Суббота, 27.04.2024, 05:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Эффекты использования ММ в образовании

Проектирование, запись и решение конфликтных ситуаций
Проектирование, запись и решение конфликтных ситуаций.

Содержание образования определяет нарастающий объем культурной и научной информации, вместе с тем, время обучения априори ограничено, как ограничены и возможности обучаемых. Решение проблемы повышения качества образования напрямую зависит от повсеместного использования возможностей информационной образовательной среды. Необходимость организации адаптивного образовательного процесса для студентов техникума на базе 9 классов диктует поиск новых форм работы, обладающих такими особенностями, как быстрое предъявление учебной информации в сжатые временные сроки, организация самостоятельного мышления в соответствии с профилем специальности. Широкие возможности использования предлагаемой методики в разных классах среднего общего образования, среднего профессионального образования, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, получаемый существенный образовательный и педагогический эффект как повышение учебной мотивации обучающихся и другие подвигли автора поделиться своими размышлениями с коллегами в рамках конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».

ИТ расширяют возможности образовательной среды как методами развития креативности учащихся, так и разнообразными программными средствами, в первую очередь, мультимедийными, дающими обучающемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала. Эти средства предоставляют педагогу условия для организации дискуссии между учащимися, подробного изучения и углубления предъявляемого материала.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать, воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единый мультимедиа объект. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой, эмоциональный.

Педагоги-предметники используют мультимедийные образовательные продукты, да и многие школьники интересуются программными средствами по созданию аудио-, видео объектов. Интерес к представлению такой информации обусловлен быстрым предъявлением информации, эмоциональностью восприятия. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного, одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Одним из важнейших дидактических принципов обучения с использованием мультимедийных материалов признан принцип ориентации на практическую деятельность, что соответствует одному из приоритетных направлений развития современной системы среднего и высшего образования. В соответствии с этим принципом эффективным видится использование методического приема «решение конкретных ситуаций».
Как методический прием, решение ситуаций использовалось и ранее, однако, с позиций создания педагогом учебной ситуации, предъявляемой обучающимся для анализа её условий и поиска решений. Указанный прием предлагается использовать несколько шире, как возможность проектирования таких ситуаций самими обучающимися с последующей видеозаписью, обсуждением возможных решений и обоснованием правильного решения.

Педагогически целесообразное определение контента ситуаций в соответствии с возрастными особенностями обучающихся может быть таким:
–дорожно-транспортные нарушения, конфликтные ситуации в учебной среде, нарушения дисциплинарного режима школы могут быть предложены школьникам начальных классов (ситуация может быть представлена не как видеосюжет, а как смена фотографий с пояснениями);
–морально-этические споры и конфликты, возникающие между подростками – школьникам средних классов;
–юридические, конфликтные ситуации в сфере торговли или по конкретным профилям специальностей – школьникам старших классов, студентам.
Идея использования метода постановки и решения проблемных ситуаций появилась при проведении тематического модуля по изучению справочных правовых систем, при котором студенты первого курса (в школьной системе – это учащиеся 10-11 классов) проектировали возможные проблемные, конфликтные ситуации в сфере торговли, в реальной жизни и профессиональной деятельности. После обсуждения реалистичности ситуаций студенты инсценировали придуманные ситуации, продумывая текст. Проводя видеозапись, монтаж фрагментов, работали над правильной постановкой проблемного вопроса. Для реализации модуля в части записи видеосюжета и монтажа были интегрированы уроки информатики и ИТ. В логике ФГОСТ третьего поколения среднего профессионального образования метод реализуется при интеграции ИТ и дисциплин в соответствии с профилем специальностей техникума. Внутренняя мотивация обучения студентов основывается на желании и необходимости стать высококвалифицированными специалистами, не только знающими, но и владеющими основными профессиональными компетенциями. Учитывая потенциал предлагаемого метода в укреплении внутренней мотивации к получению новых знаний, решению проблем, этот метод удобно использовать как в системе среднего профессионального образования, так и в системе среднего общего образования, чему способствуют возросшая информационная грамотность педагогов, расширившаяся компьютеризация учреждений образования.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение объекта изучения обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Одним из мотивирующих импульсов предлагаемого приема обучения может служить причастность к проектированию ситуаций, самой организации процесса образования, а также возможность школьников оставить богатый, качественный учебный материал для последующих поколений обучающихся.

