Урок информатики в 8 классе «Типовая конструкция разветвляющегося алгоритма»
План-конспект учебного занятия по информатике и ИКТ в 8 классе
Тема учебного занятия: Типовая конструкция разветвляющегося алгоритма. Тип учебного занятия: Урок изучения новых знаний и способов действий. Цели учебного занятия: - Образовательная: Изучить базовую алгоритмическую структуру ветвления. - Развивающая: Развивать умения выполнять действия по алгоритму, представленному в разных формах, и составлять алгоритм по действиям. - Воспитательная: Воспитывать культуру алгоритмического мышления. - Психологическая: Развивать процессы алгоритмического и логического мышления, внимания и памяти. Дифференциация на уроке: Объем выполненного задания. Форма учебного занятия: Комбинированный урок. Основные понятия: Ветвление, разветвляющийся алгоритм, полное ветвление, неполное ветвление, множественное ветвление. Уровни и показатели обучаемости: Степень легкости и быстроты преобразования знаний Оснащение: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, бланк для фиксации результатов (Приложение 1), ЛИСТЫ ПРОВЕРКИ ЗУН по теме «Типовая конструкция линейного алгоритма» (Приложение 2), Интернет-ресурс http://infometresource.narod.ru/t_1.html (тест) (Приложение 3), нелинейная мультимедийная презентация по теме урока (Приложение 4), трафареты для изображения блок-схем, карточки с изображением выражений лиц, отражающих эмоциональные состояния удовлетворения, равнодушия и недовольства.
Ход учебного занятия
I. Организация начала занятия.
Дидактическая задача этапа: - Подготовить учащихся к работе на занятии.
Содержание этапа
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.
II. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия.
Дидактическая задача этапа: - Обеспечить мотивацию учения школьников и принятия ими задач учебно-познавательной деятельности. Актуализировать опорные знания и способы действий учащихся. Действия по решению дидактической задачи: - Формулировка целей и задач урока в действиях учащихся. - Ознакомление учащихся со структурно-логической схемой темы и конечными результатами ее изучения. - Учет знаний, умений, навыков учащихся к началу основного этапа. - Актуализация опорных знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых понятий.
Содержание этапа
1. Формулировка целей и задач урока в действиях учащихся. - Сегодняшнее занятие является следующим звеном в изучении раздела «Основы алгоритмизации».
Мы его проводим в форме урока. Тема нашего занятия «Типовая конструкция разветвляющегося алгоритма». Прежде чем начать работу, давайте определимся, чего мы хотим достичь в результате нашего взаимодействия. Какую цель урока мы поставим согласно нашей теме? /- Изучить типовую конструкцию разветвляющегося алгоритма. - На первом занятии по изучению раздела мы определили, что основу каждого вида алгоритма составляет базовая алгоритмическая структура, и без определений обозначили эти структуры. Назовите их. /- Линейная, ветвление, цикл. - Давайте внесем коррективы в нашу цель: «Изучить базовую алгоритмическую структуру ветвления».
2. Ознакомление учащихся со структурно-логической схемой темы и конечными результатами ее изучения. - Для достижения нашей основной цели на уроке мы решим следующие задачи (демонстрация по ссылке):
- Выполним задания по предыдущей теме. - Запишем определение ветвления и рассмотрим особенности этой структуры на примере блок-схем. - Выполним ряд заданий по новой теме. - Выявим уровень овладения знаниями и способами действий по теме урока. - Подведем итоги.
Итак, добро пожаловать в мир разветвляющихся алгоритмов. Конечным результатом вашей деятельности будет являться оценка. Основу оценки составят результаты проверки ЗУН по предыдущей теме и тестирования в конце урока. Вы так же можете получить дополнительные баллы за выполненные заданий в ходе урока и активное участие в работе класса. (Фиксируется в бланке – Приложение 1)
3. Учет знаний, умений, навыков учащихся к началу основного этапа. - Возьмите ЛИСТЫ ПРОВЕРКИ ЗУН по теме «Типовая конструкция линейного алгоритма» (Приложение 2) и выполните предлагаемые задания. На выполнение заданий – 3 минуты. Обратите внимание, что за каждый правильный ответ вы получаете 2 балла. Выполнение заданий. - Сверьте ваши ответы с правильными и проставьте количество полученных баллов.
4. Актуализация опорных знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых понятий. - Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним некоторые понятия. - Какие формы представления алгоритма вы знаете? /Словесная, графическая, на языке программирования. - В чем особенности линейной алгоритмической структуры? /Действия выполняются последовательно, сверху вниз, без возвратов.
III. Изучение новых знаний и способов действий.
Дидактическая задача этапа: - Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала. Действия по решению дидактической задачи: - Опора на имеющиеся знания и жизненный опыт. - Создание проблемной ситуации. - Полное и точное определение ключевых признаков ветвления. - Учет индивидуальных способов проработки учащимися изучаемого материала. - Подача материала логически завершенными частями, в виде отдельных слайдов. - Обеспечение интерактивного режима взаимодействия с учащимися посредством интерактивного плаката. - Ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации при рассмотрении особенностей структур ветвления. - Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.
Содержание этапа
- Рассмотрите изображение. Что вы видите? /Бутерброды.
