использование межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания. Работу за компьютером организовать с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований. Срок реализации программы 1 год.
Уровни реализации информационной культуры: • когнитивный – знания и умения; • эмоционально-ценностный – установки, оценки, отношения; • поведенческий – реальное и потенциальное поведение.
Требования к компьютерам и программному обеспечению: при обучении можно использовать любые современные компьютеры, принтер и мультимедийный проектор.
Предполагаемый курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю)
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема 1. Информатизация общества (5 часов) • Информационное общество. Понятие «информация», её смысл, описание, оценка (всего 2 часа: 1ч.–теория, 1 ч.-практика) • Различные источники информации и их характеристика. Коммуникационные технологии и мобильная связь. (всего 3 часа: 1ч.–теория, 2 ч.-практика) Тема 2. Информационная культура (12 часов) • Техника безопасности при работе с компьютером. Понятие «информационная культура». (всего 2 часа: 1ч.–теория, 1 ч.-практика) • Основные компоненты компьютера. Компьютер - как целостная система. Задачи и использование компьютера. (всего 2 часа: 2 ч.-практика) • Современные информационные технологии. Возможности Microsoft Office. Электронные документы. (всего 2 часа: 2 ч.-практика) • Хранение информации в компьютерной базе. Практическая работа «Создание семейного фотоальбома» (всего 2 часа: 1ч.–теория, 1 ч.-практика) • Мировая компьютерная сеть Internet. Возможности Интернета. Интернет-грамотность. Соблюдение юридических и этических норм и правил при использовании Интернета. (всего 2 часа: 1ч.–теория, 1 ч.-практика) • Мировая компьютерная сеть Internet. Возможности Интернета. Интернет-грамотность. Соблюдение юридических и этических норм и правил при использовании Интернета. (всего 2 часа: 2 ч.-практика) • Понятие «коммуникативная культура». Культура общения через средства мобильной связи и электронные письма. (всего 2 часа: 1ч.–теория, 1 ч.-практика) Итого 17 часов: 5ч.–теория, 12 ч.-практика
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Информатизация общества.
Основные вопросы: понятие «информация»; источники информации; виды информации; информационные процессы; мировая компьютерная сеть Internet; критерии развитости информационного общества; производство компьютеров и мобильных телефонов; модемы и линии связи.
Тема 2. Информационная культура
Основные вопросы: основные компоненты компьютера; техника безопасности в компьютерном классе; понятие «информационная культура»; знакомство с офисными информационными технологиями; электронные документы; поиск информации в сети Интернет; мотивы обращения к различным источникам информации; интенсивность обращения к различным источникам информации; овладение коммуникативной культурой; предпочтительность каналов получения необходимой информации; знание и соблюдение юридических и этических норм и правил.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ • понятие компьютера как информационной машины; • понятие информации, источники информации; • определять виды информации; • знать состав компьютера и назначение его основных устройств; • приводить области применения компьютера; • иметь представление о технических характеристиках модемов и линий связи; • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет; • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач; • соблюдать гигиенические требования при работе с компьютером. 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫТЫ РАБОТЫ На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, представить результаты и опыт работы среди педагогической общественности, определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и составить перспективный план – программу дальнейшей работы в этом направлении, издание методических материалов, отражающих опыт проведённой работы. Мероприятия данного этапа: Представление педагогической общественности результатов работы через проведение тематических мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.). В результате реализации программы в образовательном процессе школы произойдут следующие изменения: 1. Увеличение числа детей с информационной культурой. 2. Повысится качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда. 3. Формирование умения адекватно формулировать свою потребность в информации. 4. Качественное выполнение домашнего задания. 5. Выполнение различных творческих работ с компьютерной поддержкой. 6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 3.Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93. 4. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17. 5. Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 - 87. 6. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с. знаний, 2007. – 448с. 7. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 классы/Составитель М.Н.Бородин . – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448с. 8. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. – М.: АСТ-ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000. – 400 с. 9. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 48 с. 10. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№9. –С. 29- 43.