Пятница, 02.12.2016, 21:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Использование мультимедиа технологий при подготовке в ГИА и ЕГЭ

Электронное учебное пособие как творческий продукт выпускной квалификационной работы будущего учителя хореографии
Электронное учебное пособие как творческий продукт
выпускной квалификационной работы будущего учителя
хореографии

Панаева Т.Н.

Государственная политика Российской Федерации в области образования в числе других целей предусматривает широкое внедрение информационных технологий в образование [1]. В то же время в концепции обновления современного российского образования воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений [4: 7].
Для детей, участников различных танцевальных коллективов, будущий учитель, выпускник - хореограф Иркутского регионального колледжа педагогического образования должен создать условия не только для раскрытия и развития их творческого потенциала. Будущий учитель должен показать красоту хореографии как вида искусства, ненавязчиво осуществляя, таким образом, духовно-нравственное воспитание.
Сформировать устойчивую мотивацию к занятиям хореографией, воспитать интерес к хореографии как виду искусства, приобщить детей к духовно-нравственным ценностям (истине, добру, красоте) возможно с помощью различных форм внеклассной работы, в том числе на основе организации видео лектория с использованием электронных учебных пособий.
Электронные учебные пособия студенты - будущие руководители различных танцевальных коллективов - выпускники специальности 050148 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии) создают в процессе написания выпускных квалификационных работ совместно с научным руководителем.
В процессе создания электронных образовательных ресурсов – элек-тронных пособий, они учатся использовать традиционные и инновацион-ные педагогические подходы к обучению детей [2].
Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, в процессе обучения детей хореографии могут быть использованы такие методы, как:
• методика работы с Интернет - технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
• методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электрон-ных таблиц);
• методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.);
• методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
• методика использования обучающих видео - программ и электронных пособий [2].
Не менее продуктивным методом, на наш взгляд, является использование в процессе работы с детьми на занятиях хореографией электронных образовательных ресурсов - электронных учебных пособий, созданных самими студентами в процессе подготовки к защите выпускных квалификационных работ (в дальнейшем - ВКР).
Несмотря на обилие различной информации в Сети Интернет, в том числе по хореографии, в электронном пособии эта информация обработана, систематизирована, классифицирована студентом для определенной категории детей, т.е. является учебной информацией, готовой к применению здесь-и сейчас. И именно в этом ее большая практическая значимость.
Как мы уже отмечали, в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования» в процессе написания выпускных квалификационных работ студенты-хореографы отделения художественного образования обучаются созданию таких электронных пособий.
Отметим, что проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения ин-формационных технологий в образовательный процесс.
Большим преимуществом электронного пособия является содержание в нем не только теоретического материала, но и необходимых видеофрагментов, которые можно тут же показать детям в качестве наглядной иллюстрации теоретического материала.
Кроме того, студенты широко используют в содержании электронного пособия красочные иллюстрации, портреты, фоторяды, анимационные картинки, электронные и мультимедийные презентации, разработанные планы – конспекты занятий с детьми и т.п.

Например, выпускница 2014 года Слупская Юлия титульный лист своего электронного пособия на тему «Выдающиеся балетмейстеры XXI века» украсила портретами выдающихся российских балетмейстеров Бориса Эйфмана, Алексея Ратманского и французского балетмейстера Ролана Пети.
Подраздел, посвященный творчеству великого скульптора Огюста Родена – главного героя балета Бориса Эйфмана «Роден» - Юлия Слупская оформила ниже следующим образом, поместив не только портрет скульптора, но и его главные произведения скульптуры.

Студентами выпускниками широко применяется прием навигации, создаются разделы с теоретическим и видео материалом, как для педагогов, так и разделы, содержащие адаптированный материал для детей различных возрастных категорий.
Пример оформления титульного листа электронного пособия на тему «Игорь Моисеев - академик и философ танца» выпускницы Марии Малоземовой (выпуск 2014года).


Электронные пособия, созданные студентами, привлекают внимание не только своей внешней красотой, но в то же время полноценной информацией и яркими видеофрагментами.
Пример оформления Марии Малоземовой одного из подразделов, по-священных творчеству Игоря Александровича Моисеева и пример использования анимации в Глоссарии.



