Урок-соревнование по информатике "Крестики-Нолики"
Автор: Авдохина Ольга Сергеевна Полное название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6», г.Ивантеевка Московской области Предмет: Информатика Тема: Урок-соревнование по информатике «Крестики-Нолики» Класс: 5 Учебно-методическое обеспечение: авторская презентация, созданная в среде Power Point Время реализации занятия:45 минут Цель урока: Повторение и обобщение знаний по темам «Основные этапы развития ВТ», «Информация. Виды представления информации», «Состав компьютера», контроль за уровнем усвоения материала. Воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений. Побудить интерес к изучению информатики. Задачи урока: Образовательные: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении данной темы; Развивающие: развитие внимания, памяти, логического мышления; развитие воображения; Воспитательные: научить ребят работать в группах, отстаивать свою точку зрения, распределять задания между участниками группы в соответствии со способностями каждого; повышение интереса к изучаемому предмету; Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний, урок с применением игровых технологий. Форма урока: урок - соревнование Оборудование: Наглядные пособия: таблица кодирования. Раздаточный материал: карточка участника; карточки-эмблемы команд – для каждой команды следует подготовить 1 большую карточку, которую необходимо установить на рабочем столе; кроссворды; ребусы; задачи на измерение информации. Технические средства обучения (ТСО): Компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9x или выше и пакет Microsoft Office. Проектор, экран. Оснащение ТСО: файлы с заданиями; текстовый редактор Блокнот; два носителя информации. Оформление доски: Оформление игрового поля План проведения урока: Этапы урока Временная реализация Организационный момент. Формирование команд. Мотивационное начало 5 минут Игра – соревнование 35 минут Подведение итогов 5 минут
Ход урока: 1.Организационный момент. (Слайд 1) Перед началом урока ученикам раздаются карточки участника. В строке «Название команды» заранее вписывается «Крестик»/ «Нолик». Это позволит разделить ребят по группам. В карточке заполняется фамилия, имя участника, и она откладывается до конца урока. Учитель: Урок проходит по правилам игры «Крестики - Нолики» (Слайд 2). Учащиеся делятся на две команды: Крестики, Нолики. Игровое поле состоит из таблицы с тремя столбцами и тремя строками. Выбор первого игрока осуществляется по жребию. Игроки ходят по очереди, выполняя задания той или иной клетки – конкурса. Та команда, которая выиграла в конкурсе, имеет право поставить в эту клетку свой знак (крестик или нолик). Побеждает в игре команда, расположившая первой три своих знака в линию. Линию можно образовывать горизонтально, вертикально и по диагонали.
2. Игра «Крестики - Нолики». Перед участниками игровое поле. Задания скрыты за номерами. Это удобно для выбора ячеек и при этом сохраняется элемент неожиданности. Капитаны команд выбирают ячейку, фиксируют в поле результат (крестик/нолик). 1.БЛОКНОТ. (Слайд 3) Задание выполняется на компьютере, используется приложение Блокнот. Открывается файл с заготовкой. Необходимо составить как можно больше слов из букв слова ИНФОРМАЦИЯ. Составленные слова набираются на клавиатуре в текстовом редакторе Блокнот. 2.КАК ЭТО БЫЛО (Слайд 4-5) Задание выполняется на компьютере. Открывается файл с заготовкой. Для выполнения задания необходимо вспомнить этапы развития вычислительной техники. Необходимо расставить устройства в порядке их возникновения. 3.КОДИРОВАНИЕ (Слайд 6-7) Одна и та же информация может быть представлена в разной форме. С помощью кодовых таблиц закодируйте информацию. 4.КРОССВОРД (Слайд 8-9) Командам предлагается разгадать кроссворд на тему «Устройство компьютера». Оценивается правильность выполнения и быстрота. По горизонтали: 3.«Мозг» компьютера 5.Один из видов информации. 7.Внешняя память. 8.Устройство для управления движением на экране. 9.Минимальная единица информации. 10.Устройство ввода информации вида 5. 11.Устройство для связи с интернетом. 12.Традиционное устройство запоминания неподвижного изображения. 13.Вредоносная программа. По вертикали: 1.Лицо компьютера. 2.Специалист, без услуг которого компьютер не работает. 4.Счетное устройство с косточками. 6.Устройство для работы с внешней памятью.
5.ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ (Слайд 10-11) Командам предлагается решить задачи на измерение информации. Раздаточный материал: карточки с заданиями. 6.РЕБУСЫ (Слайд 12-13) Необходимо разгадать ребусы. Раздаточный материал: карточки с заданиями. 7.ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ПЕРЕДАЧА (Слайд 14-15) Задание выполняется на компьютере. Используется файл с заготовкой и носитель информации. Необходимо записать файл с одного ПК и перенести его на другой, открыть, продемонстрировать его содержание. Содержание файла: поощрительная фраза «МОЛОДЦЫ!». 8.ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ХРАНЕНИЕ (Слайд 16) В текстовом редакторе Блокнот набрать состав команды. Файл сохранить под именем команды. Оценивается быстрота и правильность выполнения. 9.ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ОБРАБОТКА (Слайд 17-18) Учитель. Без обработки того, что мы храним и передаем, невозможно увеличивать ни объем информации, ни ее разнообразие. Задание выполняется на компьютере. Используется файл с заготовкой. Командам предстоит исправить ошибки и дополнить информацию.
3. Подведение итогов. (Слайд 19 или 20) Учитель: Вы удачно преодолели все конкурсы Команда, победившая в игре, учитывая правила проведения, получает оценку «отлично». Оставшимся участникам выставляется – «хорошо». Ученикам предлагается заполнить до конца карточку участника: ответить на вопросы. «Что вызвало трудности при выполнении заданий». Учитель: А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Смайлик - это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок. Оцените урок: Понравился ли тебе урок в форме игры или ты предпочитаешь обычный традиционный урок. Радостное лицо – Да, понравился Грустное лицо – Нет Список использованной литературы: 1.Кульневич С. В., Лакоценина т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов высших и средних педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001. – 176 с. 2.Иванова И. А. Информатика. 5 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2005. – 48 с. 3.Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №2 – 2005. М.: Образование и информатика, 2005. – 96 с. 4.Ребусы. www.metod-kopilka.ru/page-5-1-12.html 5.Шаблон презентации. http://pedsovet.su/load/321-1-0-14406