Четверг, 23.11.2017, 21:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Эффекты использования ММ в образовании

Использование мультимедиа технологий на уроках русского языка и литературы
Использование мультимедиа технологий на уроках русского языка и литературы.

Понимание того, что использование компьютера на уроке и во внеклассной работе значительно повышает темп работы, уровень учебной мотивации, качество знаний, позволяет осуществить творческий подход учащихся к выполнению домашнего задания, дает возможность учителю активнее осваивать новые технологии в обучении, в частности, мультимедиа технологии.

В своей педагогической деятельности ориентируюсь на идеи великого педагога К.Д. Ушинского: «Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической системе. Эти три цели достигаются не одна после другой, но совместно». Понимаю, что чтение книг компьютер не заменит, но все-таки вижу большую возможность использования компьютерных технологий для повышения образовательного уровня моих учеников.

Использование мультимедиа технологий предоставляет возможность на каждом уроке при объяснении нового материала использовать презентации, содержащие алгоритмы, тестовые задания, тексты для комплексного анализа текста, аудиозаписи, репродукции картин. Использование на уроке презентаций позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении (например, все ученики выполняют упражнения учебника по вариантам, а 2-3 учащихся выполняют задания, предложенные на слайде). У учителя есть возможность проводить в этом случае консультации. После выполнения - высветить на слайде правильный вариант выполнения заданий. К тому же есть возможность во время самопроверки услышать объяснения выбора написания букв-орфограмм или случая постановки знака пунктуации, провести словарную работу. Такой вид работы помогает развивать устную речь учащихся, умение аргументировать свой выбор, проверить и сопоставить свою версию ответа с ответами одноклассников, расширить кругозор учащихся посредством предлагаемых иллюстраций.

Конечно, не маловажным является использование репродукций на уроках развития речи (сочинение по картине). Ученикам предоставляется возможность получить информацию о художнике, посмотреть ряд репродукций мастера, совершить виртуальную экскурсию по музеям, рассмотреть репродукцию, обращая внимание на детали, краски. К сожалению, репродукции, предложенные в учебнике, не всегда вызывают интерес и положительные эмоции. Для продолжения ассоциативного ряда прослушать аудиозаписи классической музыки, поэтических строк в исполнении мастеров художественного слова. (например «Масленица» Кустодиева, фрагмент музыкальной пьесы П.И. Чайковского, ария Еремки из оперы Серова «Вражья сила», фрагмент из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина)
Использование на уроке фрагментов х/ф (экранизации литературных произведений), позволяет учителю формировать нравственные принципы учащихся, сопоставить авторский замысел писателя и режиссера, может быть и развить творческий интерес к процессу создания сценариев. Например, при изучении жизни и творчества М.Ломоносова (7 класс) транслирую фрагмент их х/ф «Михайло Ломоносов»(трилогия), реж. А. Прошкин, (сцена сдачи экзамена). Учитывая, что ребята не всегда с охотой читают, а тем более смотрят экранизации произведений, провожу раз в неделю своеобразный киносеанс после уроков. Когда ребятам предоставляется возможность посмотреть экранизации произведений «Мертвые души», «Война и мир», «Судьба человека», «Михайло Ломоносов», «Капитанская дочка» (старая версия), «Повести Белкина» - «Метель». «Станционный смотритель», «Чучело», «Россия молодая», «Звезда пленительного счастья» и др., а потом обсудить, поделиться впечатлениями (что в свою очередь помогает ненавязчиво закрепить материал по русскому языку и литературе - написание отзыва).

Совместно с сотрудниками школьной и поселенческой библиотеки х. Дёмино мы проводим встречи «Разговор у книжной полки». Встречи эти тематические: посвящены юбилею книг Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», Дети - герои Отечественной войны, презентации книг писателей Ставропольского края - А. Гнеушева, Кравченко В.Н. - «Коста сын Леуана» о Коста Хетагурове. Конечно, компьютерные презентации оказывают огромную помощь в трансляции информации.

Нелегко было бы рассказать ребятам о Православной книге, а использование материалов Интернет и компьютерная презентация позволяют донести информацию до ребят, показать, как выглядели Библия, Евангелие и другие православные книги.
Учитывая, что на Ставрополье проживают люди разных национальностей - фотоматериалы, материалы Интернет позволяют познакомить учащихся с традициями и культурой разных народов, продолжить разговор в классе. Конечно, намного интересней можно провести и День славянской письменности и культуры, включая информационный блок и игровые моменты (используя триггеры).

Использование презентаций на уроке позволяет творчески подойти к выполнению домашнего задания. Например, на уроке литературы при изучении темы «Поэзия военных лет» ребята подготовили информацию об истории песен «В землянке», «Вставай, страна огромная» и т. д., используя компьютерную презентацию, аудиозаписи. Большое впечатление произвело на ребят 6 класса стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», исполнение песни слушали в полной тишине, были предложены на слайдах фотографии военного времени, ветеранов Великой Отечественной войны - наших земляков, фотографии экспозиции «Грозные годы войны» школьного музея, фотографии нашего школьного отряда «Милосердие». Вот такую работу выполнил ученик 6 класса вместе со своими родителями. Это замечательно!. Некоторые ученики слушали эту песню стоя. На мой вопрос: «Почему вы стояли?» Они негромко ответили: «Ведь это о погибших». Конечно, материалы видеоряда тронули маленькие сердца моих ребят. Без трансляции было бы сделать это труднее. Когда ребятам было дано задание, рассказать о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны, вниманию одноклассников была представлена работа о своем прадедушке ученицы 7 класса Насти Л.

Большую помощь оказывает использование компьютера при подготовке учащихся к ГИА (обучение сжатию текста, выполнение тестовых заданий (есть возможность продемонстрировать ход рассуждений для всех учеников сразу), работа со средствами выразительности речи, что всегда вызывает трудности у большинства учащихся). Возможность ознакомить учащихся с большим количеством текстов, в котором использовано конкретное средство выразительности, позволяет ученикам научиться быстро ориентироваться в лексике и грамматике текста. Например, в этом учебном году выпускникам 9 классов на экзамене было предложено написать сочинение-рассуждение на тему: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Большое количество примеров разобрать на уроке позволяет только использование мультимедиа технологий.

Замечательно проходят физкультминутки. В 5-6 классах звучат песни группы «Барбарики», ребята выполняют физические упражнения, в 7,8,9 классах для снятия утомления глаз - анимации (на слайдах), звучание спокойной музыки.

Очень хочу донести до ребят как можно больше информации, связанной с культурным наследием нашей страны, мировой культуры (заочные экскурсии), научить ребят проявлять творческий подход при выполнении заданий, использовать при этом компьютерные технологии, что соответственно, по моему мнению, вызывает интерес к учебному процессу, заинтересованность в своих высоких результатах. Ведь это не сухой показ слайдов, а умение отобрать материал, оформить его, донести до слушателя.
Категория: Эффекты использования ММ в образовании | Добавил: Pavlova (25.06.2012) | Автор: Павлова Людмила Ивановна E
Просмотров: 1040 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]