Пятница, 26.04.2024, 23:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Эффекты использования ММ в образовании

Мультимедиа технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроках биологии.
Информационные технологии в современном обществе имеют все большее значение. Традиционные книги и учебники отодвигаются на задний план. Проведенные социологами опросы показывают снижение читательского интереса у большинства респондентов. Такая ситуация сильно снижает качество образования. Учащиеся в большинстве своем не приучены читать большие тексты, им просто не хватает на это терпения. В условиях тотальной компьютеризации активнее поддерживать интерес к изучению школьных предметов позволяют мультимедиа технологии. Кроме активизации познавательной активности, информационные технологии способствуют формированию универсальных учебных действий, что и является главной задачей современного образования. Это позволит повысить качество обучения учащихся без ущерба для их здоровья. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Как сказал И.И. Мечников «…пользование полным здоровьем составляет очень положительное благо, которое всё более и более чувствуется с годами и которое составляет основное условие пользования другими благами» [3], [Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма.- М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. стр. 89].
За последние годы состояние здоровья детей и подростков в нашей стране катастрофически ухудшилось. Значительно снизилось число практически здоровых детей: по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, только каждый десятый первоклассник может считаться здоровым. Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что может быть связано с:
– возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки;
– выходом на первый план фактора оценки, отныне призванного играть главную, если не определяющую роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей за его успеваемостью;
– усложнением характера взаимоотношений «учитель – ученик» и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.
На фоне вышеизложенного важно отметить, что переход на новые ФГОСы предусматривает снижение психических нагрузок на учащихся путём формирования у них универсальных учебных действий. Сформированные УУД позволят учащимся одинаково хорошо осваивать многие предметы учебного курса.
На примере преподаваемого мною предмета биологии я хотела бы показать, как целенаправленное включение в систему урока мультимедиа технологий, позволяет формировать познавательные УУД.
Я, как учитель биологии, использую на уроках информационные технологии в трех основных направлениях. Первое направление связано с активизацией познавательной активности учащихся, развитием познавательного интереса на уроках. Это презентации, видеофрагменты, слайды с проблемной ситуацией. Ученикам намного интереснее знакомиться с новой темой по большому количеству материала, чем по единичным иллюстрациям из учебника или таблицы.
Особенно этот вопрос актуален для обобщающих тем, а также для тем по изучению разнообразия каких- либо групп растений или животных. Ученикам будет интереснее сочетать работу с учебником, рассказ учителя, выступления одноклассников с показом видео о дельфинах, например или о хищных растениях. Слайды с проблемной ситуацией я использую при изучении новых тем. Так, например, при изучении темы «Птицы», ученикам
предлагается рассмотреть предложенные слайды и найти общие черты во внешнем строении у археоптерикса и пресмыкающихся, а затем назвать отличительные особенности. Или из ряда предложенных животных/растений найти то, которое мы не изучали (обладающее новыми особенностями строения). Такая деятельность разнообразит формы обучения, а также способствует развитию внимания, зрительной памяти, способствует формированию навыков анализа, синтеза, обобщения, сравнения.
Второе направление заключается в организации проектной деятельности по какой-либо теме и представлении своего проекта (продукта деятельности) в виде презентации. Исследовательская деятельность всегда мобилизует учеников, и самостоятельно добытый материал запоминается надолго. Презентация позволяет красиво представить материал, облегчает выступление. Ученики учатся публично выступать, подавать материал в сжатой форме, доносить до слушателей значимую часть информации.
Третье направление связано с экспресс-подготовкой учащихся к сдаче ЕГЭ/ГИА. Мои ученики являются спортсменами, у которых в течение учебного года постоянно проходят турниры, соревнования. Поэтому очень актуально давать большой объём материала в сжатом виде. Для этой цели я разработала презентации и аудиоматериалы по основным разделам биологии (ботаника, зоология, анатомия и т.п.). Такая форма работы позволяет экономить время и готовиться к экзамену в короткие сроки.
Я назвала не все направления, по которым можно использовать мультимедиа технологии в образовании. Остались и тестирования (различные тренажеры), и уроки –игры, путешествия, викторины, и уроки обобщения и контроля знаний (биологические диктанты, например). Конечно, полностью переходить на мультимедиа технологии на уроках смысла нет. Такие формы работы, как работа с учебником/книгой, лабораторные и практические работы, работа в тетради всегда останутся актуальными. Но разнообразить урок, сделать его более интересным и привлекательным для учеников с помощью информационных технологий можно. А если эти технологии способствуют еще и развитию универсальных учебных действий учащихся, то пользоваться ими просто необходимо.
1. А.В. Гурьев, старший преподаватель ИПКиПРНО Московской области, \Проблемы здоровьесбережения в школе\\ [электронный ресурс] http://bio.1september.ru/2003/29/6.htm.
2. Информационный портал министерства образования Российской Федерации [электронный ресурс] - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
3. И.И. Мечников. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988.
Категория: Эффекты использования ММ в образовании | Добавил: natalvl (06.09.2015) | Автор: Гарькуша Наталья Владимировна E
Просмотров: 1205 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 соловей  
Уважаемая Наталья Владимировна ,данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в IV Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Конференции и публикации образовательного материала в Интернете на сайте Факультета Мультимедиа технологий образовательного портала «Мой университет». http://moi-universitet.ru/schoolkonkurs/mmconferenciya/ Сертификат, после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.

Тех. эксперт С.В. Митрохина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]