"Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещеный мир Приготовила б я пир". "Кабы я была царица,- Говорит ее сестрица,- То на весь бы мир одна Наткала б я полотна". "Кабы я была царица,- Третья молвила сестрица,- Я б для батюшки-царя Родила богатыря". (слайд 3)
Что общего в этих отрывках по структуре?
2. Игра «Кто это?» Правила этой игры очень просты: вы должны выяснить, кого я загадала. Все встаньте. Я буду называть признак, если вы им обладаете, то продолжаете стоять, если нет — садитесь.
У вас светлые волосы (все, у кого темные волосы, садятся)
Вы сидите на втором варианте
Вы девочка
У вас длинные волосы
Вы не в платье
У вас есть сестра
Вас зовут Надя
И так до тех пор, пока не останется один человек. Кто же остался у нас? Почему? (Потому что все условия для нее были выполнены, все признаки подходили) У нескольких учеников спросить, почему они сели. Обратите внимание, что условие может выполняться или не выполняться. Назовите условия, которые вы запомнили?
IV Изложение нового материала В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Вспомните, герои каких русских народных сказок совершают выбор, определяющий их судьбу. Логику принятия решения можно описать так: ЕСЛИ <условие> ТО <действие 1> ИНАЧЕ <действие 2>
ЕСЛИ ласточки низко летают, ТО будет дождь, ИНАЧЕ дождя не будет (слайд 4) В виде блок-схемы это можно представить следующим образом: (слайд 5)
В некоторых случаях <действие 2> может отсутствовать: ЕСЛИ <условие> ТО <действие 1> ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся (слайд 6)
(cлайд 7)
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением.(слайд 8)
V Первичное закрепление изученного материала 1.Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла? У каждого дела запах особый: В булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо столярной идешь мастерской — Стружкою пахнет и свежей доской. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. Куртка шофера пахнет бензином, Блуза рабочего — маслом машинным. (слайд 9)
Перефразируйте информацию о профессиях с помощью слов «ЕСЛИ … ТО».
2. Записать алгоритм решения задачи в виде блок-схемы. Задача. (слайд 10) Лена попросила Сашу задумать двузначное число и, если задуманное число четное, то разделить его на 2 и назвать результат. Если задуманное число нечетное, то просто назвать число. Решение. (слайд 11)
3.Практическая работа. За компьютерами с помощью программы OpenOffice.org Draw записать следующие пословицы в виде блок-схем:
Болен — лечись, а здоров — берегись. Поспешишь — людей насмешишь. (слайд 12)
VI Подведение итогов урока. Домашнее задание(слайд 13) Привести три примера из повседневной жизни на алгоритмы с ветвлением и записать их с помощью блок-схем.
Рефлексия(слайд 14)
Толи еще будет... А нам все равно... Кто тебе сказал... Ты скажи, ты скажи... До чего же хочется, братцы... Путь далек у на с тобою... Где это видано, где это слыхано... Птица счастья завтрашнего дня... Нагружать все больше нас...