Пятница, 29.03.2024, 18:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Эффекты использования ММ в образовании

Использование резервов ИКТ как средства повышения учебной мотивации в рамках реализации педагогического проекта
Использование резервов ИКТ как средства повышения учебной мотивации в рамках реализации педагогического проекта

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Новые стандарты образования ставят перед школой задачи подготовки выпускника, способного ориентироваться в динамично меняющемся мире, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. В связи с этим происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иное поведение, иной педагогический менталитет. Уходят в прошлое традиционные формы передачи информации (устная и письменная речь), уступая место современным активным технологиям, технологиям деятельностного подхода, компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс говорил: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Поэтому надо опираться на интерес современных детей, а сегодня для них наиболее привлекательны достижения технического прогресса. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально “ заглатывают “ все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, смартфонами, плэйерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате, как показывает практика работы, наблюдается слабая мотивация к учебе, снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться.
Отсюда вытекает педагогическая идея использовать информационно-коммуникационные технологии как средство, с помощью которого можно зажечь в глазах современных учеников пытливый огонёк жажды знаний. Термин “информационно-коммуникационные технологии” является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ.
Изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Среди отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Бордовская Н.В., Реан А.А., Леонтьев А.Н., Маркова А. К., Маслоу А., Щукина Г.И.) существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, места в структуре личности, всеми признается наличие внешней и внутренней подсистем мотивации. Данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Селевко Г.К., Полат, Е.С., Семенов И.Н. и др.) показывают, что необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам учащихся.
В тоже время анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что резервы ИКТ как средства формирования мотивов к обучению учащихся используются не в полной мере. Противоречие между большой значимостью формирования мотивации к обучению учащихся и недостаточностью использования ИКТ как мотивационного приёма определяют актуальность данного вопроса, который можно разрешить, например, с помощью педагогического проекта в конкретно взятой школе конкретным учителем. Заинтересовавшись данной проблемой, я разработала педагогический проект «Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения учебной мотивации», рассчитанного на учащихся V - VII общеобразовательных классов. Часть этого проекта я привожу в данной статье.

Объект проектной деятельности: образовательный процесс.
Предмет проектной деятельности: развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Цель проекта: повышение учебной мотивации через применение ИКТ на уроках математики.
Задачи проекта:
1) выявить интересы обучающихся;
2) познакомить учащихся с возможностями ИКТ;
3) научить применять ИКТ в урочной и внеурочной деятельности;
4) повысить метапредметный уровень знаний учащихся.
Гипотеза: развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся повышает учебную мотивацию, позволяет учащемуся социализироваться, способствует его самоопределению, задает вектор его личностного развития.
Ресурсы. Во время реализации проекта предполагается использовать следующие ресурсы:
людские (учитель информатики, родители, школьный фельдшер);
материально-технические (ПК, интерактивная доска, проектор, компьютерный класс);
финансовые (привлечение спонсорских средств);
методические (ресурсный центр, Интернет-ресурсы, школьная библиотека и медиатека, городская библиотека).

Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный.
Задача этапа:подготовиться к деятельности по формированию информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Мероприятия:
1) разработка оценочного инструментария;
2) диагностика мотивационной сферы обучающихся;
2)анкетирование родителей;
3)анализ выявленных проблем;
4) разработка инструкций для
-подготовки учебных презентаций и выступлений,
-работы с электронными тренажерами, электронными пособиями,
-подготовки авторских медиапродуктов с использованием возможностей ПК;
4)знакомство с основными возможностями ПК как средства обучения и коммуникаций.

Второй этап - основной.
Задача этапа: стимулировать формирование положительной мотивации к предмету через применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.
Мероприятия:
1) проведение уроков с использованием ИКТ;
2) подготовка выступлений учащимися;
3) подготовка презентаций учащимися
по изучаемым темам
4) разработка учащимися тестовых заданий с помощью программы Captive, составление заданий с помощью Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint ;
5) проведение консультаций для учащихся;
6) мини-проекты учащихся по предмету;
7) выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам;
8) написание рефератов с использованием Интернет-источников;
9) участие в конкурсах.

