Применение цифровых образовательных ресурсов - не самоцель, а способ повышения эффективности урока математики.
Применение цифровых образовательных ресурсов - не самоцель, а способ повышения эффективности урока математики. Цель школы — формирование ключевых компетентностей. Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. Информационная компетенция неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами новых информационных технологий. К новым информационным технологиям в первую очередь следует отнести компьютерные технологии, или цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы). Используя ЦОРы на уроках более 10 лет, я могу, исходя из своего опыта, сделать некоторые выводы о необходимости их применения, уместности их применения и случаях наибольшей эффективности их применения. Все больше школьников и учителей в последнее время страдают от большого объема поступающей и необходимой для переработки информации. Это проявляется в повышенной нервозности, возбудимости, хронической усталости. Появляется необходимость в методах, позволяющих не просто работать с информацией, а делать это наиболее оптимальным образом Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относящееся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. То есть в качестве ЦОРа можно рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель и т. д. Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и задачам урока. Достоинства использования ЦОРов умалить невозможно, это: 1. Объяснение нового материала происходит в более яркой и увлекательной форме, что способствует повышению мотивации к учению; 2. Наглядность; 3. Экономия времени на уроке; 4. Возможность одновременно слушать и видеть, сто способствует лучшему усвоению; 5. Возможность сделать процесс обобщения знаний интересным; 6. Возможность быстрой и всеобъемлющей проверки знаний сразу у всего класса; 7. Расширение возможности работы над проектами на уроках и во внеурочной деятельности, применяя Интернет; 8. Расширение возможности применить свои знания для применения свои знаний в нестандартной ситуации, например, составление своего алгоритма работы; К недостаткам использования цифровых образовательных ресурсов можно отнести: 1. Низкую эффективность применения чужих ЦОРов в готовом виде, т.к. не будут учтены особенности класса; 2. Возможность поломки аппаратуры; 3. Наличие готового ЦОР почти не дает возможности учителю для изменения хода урока в связи с непредвиденной ситуацией; 4. Излишняя насыщенность урока цифровыми образовательными ресурсами отвлекает учащихся от поставленной конкретной задачи. Первоначально применение, например, презентаций на уроке являлось для многих учителей и для меня в том числе, возможностью блеснуть своими знаниями в области применения ИКТ. Осмысляя тот или иной случай, я пришла к выводу, что урок без ее применения прошел бы эффективнее. Вроде все хорошо, я применила ЦОР, дети получили наглядность, новизну, все шло по плану, а на следующий урок – знания не прочные, применить их не могут, да и в прошлом году такой же урок с мелом у доски дал больший эффект. Такие размышления привели меня к тому, что главным фактором в пользу применения ЦОР можно считать уместность. Итак, уместность применения ЦОРов – одно из основных условий их эффективности. Иногда привычные мел, и доска дают больший эффект, чем самая хорошая презентация или видеоролик. Живое общение учитель - ученик никто и никогда не заменит. Гораздо чаще и уместнее я применяю ИКТ, все-таки, на уроках геометрии, особенно при изучении стереометрии. Следует отметить, что большое количество картинок и обилие анимаций так же негативно влияет на восприятие. Если в младших классах это привлекает учеников, дает положительный эмоциональный заряд, то в средних и старших - отвлекает от содержания урока. Хотелось бы остановиться на тех способах применения ЦОРов, которые, по моему мнению, способствуют повышению эффективности урока. Мультимедийная презентация - пожалуй, самый распространенный вид ЦОР. Я бы отметила наиболее эффективное применение следующих их типов: • Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п. Такая презентация будет производить больший эффект, если приготовлена самим учителем, исходя из особенностей данного класса при соблюдении всех требований цветовой гаммы, шрифтам, наличию анимаций. • Наглядная демонстрация процесса, например, построение диаграмм. • Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Это бесспорная возможность для учащихся применения своих творческих качеств, способствует развития навыков публичных выступлений, применению умения пользоваться программой PowerPoint • Слайд-шоу. Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения. (Может демонстрироваться в начале, в конце, или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя). Например, «Симметрия в природе, в архитектуре», «Конусы вокруг нас» и т.п. Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока неэффективна • «Только текст». Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний. Такой тип презентации применим в старших классах, например, текст определения или теорем, чтобы акцентировать на них внимание, выделяя самое важное для запоминания. • Анимированные схемы. В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Например, смещение графиков вдоль координатных осей, построение сечений в стереометрии. • «Опорные сигналы». Фактически данный подход является ИКТ – развитием идей В.