Среда, 28.02.2024, 22:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Урок информатики в 8 классе «Типовая конструкция разветвляющегося алгоритма»
План-конспект учебного занятия по информатике и ИКТ в 8 классе


Тема учебного занятия:
Типовая конструкция разветвляющегося алгоритма.
Тип учебного занятия:
Урок изучения новых знаний и способов действий.
Цели учебного занятия:
- Образовательная:
Изучить базовую алгоритмическую структуру ветвления.
- Развивающая:
Развивать умения выполнять действия по алгоритму, представленному в разных формах, и составлять алгоритм по действиям.
- Воспитательная:
Воспитывать культуру алгоритмического мышления.
- Психологическая:
Развивать процессы алгоритмического и логического мышления, внимания и памяти.
Дифференциация на уроке:
Объем выполненного задания.
Форма учебного занятия:
Комбинированный урок.
Основные понятия:
Ветвление, разветвляющийся алгоритм, полное ветвление, неполное ветвление, множественное ветвление.
Уровни и показатели обучаемости:
Степень легкости и быстроты преобразования знаний
Оснащение:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, бланк для фиксации результатов (Приложение 1), ЛИСТЫ ПРОВЕРКИ ЗУН по теме «Типовая конструкция линейного алгоритма» (Приложение 2), Интернет-ресурс http://infometresource.narod.ru/t_1.html (тест) (Приложение 3), нелинейная мультимедийная презентация по теме урока (Приложение 4), трафареты для изображения блок-схем, карточки с изображением выражений лиц, отражающих эмоциональные состояния удовлетворения, равнодушия и недовольства.

Ход учебного занятия


I. Организация начала занятия.

Дидактическая задача этапа:
- Подготовить учащихся к работе на занятии.

Содержание этапа

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

II. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия.

Дидактическая задача этапа:
- Обеспечить мотивацию учения школьников и принятия ими задач учебно-познавательной деятельности. Актуализировать опорные знания и способы действий учащихся.
Действия по решению дидактической задачи:
- Формулировка целей и задач урока в действиях учащихся.
- Ознакомление учащихся со структурно-логической схемой темы и конечными результатами ее изучения.
- Учет знаний, умений, навыков учащихся к началу основного этапа.
- Актуализация опорных знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых понятий.

Содержание этапа

1. Формулировка целей и задач урока в действиях учащихся.
- Сегодняшнее занятие является следующим звеном в изучении раздела «Основы алгоритмизации».



Мы его проводим в форме урока. Тема нашего занятия «Типовая конструкция разветвляющегося алгоритма».
Прежде чем начать работу, давайте определимся, чего мы хотим достичь в результате нашего взаимодействия.
Какую цель урока мы поставим согласно нашей теме?
/- Изучить типовую конструкцию разветвляющегося алгоритма.
- На первом занятии по изучению раздела мы определили, что основу каждого вида алгоритма составляет базовая алгоритмическая структура, и без определений обозначили эти структуры. Назовите их.
/- Линейная, ветвление, цикл.
- Давайте внесем коррективы в нашу цель:
«Изучить базовую алгоритмическую структуру ветвления».

2. Ознакомление учащихся со структурно-логической схемой темы и конечными результатами ее изучения.
- Для достижения нашей основной цели на уроке мы решим следующие задачи (демонстрация по ссылке):

- Выполним задания по предыдущей теме.
- Запишем определение ветвления и рассмотрим особенности этой структуры на примере блок-схем.
- Выполним ряд заданий по новой теме.
- Выявим уровень овладения знаниями и способами действий по теме урока.
- Подведем итоги.

Итак, добро пожаловать в мир разветвляющихся алгоритмов.
Конечным результатом вашей деятельности будет являться оценка. Основу оценки составят результаты проверки ЗУН по предыдущей теме и тестирования в конце урока. Вы так же можете получить дополнительные баллы за выполненные заданий в ходе урока и активное участие в работе класса. (Фиксируется в бланке – Приложение 1)

3. Учет знаний, умений, навыков учащихся к началу основного этапа.
- Возьмите ЛИСТЫ ПРОВЕРКИ ЗУН по теме «Типовая конструкция линейного алгоритма» (Приложение 2) и выполните предлагаемые задания. На выполнение заданий – 3 минуты. Обратите внимание, что за каждый правильный ответ вы получаете 2 балла.
Выполнение заданий.
- Сверьте ваши ответы с правильными и проставьте количество полученных баллов.

4. Актуализация опорных знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых понятий.
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним некоторые понятия.
- Какие формы представления алгоритма вы знаете?
/Словесная, графическая, на языке программирования.
- В чем особенности линейной алгоритмической структуры?
/Действия выполняются последовательно, сверху вниз, без возвратов.

III. Изучение новых знаний и способов действий.

Дидактическая задача этапа:
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
Действия по решению дидактической задачи:
- Опора на имеющиеся знания и жизненный опыт.
- Создание проблемной ситуации.
- Полное и точное определение ключевых признаков ветвления.
- Учет индивидуальных способов проработки учащимися изучаемого материала.
- Подача материала логически завершенными частями, в виде отдельных слайдов.
- Обеспечение интерактивного режима взаимодействия с учащимися посредством интерактивного плаката.
- Ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации при рассмотрении особенностей структур ветвления.
- Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.

Содержание этапа

- Рассмотрите изображение. Что вы видите?
/Бутерброды.


