Воскресенье, 19.11.2017, 07:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Урок информатики в 6 классе на тему "Алгоритмы и исполнители"
Тип урока
Урок изучения нового материала

Цели урока
У обучающихся сформировано четкое представление об алгоритме как последовательности действий

Задачи урока

образовательные:
• создать условия для формирования представления об алгоритме.
развивающие:
• развивать алгоритмическое мышление;
• развивать познавательный интерес, логическое мышление;
• развитие умения планировать свою деятельность;
• развивать память, внимание;
• формировать интерес к изучению предмета.
воспитательные:
• воспитание активности;
• умение работать в парах.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Ученик должен знать: что такое «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя (СКИ)»

Ученик должен уметь: приводить примеры алгоритмов, выполнять предложенный алгоритм, находить и исправлять ошибки в алгоритме, приводить примеры исполнителей, называть команды, которые входят в СКИ

Закрепление навыков работы в графическом редакторе

Метапредметный образовательный результат - уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «алгоритм», «исполнитель»

Развитие личностных качеств:
активность; умение рассуждать, анализировать, аргументировать; точность, ясность речи; любознательность; внимание; память; мышление; дисциплина, систематизация полученных знаний.

Необходимое оборудование и материалы: мультимедиапроектор, интерактивная доска, адаптированная презентация Босовой Л.Л. «Алгоритмы», ПК, тексты практической работы, операционная система Линукс Юниор 4, программа Open Office.org Draw.

Подробный конспект урока

Ход и содержание урока

1. Мотивационное начало урока
Отгадайте ребус (слайд 1, см. приложение). Ответ записывается на интерактивной доске. Получается слово «алгоритм».
После того, как слово отгадано задаются вопросы:
Знакомо ли вам это слово? Где вы его слышали? Что оно означает?

2. Сообщение темы и цели урока (слайд 2)
Тема нашего урока «Алгоритмы и исполнители». Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, когда возникло это понятие, кто такой исполнитель алгоритма, какие команды он умеет выполнять, и где в реальной жизни мы с вами встречаемся с алгоритмами.

3. Изучение нового материала и закрепление изученного.

(Слайд 3)

Подведение к понятию «алгоритм»

В жизни любому человеку приходится решать множество различных задач. Некоторые из них настолько просты и привычны, что мы выполняем их не задумываясь, автоматически, и даже не считаем задачами. К ним можно отнести, например, такие задачи как «Пришить пуговицу», «Купить хлеб», «Собраться в школу», «Закрыть дверь на ключ» др. Другие же задачи, наоборот, настолько сложны, что для того, чтобы их решить, разные люди могут потратить на это различное количество времени – от нескольких дней до нескольких лет, а для кого-то решение таких задач и вовсе окажется непосильным трудом. Например, решение задач «Свободно разговаривать на иностранном языке» или «Написать контрольную работу на 5» требует гораздо больше усилий и выполнения сложных действий, чем решение задачи «Съесть мороженое». На каждом уроке вам также приходится решать множество различных задач.

Вопрос: что есть общее в решение всех этих задач?

Верно, общим является то, что для того, чтобы решить любую, даже самую сложную задачу, - нужно определить порядок действий. Ведь даже самой простой задаче «Купить хлеб» вас когда-то научили ваши родители, а потом вы сами будете учить этому своих детей. Рассмотрим порядок действий в данной задаче. (Щелчок по гиперссылке «Купить хлеб»)

Вопрос: ваш порядок действий при походе в магазин за хлебом аналогичен или отличается от предложенного? (После обсуждения возврат на предыдущий слайд)

Демонстрация межпредметных связей

Рассмотрим еще одну задачу, с которой вы познакомились на уроке русского языка. (Щелчок по гиперссылке «Выполнить фонетический разбор слова»

С помощью интерактивной доски выполняем вместе с классом разбор любого слова по данному алгоритму. После обсуждения возврат на предыдущий слайд.)

Следующая задача из математики «Найти наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел» (Щелчок по гиперссылке «Найти наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел»
С помощью интерактивной доски находим НОК (30,42))

Введения понятия «алгоритм»


Итак, подводим итог всему вышесказанному: общим в решении всех задач является то, что для их успешного выполнения нужно обязательно определить порядок действий. Вот этот порядок действий и называется алгоритмом. (Переход по кнопке «Далее» к слайду с определением алгоритмы. Слайд 7. Ученики записывают определение в тетрадь).

Историческая справка. (слайд 8, ученики записывают в тетрадь фамилию ученого )

Жил когда-то ал-Хорезми,
Был арабским мудрецом,
Он считал – всего полезней
Чисел всяких быть жрецом.
Ал-Хорезми сам придумал
Правил действий свод простой,
Получал он проще сумму
И любой ответ другой.
Эти правила доселе
Люди учат, помнят, чтут, -
А науку в самом деле
АРИФМЕТИКОЙ зовут.
В честь ученого назвали
Правил новых стиль и ритм,
Вот тогда и записали:
Ал-Хорезми – алгоритм.
Метод или предписанье,
Способ или же рецепт –
«Алгоритм» всему названье
Уже много-много лет.