Шаталова. Естественно, что в данном случае потребуется эффективное владение простейшими графическими редакторами (рисование). • Заполняем таблицу. Вариант презентации рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала, повторением, контролем. Например, заполнение таблицы «Свойства четырехугольников»; «Свойства квадратичной функции», нахождение координат вектора, длины вектора и координат середины отрезка по заданным координатам точек начала и конца вектора и.т.п. • Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока, при подготовке к ГИА. При помощи соответствующих гиперссылок, ответ учащихся сопровождается определенной реакцией. • Презентации для индивидуальной работы o Тренажеры o Выполнение заданий по карточкам – инструкторам с настроенными гиперссылками с подсказкой нужной формулы (для слабоуспевающих учащихся) o Самостоятельное изучение нового материала по презентации – рабочей тетради (для продвинутых учащихся или пропустивших урок) Одна из компетенций, упомянутых в начале работы, сформулирована в документах ЮНЕСКО так: «-научить получать знания (учить учиться)» Поэтому особенно хочется отметить роль тех презентации, которые выполнены самими учащимися, не только как продукт выполнения проекта, но и как результат составления какого-то алгоритма, например «Решения квадратного уравнения», «Построения графика квадратичной функции». При составлении тестов, тренажеров, ученики самостоятельно изучают новый или дополнительный материал, закрепляют изученный материал, умения в процессе такой работы превращаются в навыки. При использовании компьютерной презентации необходимо помнить: - когда учитель пишет на доске, а ученики одновременно делают записи в тетради, то учителю не приходится их ждать, а когда текст на экране уже готов, то ученикам необходимо давать время не только для записи, но и для осмысления записанного, не стоит подгонять учащихся; - при подготовке презентации необходимо соблюдать правила их оформления (сочетание цветов, шрифтов, анимаций). Такие правила, в частности можно найти в моей работе «План-конспект урока с применением мультимедийной презентации» на сайте http://hromka11.ucoz.ru . Там можно найти примеры всех ЦОР, которые упоминаются в работе Компьютерное тестирование – один из способов организации эффективного контроля. Оно позволяет учителю проверить различные аспекты знаний учащихся всего класса в короткий срок. Для тестирования можно использовать вышеназванное приложение PowerPoint, а так же тесты составленные учителем в приложении Excel, тесты для программы Ni Tester и My Test. При составлении таких тестов должны быть учтены интересы не только учителя, но и учащихся (узнать оценку, увидеть, где ошибся, и узнать как правильно). Особенно удобно применять компьютерное тестирование в классе, где установлено 12 и более компьютеров. Учитель экономит время и получает полную картину знаний. Особенно, если вопросы для тестов он формулировал сам с учетом возможных ошибок своих учеников. Широкие возможности для проверки знаний учащихся и самоподготовки предоставляет Интернет, где можно найти он-лайн тесты, как тематические, так и для проверки знаний по темам. Учителю нужно с осторожностью подходить к таким тестам, выбирать адаптированные для конкретного класса и конкретной программы. Безоговорочно можно применять для учеников он-лайн тесты для подготовки к ГИА и ЕГЭ, составленные из упражнений Открытого банка заданий Сканирование материалов. Оснащение современных классов позволяет превратить в ЦОР тетрадь любого ученика. Отсканировав страницу тетради, учитель получает возможность: 1. провести работу над ошибками; 2. предложить ученикам осуществить поиск ошибок; 3. проверить свою работу по предложенным ответам 4. предложить ученикам сверить свою работу с эталонной; 5. предложить выставить оценку за данную работу. Видеоматериалы – вид ЦОР, который нечасто применяется на уроках математики. Однако есть необходимость применения видеороликов при демонстрации тел в стереометрии, их сечений. Очень эффективно в этом случае применение небольших отрывков демонстраций с диска «Открытая математика. Стереометрия» Интернет так же внес новизну в применение видео в преподавании математики – это, конечно же, видео уроки. Наибольшую эффективность они могут принести, если урок дает учитель своим ученикам, размещая его на своем сайте или на сайте школы. Например, в случае карантина в школе или, если ученик заболел или находится на индивидуальном обучении. Зная особенности своих учеников, учитель донесет необходимую информацию очень доходчиво. Не стоит пренебрегать и уроками других учителей, размещенными в Интернете. Например, очень убедительно прозвучало во Всемирное паутине решение некоторых заданий Диагностической работы по математике для подготовки к ГИА Интерактивная доска позволяет применять презентации более эффективно. Учитель и ученики могут вносить изменения в материал презентации, отмечать точки в координатной плоскости смешными смайликами, создавать интересные игры, используя возможности такой доски. Это, конечно же, способствует повышению мотивации, разнообразит урок, привлекает своими возможностями не только малышей, но и старших школьников. Таким образом, применение ЦОРов на уроках математики не дань моде, а необходимость. Их всесторонне продуманное применение позволит и в дальнейшем повысить эффективность урока, содействовать обеспечению «… инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;..»