- Предложите рецепт приготовления бутерброда без изысков.
/Взять кусок хлеба.
/Намазать маслом.
/Положить сыр.
/Положить колбасу.
- Чем по сути является ваш рецепт?
/Алгоритмом.
- К какому виду вы отнесете данный алгоритм?
/К линейным алгоритмам.
- Скажите, а если у вас отсутствует, например, колбаса. Как вы поступите?
/Либо заменим колбасу, либо приготовим бутерброд без колбасы.
- Нарушится ли линейная структура вашего алгоритма?
/Да.
- Таким образом, мы столкнулись с ситуацией, в которой смысл или порядок исполняемых действий изменяется в связи с появившимся условием.
В этом случае мы имеем дело с ветвлением.

Ветвлением называется структура, в которой смысл и/или порядок исполняемых действий изменяется при выполнении или невыполнении какого-либо условия.

- Базовая структура ветвления лежит в основе разветвляющегося алгоритма.
В общем случае схема разветвляющего алгоритма будет выглядеть так:

Если <условие>, то <действие1>, иначе <действие2>.

В разветвляющемся алгоритме при невыполнении условия действия могут не предусматриваться. Тогда схема будет выглядеть так:

Если <условие>, то <действие>.

В блок-схемах блок условия обозначается в виде ромба. Внутри блока проверяемое условие записывается в математической форме или в форме вопроса.
Если в ходе исполнения алгоритма условие оказывается выполненным, то процесс продолжается в направлении «Да».
Если проверяемое условие не выполняется, то процесс продолжается в направлении «Нет».



Ветвления имеют различные особенности структуры.
Они могут быть простыми или более сложными в зависимости от требований решаемой задачи.
Поскольку различные задачи требуют различных ветвлений, то алгоритмы делятся дополнительно на три различных вида.
Каждый вид несколько отличается от других по структуре, степени сложности и способу записи в программе.
Все ветвления делятся на:
- Полные.
- Неполные.
- Множественные.







Обратить внимание на технику построения блок-схем!

IV. Первичная проверка понимания изученного.

Дидактические задачи этапа:
- Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала.
- Выявить пробелы первичного осмысления изученного и произвести их коррекцию.

Действия по решению дидактической задачи:
- Проверка понимания учащимися основного содержания усваиваемых знаний, внутренних закономерностей и связи сущности новых понятий.
- Постановка вопросов как репродуктивного характера, так и вопросов, требующих мыслительной активности учащихся.
- Обращение к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика.

Содержание этапа

Ответы на вопросы:
- В каком случае нарушается линейность в структуре алгоритма?
/При возникновении условия.
- В какой форме записывается внутри блока проверяемое условие?
/В математической или в форме вопроса.
- Какими бывают разветвляющиеся алгоритмы по виду ветвления?
/Полного, неполного и множественного ветвления.

V. Закрепление и применение знаний и способов действий учащихся.

Дидактическая задача этапа:
- Организовать усвоение учащимися способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений в ее применении.

Действия по решению дидактической задачи:
- Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов.
- Использование разнообразных методов и форм закрепления.
- Использование системы заданий в основе которой лежит спланированная последовательность действий.

Содержание этапа

Задание 1. Пословицы.
По заданным предложениям угадайте известную поговорку или пословицу:
- Если выполнил работу, то отдыхай и веселись.
/Закончил дело – гуляй смело.

- Если два дела одновременно делать, то ничего не получится.
/За двумя зайцами погонишься – и одного не поймаешь.

- Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.
/Тише едешь – дальше будешь.

- Если сам натворил бед, то сам и отвечай.
/Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Задание 2. Вычисление значения переменной по блок-схеме.



Задание 3. Представления разветвляющегося алгоритма в словесной форме.
Сейчас вы просмотрите анимационный ролик. Ваша задача – составить алгоритм по сюжету увиденного. Представьте алгоритм в словесной форме.



Задание 4. Составление блок-схемы по условию.
Даны три отрезка с длинами a, b, c. Составьте алгоритм проверки существования треугольника со сторонами a, b, c.
Алгоритм представить в виде блок-схемы.



VI. Контроль и самопроверка знаний и способов действий.

Дидактические задачи этапа:
- Выявить уровень овладения знаниями и способами действий.
- Обеспечить коррекцию знаний и способов действий.

Действия по решению дидактической задачи:
- Использование тестовых заданий.

Содержание этапа

- Перейдите в браузере на страницу тестирования и выполните предложенные задания:
http://infometresource.narod.ru/t_1.html. (Приложение 3)

VII. Информация о домашнем задании.

Дидактическая задача этапа:
- Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Содержание этапа

- Составить конспект темы, опираясь на материал §12.5 учебника (Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс / Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008).
- Составить алгоритм нахождения корней квадратного уравнения.

VIII. Подведение итогов учебного занятия.

Дидактическая задача этапа:
- Провести анализ и дать оценку достижения цели и определение перспективы последующей работы.

Содержание этапа

- Общая характеристика работы класса.
- Анализ степени успешности учащихся в овладении содержанием урока.
- Вскрытие недостатков в деятельности учащихся.
- Рекомендации по пути преодоления недостатков.



IX. Рефлексия деятельности.

Дидактическая задача этапа:
- Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).
- Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.

Содержание этапа

- На сегодняшнем уроке мы с вами сделали еще один шаг в мир алгоритмических структур. За этот час вы стали немного мудрее. Но у каждого из нас сложилось свое отношение к прошедшему уроку. Этот урок оставил в вашей душе какой-то след: это может быть удовлетворение от проделанной работы, выполненного задания, это может быть равнодушие, это может быть неудовлетворенность. На столе лежат карточки с разными выражениями лиц. При выходе возьмите с собой карточку с лицом, выражение которого соответствует вашему душевному состоянию.

Приложение к уроку: http://www.moi-file.ru/4n0i680xcp3k.html
Категория: Информатика | Добавил: boris (19.08.2011) | Автор: Затынайченко Б.Д. E W
Просмотров: 8847 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]