При проектировании ситуаций предполагается реализация таких основных требований, как:
–соответствие образовательным стандартам;
–цели и результаты обучения с возможностью предметной интеграции;
–учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при проектировании контента ситуаций, распределении на малые группы;
–проектирование контента ситуаций из зоны интересов школьников;
–планирование смысловых взаимосвязей между различными предметами школьной программы в содержании ситуаций;
–планирование смысловых взаимосвязей между профильным обучением класса и охватом возможных специальностей дальнейшего образования учащихся после окончания школы;
–выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач при проектировании и решении ситуаций;
–эмоциональная форма подачи материала, дружественное, интуитивно понятное предъявление информации;
–цветовую гамму предъявления информации в полученной видеозаписи, задаваемой при оформлении вопросов, пояснений, титров.

При просмотре видеосюжетов мобилизуется психическая активность учеников, повышается интерес к уроку, расширяется объем усваиваемого материала, формируются нравственные качества.
Проектирование, инсценировка таких ситуаций могут служить средством обращения к нравственным качествам обучающихся, формировать ответственность за свои действия, сознательное отношение к собственным высказываниям, поступкам.
При поиске решения проблемных ситуаций была использована справочная правовая система Консультант Плюс. Удобство системы обосновано простотой интерфейса, ориентированного на грамотного пользователя, не профессионала в области юриспруденции. В среднем общем образовании систему Консультант Плюс можно использовать в режиме on-line.
Практическая работа над разработкой видеофрагмента предполагает действия:
–получение видео с цифровой видеокамеры;
–создание слайд-шоу из изображений (средний уровень) и обрезание или склеивание видео (повышенный уровень);
–наложение звуковой дорожки;
–добавление заголовков и титров;
–создание переходов между фрагментами видео;
–вывод проекта в более удобный видео-формат для просмотра и последующего использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

В момент создания сюжетов появляется заинтересованность в получении более высокого результата, т.к. помимо образовательного эффекта они получают реальный результат – видеосюжет. При их просмотре создается обстановка реального общения и предъявления ситуации, эффект усиливается при участии в ситуациях знакомых школьникам одноклассников. После просмотра ситуаций ученики стремятся выразить собственное мнение «своими словами», с желанием включаются в обсуждение и проектирование возможных решений. Зачастую владение техникой, необходимым программным обеспечением позволяет ученикам более активно проявлять инициативу, предлагать свой путь решения, высказывать собственное мнение.
Прием допускает некоторую свободу в выборе степени самостоятельности: как сугубо индивидуальной работы по самообучению, так и с помощью поддержки со стороны педагога или старших наставников, одноклассников. Такая организация работы позволяет учащемуся реализовать свои достижения в условиях естественной коммуникации.
Проектирование ситуаций можно представить как игровой процесс по придумыванию наиболее реалистичных случаев из школьной жизни и реальной практической необходимости решать сложные жизненные проблемы.

«Для школьников игра – путь к познанию в дополнение к скучным, однообразным, повторяющимся методическим приемам. Играя, ученики с удовольствием включаются в процесс обучения. Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать, обобщать, развивать умение владеть собой и т.д.» Отдельно взятая малая группа школьников, разрабатывающая конкретную ситуацию, работает как коллектив, в котором есть сценарист, режиссер, оператор, актеры, оператор видеомонтажа монтажу. Такие занятия отличаются интерактивностью, наглядностью, привлекательны для школьников как самим процессом, так и получаемым конечным результатом.

Прием «решение конкретных ситуаций» можно использовать как средство первого профессионального ориентирования школьников. Какую роль выберет школьник в малой группе по созданию сюжета: генератора идей, проектировщика или возьмет на себя задачу технического монтажа видеофрагментов? Ответ на этот вопрос может определять будущую профессиональную направленность личности.

Подобные ситуации удобно использовать во внеурочной деятельности, где видеозапись служит способом предъявления вопросов, организации обсуждения актуальных проблем.
Использование предлагаемого метода как способа углубления знаний по информатике и профессионального ориентирования, несет в себе и педагогический эффект, стимулируя учителя к профессиональному росту, поиску новых интеграций с другими учителями-предметниками в рамках школы, поиску интеграций с педагогами профессионального обучения ССУЗ, ВУЗ.

Подобные уроки помогают решать следующие дидактические задач:
–формировать мотивацию к учению в целом и к определенному предмету в частности;
–оказывать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над контентом ситуации и постановкой вопросов;
–создать условия для самостоятельных исследований и размышлений учащихся;
–создать условия для выработки презентативных, оценочных умений и навыков, информационно-поисковой, аналитической деятельности;
–создать условия для усвоения алгоритма учебного исследования;
–предоставить возможность для участия в коллективной работе, развитии личных и социальных навыков.

Реализуются новые цели образования:
–организация самостоятельной продуктивной деятельности;
–формирование информационной грамотности и компетентности;
–индивидуализация процесса путем организации работы малых групп, ориентированных на получение конечного результата в виде мультимедийного продукта – видеозаписи.

