Использование резервов ИКТ как средства повышения учебной мотивации в рамках реализации педагогического проекта
Использование резервов ИКТ как средства повышения учебной мотивации в рамках реализации педагогического проекта
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Новые стандарты образования ставят перед школой задачи подготовки выпускника, способного ориентироваться в динамично меняющемся мире, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. В связи с этим происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иное поведение, иной педагогический менталитет. Уходят в прошлое традиционные формы передачи информации (устная и письменная речь), уступая место современным активным технологиям, технологиям деятельностного подхода, компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс говорил: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Поэтому надо опираться на интерес современных детей, а сегодня для них наиболее привлекательны достижения технического прогресса. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально “ заглатывают “ все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, смартфонами, плэйерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате, как показывает практика работы, наблюдается слабая мотивация к учебе, снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Отсюда вытекает педагогическая идея использовать информационно-коммуникационные технологии как средство, с помощью которого можно зажечь в глазах современных учеников пытливый огонёк жажды знаний. Термин “информационно-коммуникационные технологии” является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ. Изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Среди отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Бордовская Н.В., Реан А.А., Леонтьев А.Н., Маркова А. К., Маслоу А., Щукина Г.И.) существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, места в структуре личности, всеми признается наличие внешней и внутренней подсистем мотивации. Данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Селевко Г.К., Полат, Е.С., Семенов И.Н. и др.) показывают, что необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам учащихся. В тоже время анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что резервы ИКТ как средства формирования мотивов к обучению учащихся используются не в полной мере. Противоречие между большой значимостью формирования мотивации к обучению учащихся и недостаточностью использования ИКТ как мотивационного приёма определяют актуальность данного вопроса, который можно разрешить, например, с помощью педагогического проекта в конкретно взятой школе конкретным учителем. Заинтересовавшись данной проблемой, я разработала педагогический проект «Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения учебной мотивации», рассчитанного на учащихся V - VII общеобразовательных классов. Часть этого проекта я привожу в данной статье.
Объект проектной деятельности: образовательный процесс. Предмет проектной деятельности: развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Цель проекта: повышение учебной мотивации через применение ИКТ на уроках математики. Задачи проекта: 1) выявить интересы обучающихся; 2) познакомить учащихся с возможностями ИКТ; 3) научить применять ИКТ в урочной и внеурочной деятельности; 4) повысить метапредметный уровень знаний учащихся. Гипотеза: развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся повышает учебную мотивацию, позволяет учащемуся социализироваться, способствует его самоопределению, задает вектор его личностного развития. Ресурсы. Во время реализации проекта предполагается использовать следующие ресурсы: людские (учитель информатики, родители, школьный фельдшер); материально-технические (ПК, интерактивная доска, проектор, компьютерный класс); финансовые (привлечение спонсорских средств); методические (ресурсный центр, Интернет-ресурсы, школьная библиотека и медиатека, городская библиотека).
Этапы реализации проекта: Первый этап - подготовительный. Задача этапа:подготовиться к деятельности по формированию информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Мероприятия: 1) разработка оценочного инструментария; 2) диагностика мотивационной сферы обучающихся; 2)анкетирование родителей; 3)анализ выявленных проблем; 4) разработка инструкций для -подготовки учебных презентаций и выступлений, -работы с электронными тренажерами, электронными пособиями, -подготовки авторских медиапродуктов с использованием возможностей ПК; 4)знакомство с основными возможностями ПК как средства обучения и коммуникаций.
Второй этап - основной. Задача этапа: стимулировать формирование положительной мотивации к предмету через применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности. Мероприятия: 1) проведение уроков с использованием ИКТ; 2) подготовка выступлений учащимися; 3) подготовка презентаций учащимися по изучаемым темам 4) разработка учащимися тестовых заданий с помощью программы Captive, составление заданий с помощью Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint ; 5) проведение консультаций для учащихся; 6) мини-проекты учащихся по предмету; 7) выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам; 8) написание рефератов с использованием Интернет-источников; 9) участие в конкурсах.
Третий этап - рефлексивный Задача этапа:уточнить и обобщить результаты. Мероприятия: 1) подготовка и защита исследовательских проектов; 2) формирование банка учебных презентаций, авторских медиаресурсов; 3)мониторинг полученных результатов; 4)анализ результативности проекта. октябрь-декабрь
Диагностический инструментарий: карты мониторинга, анкеты, результаты срезов знаний по предмету. Данный инструментарий позволяет увидеть, насколько повысилась учебная мотивация. Диагностика осуществляется с применением следующих методов: • Анкетирование, диагностические срезы и специально разработанные задания для определения уровня учебной мотивации учащихся. • Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий) • Наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности. • Анкетирование родителей учащихся. • Мониторинг учебных знаний учащихся.
Конечный продукт проекта: карты мониторинга, инструкции для работы на ПК, банк авторских медиапродуктов учащихся (презентаций, тестов), разработки уроков с использованием ИКТ, разработанная методика организации уроков с использованием ИКТ.
Оценка эффективности реализации проекта. В рамках реализации данного проекта предполагается систематическое использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Развитие информационно-коммуникативной компетентности может и должно стать устойчивой чертой личности учащихся и оказать сильное влияние на их общее развитие. Во-первых, сформируется у учащихся субъективная позиция по отношению к самому себе, сверстникам, взрослым; учащийся сможет выделить себя из окружающей среды; во-вторых, результаты обучения изменятся в лучшую сторону: • сформированы метапредметные навыки; • повысится мотивация к математике; • повысятся показатели психических процессов.
Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются: 1. Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней. 2. Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися. 3. Позитивная динамика уровня качества обучения по предмету. 4. Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности. 5. Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах. 6. Повышение познавательной активности(готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения задания; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень) Прогноз возможных рисков. • Большая загруженность кабинета информатики. Способ коррекции: ранее планирование уроков с применением ИКТ. • При проведении уроков учащиеся не имеют индивидуальное компьютеризированное место, что осложняет выбор приемов работы с ИКТ. • Не все учащиеся имеют дома компьютер или выход в Интернет. Это может вызвать дискомфорт у учащихся. Способ коррекции: предлагать учащимся задания на выбор: учащиеся получают домашнее задание, которое следует выполнить с применением ИКТ, поработав в школьной библиотеке и традиционное домашнее задание. • Не все учащиеся одинаково владеют компьютером. Способ коррекции: предлагать инструкции по конкретному вопросу, рекомендовать литературу для самостоятельного овладения навыком, консультироваться у учителя информатики или у одноклассников.
Список литературы для педагога. 1. Бордовская. Н.В.,Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. Издательство “ Питер”,2000. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982. 3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. 4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. 5. Национальные приоритетные проекты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rost.ru/themes/2008/11/051545_15534.shtml. 6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. 7. Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» http://docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_14hsd3zfd8 . 8. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000. 9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005. 10. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998 11. Хесус Лау. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни»http://www.ifap.ru/library/book101.pdf 12. http://www.1september.ru
Список литературы для учащихся.
1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. 2. Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 5-7 классов. – М.: БИНОМ, 2006. 3. Волков В.А. Понятный самоучитель работы в Windows.- СПб.: «Питер», 2001. 4. Коцюбинский А.О., Грошев С.В.Практическая информатика. В помощь старшеклассникам. -М., «ТЕХНОЛОДЖИ 3000», 2002. 5. Симонович С.В. Мой первый компьютер: Книга для детей, учителей и родителей.-М., Аст-Пресс, Инфорком-Пресс, 1998. 6. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. М.: АСТ-ПРЕССКНИГА, 2003 7. http://www.portalschool.ru