Решение задачи на поиск ошибок в алгоритме.

Некий злоумышленник за алгоритм получения кипятка выдал такую последовательность действий (см. слайд 9). Задание: исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай. Ученики обсуждают, составляют правильный алгоритм, приходят к выводу (слайд 10), что в алгоритме важен порядок действий

Физминутка.
(Слайд 11. По щелчку учителя появляются действия)

Выполним следующий алгоритм
1. Встать
2. Поднять левую руку вверх
3. Поднять правую руку вверх
4. Поставить руки на пояс
5. Наклониться влево
6. Вернуться в исходное положение
7. Наклониться вправо
8. Вернуться в исходное положение
9. Присесть
10. Вернуться в исходное положение
11. Улыбнуться соседу по парте
12. Погладить себя по голове
13. Сесть

Вывод. Выполняя зарядку, мы тоже действуем согласно алгоритму.

Также при составлении алгоритма надо точно знать 2 вещи: (слайд 12) 1. Начальные (исходные) условия. 2. Требуемый результат.
Тогда говорят, что задача хорошо поставлена.

Активная форма работы. Беседа «Мой жизненный опыт». (слайды 13-14)

1. Приведите 2-3 примера правил или предписаний, которым вы следуете в повседневной жизни.

2. Задача может быть решена только тогда, когда она четко описана. Из приведенного списка выберете те, которые сформулированы четко:
a) «Сосчитать звезды»;
b) «Сосчитать число окон в своем доме»;
c) «Купить книги»;
d) «Одеться»;
e) «Дать подробное описание дороги от двери своего дома до школы»

3. Можно ли считать хорошо поставленной задачу в одной из русских народных сказок: «Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что»?

4. Приведите примеры алгоритмов, изученных вами в школе (на уроках русского языка, литературы, математики, географии, физкультуры, иностранного языка, информатики)

Подведение к понятию «исполнитель»

(слайд 15)
1. Кто составляет алгоритмы?
2. Кто или что выполняет алгоритмы?

Введение понятия «исполнитель»

(слайды 16-18)
Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд (ученики записывают определение в тетрадь, разбираются примеры на слайдах, ученики приводят свои примеры).

Активная форма работы. Игра «Я - робот»

Одному из учеников предлагается роль робота, другому – роль того, кто им управляет. Задача управляющего – отдавать команды таким образом, чтобы ученик-робот встал со своего места, дошел до доски, написал на ней слова «Я - робот» и вернулся обратно. В ходе игры управляющих можно менять. Задача робота – четко следовать инструкциям. Также необходимо следить за тем, чтобы команды отдавались четко и исполнялись правильно.

Проблемный вопрос. (слайд 19)
Чем исполнитель-машина отличается от исполнителя-человека?

Введение понятия « СКИ» (слайд 20)

Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).
Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

Обсуждение
(слайд 21)
Какие исполнители могут выполнять следующие виды работ?
• Приготовление обеда
• Уборка квартиры
• Уборка мусора во дворе
• Стирка
• Перевозка пассажиров
• Обучение детей в школе
• Раскрой ткани
• Продажа железнодорожных билетов
• Поддержание температуры в помещении
• Прием зачета
• Доставка корреспонденции

Подведение итогов изученного (слайд 22)

4. Практическая работа

Linux-практикум 5-7 классы Босова. http://metodist.edu54.ru/node/103715
Босова Л.Л. ОС Linux. Компьютерный практикум. 6 класс. Работа 11. Знакомимся с векторной графикой. Задание 6. (см. приложение)
В ходе работы также акцентируется внимание учащихся на том, что они выполняют алгоритм.

5. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

6. Рефлексия деятельности

Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Опишите глаголами, что мы делали сегодня уроке?
2. Опишите прилагательными, какими вы были сегодня на уроке?
3. Какие чувства и мысли у вас появились после работы на уроке?
4. Достигли ли вы цели урока?

Домашнего задания нет

Использованные источники и литература:

1. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
2. Основа презентации взята здесь: Босова Л. Л. Набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
В исходной презентации использованы слайды 1-11, из которых изменены слайды 2, 3, 7, 11. Остальные слайды добавлены самостоятельно.
3. Практическая работа взята здесь: Linux-практикум 5-7 классы Босова. http://metodist.edu54.ru/node/103715
4. Текст стихотворения об Аль-Хорезми взят здесь: Тюникова Е. А. Методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме:
Открытый урок - Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/library/otkrytyi-urok-algoritmy-ispolniteli-algoritmov

Источник: http://yadi.sk/d/oTfG1xvd4nQge
Категория: Информатика | Добавил: FoxViera (13.05.2013) | Автор: Пырьева Вера Владимировна E W
Просмотров: 9860 | Комментарии: 1 | Теги: Исполнитель, алгоритм, СКИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Вера Владимировна,  сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Конференции.      
Технический эксперт Мухина Ирина Анатольевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]