Предлагаемый метод, наряду с возможным использованием мультимедиа в урочной системе, выделяется следующими преимуществами.
–Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе, видят и осознают прикладное назначение приобретаемых сведений, возможность применить их в случае необходимости.
–Метод позволяет в ненавязчивой форме увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся.
–Экономия учебного времени за счет предъявления информации посредством видео несомненна, однако может оказаться значительным время консультирования при выполнении записи, монтажа.
–В рамках реализации метода возможно углубление межпредметных связей, интеграция знаний различных предметов, что способствует совершенствованию компьютерной грамотности учащихся.
–Составление сценария, запись сюжета способствуют развитию навыка грамотного и связного изложения мысли. Несомненным эффектом при решении ситуаций является повышение воспитательного воздействия образовательного процесса.
–Метод предоставляет возможность раннего профессионального самоопределения, выявления наклонностей к предстоящему выбору специализации.
–Немаловажным эффектом является формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ.
–Посредством использования этого метода может быть учтена дифференциация потребностей школьников в системе дополнительного образования, внеучебной и внеурочной деятельности;
–Использование метода ситуаций позволяет получить значимые практические результаты в обучении школьников, студентов и реальный результат в виде видеосюжета, который можно использовать в образовании последующих поколений.

Вопросы и задания в виде предъявляемых ситуаций направлены на самостоятельное выведение нового знания и одновременное формирование системы действий, способствующих совершенствованию умений, навыков учащихся.

Тенденции развития и совершенствования образования на протяжении последних лет характеризуется как переход от теоретико-центрической модели к деятельностной – актуальным является не столько объем знаний той или иной области, сколько умение применять их на практике.

Решение проблемных, конфликтных ситуаций закрепляется в реальном их практическом проектировании, разыгрывании и разрешении. Педагог дает рекомендацию, наставления школьнику или студенту по решению спорных вопросов, ситуаций с целью реального их использования, метод проигрывания и коллективного обсуждения, решения ситуаций позволяет письменную рекомендацию перевести в разряд действенного видеообращения сверстников с тем же контентом.

Коммуникация в образовательном процессе содержит в себе межличностные, личностные, групповые, культурные способы сотрудничества в классе. Информатизация привела к широкому использованию невербальной коммуникации, которой школьники достаточно хорошо владеют. Необходимость совместной продуктивной деятельности только укрепляет взаимоотношения и расширяет сферы коммуникации, что приводит к обмену электронными адресами между учащимися.
Использование такого медиаматериала может способствовать поддержанию единого информационного взаимодействия учреждений сферы образования: школы, средних и высших учебных заведений. Такая возможность может быть реализована посредством телеконференций между образовательными учреждениями.
Мультимедиа информация использовалась педагогами и ранее. Некоторые сложности в реализации метода выявлены авторами статьи. Степень консультирования учащихся по вопросам работы со специальным программным обеспечением находится в прямой зависимости от их начального уровня компьютерной грамотности и опыта работы в этих программах. Значительных временных данных может занять этап проектирования ситуаций, как начальный этап проектной деятельности работы в малых группах, требующий от школьников креативного мышления и одновременно прикладного значения разработок. Несмотря на представленные и разрешаемые, на взгляд авторов статьи, затруднения в реализации метода решения конкретных ситуаций, он обладает рядом преимуществ и особенностей, неприсущих традиционным методам организации образовательного процесса.

Особенностью метода с точки зрения реализации новых направлений модернизации системы образования является возможность:
–раннего профессионального ориентирования школьников;
–прикладной направленности обучения;
–морально-этического, нравственного воздействия на личность школьника в новой, современной и увлекательной для него форме;
–интеграции предметной и между образовательными учреждениями.

Мультимединые программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом

Приложения:

Статья сопровождается планом урока №5
http://mm-festival.letitbit.net/download/75c40279030ebcfcd95e4df6874bc4d50/Plan_lesson5.rar.html

Урок №5 в системе уроков тематического модуля
http://mm-festival.letitbit.net/download/0341add1cb63e1f18d542aa76b09036c6/Modul.rar.html

На уроке был использован видеосюжет с ситуациями, который проектировался, записывался, монтировался при прохождении модуля
http://mm-festival.letitbit.net/download/46753fc2cb35492066cc166c78d0564e3/situation_BKT.avi.html

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/01be4dc4be308cb059340057582e2bf85/___________________.rar.html
Категория: Эффекты использования ММ в образовании | Добавил: IrinaTex (25.04.2012) | Автор: Немыкина Ирина Владимировна E
Просмотров: 1451 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]