В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества преподавателей разных дисциплин по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а студенты в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире. Мы разработали сценарий деловой игры, интегрирующей курсы «Информатика» и «Предпринимательская деятельность». Данное занятие проводится по окончании изучения этих предметов, перед выполнением обязательных контрольных работ, предусмотренных рабочими программами, с целью систематизации и комплексного обобщения полученных знаний. Наша деловая игра предполагает выполнение заданий творческого характера, позволяющих по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания, что обеспечивается посредством проведения интегрированного занятия. В процессе проведения деловой игры студенты, используя программы Microsoft Word и Microsoft Excel, разрабатывают концепцию бизнеса, анализируют его сильные и слабые стороны, представляют составляющие стартового капитала. Т.е в процессе игры студенты строят информационную модель своего будущего бизнеса с помощью компьютерных технологий. Перед проведением деловой игры, студентам выдается домашнее задание: разработать предварительную концепцию бизнеса. Это необходимо для того, чтоб во время игры у групп уже были некоторые идеи, из которых выбирается лучшая. Игра проводится с использованием дифференцированно-груповой формы обучения, в результате которой студенты активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибок, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию.
Специальность обучающихся: 080504 «Государственное и муниципальное управление», 2 курс
Тема – Деловая игра: «Я – бизнесмен»
Вид урока – деловая игра
Тип урока - урок контроля и проверки знаний и умений
Цели и задачи:
Цели: 1. Обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности 2. Способствовать формированию ответственного отношения к изучению дисциплин, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявлению наибольшей активности в их выполнении 3. Формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе.
Задачи: 1. Осуществление контроля обучения по курсам «Предпринимательская деятельность» и «Информатика» 2. Выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков перед выполнением итоговых контрольных работ
Оборудование: компьютеры, дидактический раздаточный материал
Продолжительность занятия - 90 минут (1 пара)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Части- блоки занятия (краткое содержание деятельности преподавателя и студентов) Временная реализация 1. Организационный момент: приветствие 1 минута 2. Объявление темы занятия, целей 4 минуты 3. Формирование команд, выдача оценочных таблиц 5 минут 4. 1-й этап игры - задание 1 15 минут - задание 2 15 минут
5. 2-й этап 20 минут 6. 3-й этап. 20 минут 7. Оценка команд. Индивидуальная оценка студентов. 8 минут 8. Подведение итогов 2 минуты
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент Приветствие, проверка присутствия студентов по списку.
2. Сообщение темы, постановление целей занятия Преподаватели сообщают студентам об особенностях проводимого занятия, его целях и задачах
3. Формирование команд из числа студентов группы. Выдача командам таблиц расчета комплексной оценки участников (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Группа делится на команды по 4 человека. Команды формируются преподавателями в соответствии с дифференцированным подходом в обучении. Каждая команда получает таблицу расчета комплексной оценки каждого участника, преподаватели объясняют принцип её заполнения
4. 1-й этап игры Задание 1. «Презентация фирмы» Участникам команд предлагается подготовить на ПК визитную карточку своей фирмы с использованием программы Microsoft Word. Визитка должна включать в себя название и реквизиты фирмы, ее логотип и профиль деятельности. Задание 2. «Концепция бизнеса» Студентам предлагается с использованием программы Microsoft Word построить таблицу «Концепция бизнеса», используя образец (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Заполнить ее согласно концепции своего бизнеса.
5. 2-й этап «SWOT-анализ» Командам предлагается: - построить с помощью программы Microsoft Word анализ своего бизнеса (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3). - по окончании работы дать оценку своего бизнеса и напечатать в виде маркированного списка ответы на следующие вопросы: • Намерены ли вы далее развивать свою идею? • Вернуться ли вам к концепции своего бизнеса для внесения изменений? • Следует ли вам полностью отказаться от избранной идеи?
6. 3-й этап «Расчет стартового капитала» Участникам команд предлагается: - создать в Microsoft Excel лист расчетов составляющих стартового капитала, используя предложенный перечень элементов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Подсчитать общую сумму стартового капитала. - создать диаграмму, в которой ясно видна каждая составляющая стартового капитала.
7. Оценка работы команд. Индивидуальная оценка работы студентов на основании данных таблиц комплексной оценки В таблице комплексной оценки приведены коэффициенты, на которые умножается оценка, полученная командой. Оценка команде выставляется преподавателями, по каждому предмету отдельно за каждый этап. Студенты самостоятельно определяют оценку каждого участника команды, с учетом коэффициента участия. Итоговая оценка определяется как среднеарифметическое от полученных оценок участника за каждый этап. 8. Подведение итогов Преподаватели дают анализ проведённой игры. ПРИЛОЖЕНИЕ 1