Воскресенье, 23.06.2024, 20:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Эффекты использования ММ в образовании

Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе (Из опыта работы)
Работая учителем в школе двадцать лет мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.
Хочется поделиться собственным опытом как может учитель начальных классов использовать имеющиеся информационные ресурсы школы для включения обучающихся в учебную деятельность.
Для того чтобы информационные технологии реально стали фактором обеспечения доступности, качества и эффективности образования, они должны быть органически включены в традиционные для школы процессы: уроки и УМК. Важно то, что на данном этапе нужно стремиться оптимизировать урок, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, вовлечь каждого ученика в процесс познания, осуществлять индивидуальный подход к обучению. Как же я использовала на уроке имеющиеся ресурсы?
- Использование электронных энциклопедий, приложений освобождает от необходимости собирать и хранить необъятное море бумажных иллюстраций, репродукций и т.п. Одно дело, когда смотришь с «галерки» на прикрепленную к доске маленькую, вырезанную из журнала репродукцию неопределенного цвета и содержания, другое – когда она проецируется на большой экран, увеличенная до размеров настоящей картины. Мало того, ее можно заставить двигаться, ожить.
- Электронные пособия для учащихся начальных классов помогают разнообразить уроки в начальной школе, осуществить индивидуальный подход в обучении детей.
- Учитель может использовать возможность продемонстрировать с помощью мультимедиапроектора собственную презентацию, разработанную с учетом особенностей своего класса. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
После освоения информационных технологий, мне уже вряд ли захочется идти в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне. Применение ИТ повышает познавательный интерес учащихся к предмету, дает возможность углубить знания и выйти за рамки учебника. Все это должно способствовать решению задачи обеспечения целостного развития ребенка и его социализации.
Уже в начальных классах возможно привлечение детей к выполнению доступных работ на компьютере. В этой связи можно выделить несколько ситуаций, в которых ученики могут самостоятельно или с помощью взрослых участвовать в освоении информационных ресурсов.
- Во-первых – это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем информации по конкретной теме. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом. Предъявляемым результатом подобной работы может быть как сообщение по теме, так и подготовка собственных презентаций. Важно напомнить учащимся, что презентация – это не нагромождение текста, а в первую очередь иллюстративный материал, карты, таблицы и схемы. Важным представляется также соответствие анимаций и иллюстраций заявленной теме, а также лаконичность. Выше оценивается работа, где автор использовал поисковые системы или другие способы для нахождения в сети дополнительной информации по теме, кроме заданных ранее ресурсов. Дети обучаются навыкам реферирования.
- Во-вторых, это использование интерактивных форм: переписка по электронной почте со сверстниками или специалистами, общение в специализированных чатах или форумах, анкетирование и иные формы опросов. Результатом здесь также может стать сообщение или доклад, а также систематизированные материалы для проектной работы. Параллельно с перепиской отрабатываются и навыки письменной речи.
- В-третьих, это классическая проектная работа: сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, статистики, рефератов для выявления тенденций или принятия решений, разработки предложений. Результатом может стать презентация или веб-страничка.
- В-четвертых, это различные виды консультирования и редактирования, осуществляемые учителем по электронной почте, переписка с родителями учащихся, ответы на вопросы в рамках форума на учительской странице и, наконец, сетевые факультативные занятия.
- В-пятых, это участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
- В-шестых, это разнообразные игры и турниры, основанные на элементах угадывания и поиска.
Хочется сказать еще об одном. Важно дать понять ребенку, что компьютер – это инструмент для интересной, увлекательной работы, и если научиться что-то делать самому на компьютере, то удовольствие и польза от такого занятия гораздо больше. Ведь в современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, а внедрение в образовательный процесс информационных технологий создает условия для:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- субъективной активности;
- нахождения способов самореализации;
-формирования умения самосовершенствования, самообучения, самообразования;
- самоопределения и самовыражения, становления личностных качеств учеников;
- мотивации учения;
- пробуждения в школьнике новых эмоции, влияющих на их мотивационную сферу, приводящих к изменению стереотипов поведения;
- нивелирования негативного влияния субъективных факторов в обучении;
- расширения возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся,
- привития навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- развития познавательные способности учащихся;
- интегрированного обучения предмету.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
-совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
-усиление мотивации учения;
-улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
-повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
-демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
-усвоить базовые знания по предмету;
-систематизировать усвоенные знания;
-сформировать навыки самоконтроля;
-сформировать мотивацию к учению;
-оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.
Структурная компоновка мультимедийных уроков развивает системное, аналитическое мышление, а также наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
-Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
-Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
-Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Категория: Эффекты использования ММ в образовании | Добавил: natali_vasileva (22.11.2011) | Автор: Кузнецова Татьяна Валерьевна E
Просмотров: 2576 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]