- Предложите рецепт приготовления бутерброда без изысков. /Взять кусок хлеба. /Намазать маслом. /Положить сыр. /Положить колбасу. - Чем по сути является ваш рецепт? /Алгоритмом. - К какому виду вы отнесете данный алгоритм? /К линейным алгоритмам. - Скажите, а если у вас отсутствует, например, колбаса. Как вы поступите? /Либо заменим колбасу, либо приготовим бутерброд без колбасы. - Нарушится ли линейная структура вашего алгоритма? /Да. - Таким образом, мы столкнулись с ситуацией, в которой смысл или порядок исполняемых действий изменяется в связи с появившимся условием. В этом случае мы имеем дело с ветвлением.
Ветвлением называется структура, в которой смысл и/или порядок исполняемых действий изменяется при выполнении или невыполнении какого-либо условия.
- Базовая структура ветвления лежит в основе разветвляющегося алгоритма. В общем случае схема разветвляющего алгоритма будет выглядеть так:
Если <условие>, то <действие1>, иначе <действие2>.
В разветвляющемся алгоритме при невыполнении условия действия могут не предусматриваться. Тогда схема будет выглядеть так:
Если <условие>, то <действие>.
В блок-схемах блок условия обозначается в виде ромба. Внутри блока проверяемое условие записывается в математической форме или в форме вопроса. Если в ходе исполнения алгоритма условие оказывается выполненным, то процесс продолжается в направлении «Да». Если проверяемое условие не выполняется, то процесс продолжается в направлении «Нет».
Ветвления имеют различные особенности структуры. Они могут быть простыми или более сложными в зависимости от требований решаемой задачи. Поскольку различные задачи требуют различных ветвлений, то алгоритмы делятся дополнительно на три различных вида. Каждый вид несколько отличается от других по структуре, степени сложности и способу записи в программе. Все ветвления делятся на: - Полные. - Неполные. - Множественные.
Обратить внимание на технику построения блок-схем!
IV. Первичная проверка понимания изученного.
Дидактические задачи этапа: - Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала. - Выявить пробелы первичного осмысления изученного и произвести их коррекцию.
Действия по решению дидактической задачи: - Проверка понимания учащимися основного содержания усваиваемых знаний, внутренних закономерностей и связи сущности новых понятий. - Постановка вопросов как репродуктивного характера, так и вопросов, требующих мыслительной активности учащихся. - Обращение к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика.
Содержание этапа
Ответы на вопросы: - В каком случае нарушается линейность в структуре алгоритма? /При возникновении условия. - В какой форме записывается внутри блока проверяемое условие? /В математической или в форме вопроса. - Какими бывают разветвляющиеся алгоритмы по виду ветвления? /Полного, неполного и множественного ветвления.
V. Закрепление и применение знаний и способов действий учащихся.
Дидактическая задача этапа: - Организовать усвоение учащимися способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений в ее применении.
Действия по решению дидактической задачи: - Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов. - Использование разнообразных методов и форм закрепления. - Использование системы заданий в основе которой лежит спланированная последовательность действий.
Содержание этапа
Задание 1. Пословицы. По заданным предложениям угадайте известную поговорку или пословицу: - Если выполнил работу, то отдыхай и веселись. /Закончил дело – гуляй смело.
- Если два дела одновременно делать, то ничего не получится. /За двумя зайцами погонишься – и одного не поймаешь.
- Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь. /Тише едешь – дальше будешь.
- Если сам натворил бед, то сам и отвечай. /Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Задание 2. Вычисление значения переменной по блок-схеме.
Задание 3. Представления разветвляющегося алгоритма в словесной форме. Сейчас вы просмотрите анимационный ролик. Ваша задача – составить алгоритм по сюжету увиденного. Представьте алгоритм в словесной форме.
Задание 4. Составление блок-схемы по условию. Даны три отрезка с длинами a, b, c. Составьте алгоритм проверки существования треугольника со сторонами a, b, c. Алгоритм представить в виде блок-схемы.
VI. Контроль и самопроверка знаний и способов действий.
Дидактические задачи этапа: - Выявить уровень овладения знаниями и способами действий. - Обеспечить коррекцию знаний и способов действий.
Действия по решению дидактической задачи: - Использование тестовых заданий.
Дидактическая задача этапа: - Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Содержание этапа
- Составить конспект темы, опираясь на материал §12.5 учебника (Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс / Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008). - Составить алгоритм нахождения корней квадратного уравнения.
VIII. Подведение итогов учебного занятия.
Дидактическая задача этапа: - Провести анализ и дать оценку достижения цели и определение перспективы последующей работы.
Содержание этапа
- Общая характеристика работы класса. - Анализ степени успешности учащихся в овладении содержанием урока. - Вскрытие недостатков в деятельности учащихся. - Рекомендации по пути преодоления недостатков.
IX. Рефлексия деятельности.
Дидактическая задача этапа: - Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). - Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.
Содержание этапа
- На сегодняшнем уроке мы с вами сделали еще один шаг в мир алгоритмических структур. За этот час вы стали немного мудрее. Но у каждого из нас сложилось свое отношение к прошедшему уроку. Этот урок оставил в вашей душе какой-то след: это может быть удовлетворение от проделанной работы, выполненного задания, это может быть равнодушие, это может быть неудовлетворенность. На столе лежат карточки с разными выражениями лиц. При выходе возьмите с собой карточку с лицом, выражение которого соответствует вашему душевному состоянию.