Использование ИКТ в учебно - воспитательном процессе
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности: • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; • совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; • широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран; • свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. И если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Думается, в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические, и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому. Обе эти задачи достаточно сложны. Может ли информатизация школы помочь решить их одновременно? Да, может. Каждый этап информатизации школы – это изменение учебной среды, способа жизни участников образовательного процесса. И это не только компьютеры и сканеры в кабинете информатики или Интернет, главное изменение происходит в представлениях участников учебного процесса: учащихся, учителей, школьных администраторов, родителей. Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа: 1 этап. Организация изучения информатики в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча. 2 этап: «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин». На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. 3 этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения. 4 этап. Этот этап чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача- введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе. Анализируя опыт нашей школы по использованию ИКТ в учебном процессе, можно сказать, что I этап информатизации образования в нашей школе освоен. Одной из самых важных задач, которая была решена на I этапе – это организация преподавания непрерывного курса информатики в 9-11 классах и в начальной школе. Информатика – это наука, которая развивается быстро и неудержимо и, конечно же, школьная информатика также не стоит на месте. Практически содержание курса информатики меняется каждый год на 15-20%. Поэтому программа курса информатики постоянно дорабатывается, корректируется, особенно в части информационных технологий, сохраняя при этом обязательный минимум содержания образования. Задача подготовки учительских кадров – это вторая главная составляющая первого этапа компьютеризации школы. Сегодня компьютер необходим учителю, компьютерной технике можно доверить исполнение большого объёма работы, высвобождая время учителя для творчества и индивидуального подхода к каждому учащемуся на уроке. Компьютер может стать незаменимым другом и помощником учителя, надо только научиться владеть им. Это непростая задача. Её решение мы осуществили через организацию системы образовательных курсов по теме «Использование персонального компьютера учителями – предметниками в профессиональной деятельности». Важной составляющей информатизации образовательного процесса на II этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке и во внеклассной работе. ( Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникативных технологий стало обычным и привычным в деятельности каждого учителя – предметника и классного руководителя, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока, внеклассного мероприятия. В настоящий момент школа уверенно освоилась на втором этапе информатизации. Использование ИКТ на школьных уроках и во внеклассной работе дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для учебно-воспитательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день и успешно решается в нашей школе. На базе школы ведётся экспериментальная работа по этой проблеме. • Объектом экспериментирования является учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование методики преподавания и повышение качества знаний учащихся. • Предметом исследования являются информационно- коммуникативные технологии, используемые в преподавании различных школьных дисциплин. • Педагогическая цель, которую мы поставили перед собой, заключается в следующем: • повышение качества знаний учащихся; • совершенствование методики проведения уроков по различным областям знаний с применением ИКТ; • обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе; • обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе. • Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: • совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по различным предметам. Создавать новые компьютерные программные продукты для учебно-воспитательного процесса в школе; • продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании различных дисциплин; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном и воспитательном процессах общеобразовательной школы; • широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс; • совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагогов; • обобщать и передавать опыт работы учителям района, края;
Инновационная работа в школе ведется через работу МО, органов самоуправления, классных руководителей. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К.Д. Ушинский, когда - то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. История, это, пожалуй, единственный предмет в системе образования, который за последние 10-15 лет претерпел кардинальные изменения, как в плане взглядов на сам предмет, так и на его методику преподавания. Новые учебники и программы разных авторов, предлагают разную трактовку и свое видение предмета, порой учебник написан сложным, непонятным для ребенка языком. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Большой объем информации, который все труднее обрабатывать в ручную (один параграф может содержать от 10 до 20-25 страниц текста), безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.), падение интереса к предмету – всё это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке ИКТ. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: - активизировать познавательную деятельность учащихся; - проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); - индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя, как мел и доска. Но с каждым годом происходит объективное усложнение образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка на учащихся, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации. В этом огромная помощь ИКТ. И что особенно важно: труд на уроке не испытание на выносливость, а процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь». Информатизация образовательного процесса школы – дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как Учителя, так и Ученика. Работать по- новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.