Третий этап - рефлексивный
Задача этапа:уточнить и обобщить результаты.
Мероприятия:
1) подготовка и защита исследовательских проектов;
2) формирование банка учебных презентаций, авторских медиаресурсов;
3)мониторинг полученных результатов;
4)анализ результативности проекта. октябрь-декабрь

Диагностический инструментарий: карты мониторинга, анкеты, результаты срезов знаний по предмету.
Данный инструментарий позволяет увидеть, насколько повысилась учебная мотивация. Диагностика осуществляется с применением следующих методов:
• Анкетирование, диагностические срезы и специально разработанные задания для определения уровня учебной мотивации учащихся.
• Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
• Наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.
• Анкетирование родителей учащихся.
• Мониторинг учебных знаний учащихся.

Конечный продукт проекта: карты мониторинга, инструкции для работы на ПК, банк авторских медиапродуктов учащихся (презентаций, тестов), разработки уроков с использованием ИКТ, разработанная методика организации уроков с использованием ИКТ.

Оценка эффективности реализации проекта. В рамках реализации данного проекта предполагается систематическое использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Развитие информационно-коммуникативной компетентности может и должно стать устойчивой чертой личности учащихся и оказать сильное влияние на их общее развитие.
Во-первых, сформируется у учащихся субъективная позиция по отношению к самому себе, сверстникам, взрослым; учащийся сможет выделить себя из окружающей среды;
во-вторых, результаты обучения изменятся в лучшую сторону:
• сформированы метапредметные навыки;
• повысится мотивация к математике;
• повысятся показатели психических процессов.

Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются:
1. Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
2. Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
3. Позитивная динамика уровня качества обучения по предмету.
4. Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
5. Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах.
6. Повышение познавательной активности(готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения задания; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень)
Прогноз возможных рисков.
• Большая загруженность кабинета информатики. Способ коррекции: ранее планирование уроков с применением ИКТ.
• При проведении уроков учащиеся не имеют индивидуальное компьютеризированное место, что осложняет выбор приемов работы с ИКТ.
• Не все учащиеся имеют дома компьютер или выход в Интернет. Это может вызвать дискомфорт у учащихся. Способ коррекции: предлагать учащимся задания на выбор: учащиеся получают домашнее задание, которое следует выполнить с применением ИКТ, поработав в школьной библиотеке и традиционное домашнее задание.
• Не все учащиеся одинаково владеют компьютером. Способ коррекции: предлагать инструкции по конкретному вопросу, рекомендовать литературу для самостоятельного овладения навыком, консультироваться у учителя информатики или у одноклассников.

Список литературы для педагога.
1. Бордовская. Н.В.,Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. Издательство “ Питер”,2000.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.
3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.
5. Национальные приоритетные проекты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rost.ru/themes/2008/11/051545_15534.shtml.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
7. Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» http://docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_14hsd3zfd8 .
8. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000.
9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005.
10. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998
11. Хесус Лау. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни»http://www.ifap.ru/library/book101.pdf
12. http://www.1september.ru

Список литературы для учащихся.

1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
2. Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 5-7 классов. – М.: БИНОМ, 2006.
3. Волков В.А. Понятный самоучитель работы в Windows.- СПб.: «Питер», 2001.
4. Коцюбинский А.О., Грошев С.В.Практическая информатика. В помощь старшеклассникам. -М., «ТЕХНОЛОДЖИ 3000», 2002.
5. Симонович С.В. Мой первый компьютер: Книга для детей, учителей и родителей.-М., Аст-Пресс, Инфорком-Пресс, 1998.
6. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. М.: АСТ-ПРЕССКНИГА, 2003
7. http://www.portalschool.ru
Категория: Эффекты использования ММ в образовании | Добавил: helendru (17.06.2012) | Автор: Друщенко Елена Александровна E
Просмотров: 2781 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]