С помощью научного руководителя студенты учатся использованию этих пособий, как в процессе прохождения государственной педагогиче-ской практики, так и в своей будущей хореографической деятельности в системе дополнительного образования детей.
Приступая к разработке пособия, научный руководитель, прежде всего, знакомит с основными понятиями, которыми должны овладеть студенты.
Так, дефиницию «образовательный ресурс» мы раскрываем как средство, к которому обращаются с целью получения образования, как ресурс, содержащий информацию образовательного характера [3].
Общеизвестно, что электронными образовательными ресурсами (в дальнейшем - ЭОР) называются учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства [3].
Отметим, что создание электронных образовательных ресурсов открывает новые перспективы и возможности для улучшения процессов воспитания, обучения, развития детей, в частности - развития их познавательного интереса к искусству хореографии и осуществления духовно-нравственного воспитания.
Педагоги - практики отмечают, что ЭОР применяются в образовательном процессе не только высшей общеобразовательной школы, но и в дополнительном образовании:
• на этапе изучения нового материала – информационные ЭОР (могут предварять изучение новой темы);
• на этапе повторения - практические ЭОР (выполнение учебных заданий);
• на этапе контроля - контрольные ЭОР, которые могут использоваться для самоконтроля, что помогает ребенку стать активным участником образовательного процесса [2].
ЭОР - это визуальная, текстовая и аудиоинформация, специально ото-бранная, структурированная и оформленная студентами под руководством педагога.
Заметим, что студенты - хореографы сами выбирают интересующие их темы электронных пособий. Например, для защиты ВКР в 2013и 2014 г.г. студентами были выбраны такие темы как: «Выдающиеся балетмейстеры XX века» (Плешкова Кристина), «Танцевальные игры для развития эмоциональной сферы дошкольника» (Леонидова Надежда), «Короли танца» (Аксененко Мария), «Выдающиеся балетмейстеры XXI века» (Слупская Юлия) и др.
Надо отметить, что студенты с большим интересом создают творческий продукт - электронное пособие и пишут выпускные дипломные проекты, защищая их в основном на «хорошо» и «отлично».
Кратко рассмотрим процесс создания электронного пособия совместно с педагогом - научным руководителем.
Прежде всего, студенты знакомятся с требованиями, предъявляемыми к ЭОР.
В настоящее время существуют Единые технические требования (ЕТТ) к электронным образовательным ресурсам, которые регламентируют их разработку с расчётом на нашу активную самостоятельную познавательную деятельность. Эти требования включают в себя определенные структурные элементы [3].
В самом начале создания электронного пособия научный руководитель знакомит с правилами оформления титульного экрана, которые включают в себя наименование учреждения, заглавие (название) работы и определение вида электронного образовательного ресурса.
Далее они знакомятся с предназначением данного ресурса, представляют библиографическое описание ЭОР (авторов или составителей, полное название, вид, место, год), пишут краткую (3-4 предложения) аннотацию электронного ресурса.
Студенты обязательно указывают, какой проблеме посвящается элек-тронный ресурс, цель его создания, какие вопросы он раскрывает, кому адресован.
Далее научный руководитель объясняет структуру электронного пособия, в которую входят: пояснительная записка (цель, предназначение ресурса, задачи), актуальность создания ЭР, основная часть, которая раскрывает основное содержание методического материала.
Здесь студенты должны обосновать принципы отбора содержания, обозначить, на основе какого опыта или источников написан теоретический материал, описать принципы его структурирования, в частности - логику изложения, принятую нами.
Студенты также учатся описывать способ работы с электронным пособием, характеристику программных средств, при помощи которых оно было разработано, а также минимальные системные требования.
Отметим, что эти данные они указываем в справке, входящей в струк-туру электронного пособия.
В справке студенты также указывают, что создание электронного пособия требует не только элементарных навыков работы с операционной системой Windows, текстовым процессом MS Word, но умения работать с оболочкой Book View.
Так как требования к электронным ресурсам замыкает список использованной и рекомендуемой литературы, студенты учатся составлять список литературы в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания с учетом требований ГОСТ 7.1., тезаурус. Отметим, что правильное составление списка литературы в соответствии с требованиями, вызывает у выпускников большие затруднения, но с помощью научного руководителя они овладевают этим умением.
Заметим, что студенты - выпускники с большим удовольствием и интересом овладевают приемами навигации, посредством которой указывают прикрепленные к разделам пособия планы-конспекты внеклассных занятий, презентации, фоторяды и др.
Будущие учителя создают богато иллюстрированные красочные экранные листы пособия, сопровождая их не менее интересными видео фрагментами из балетов.
В качестве примера приведем содержание электронного пособия выпускницы Юлии Слупской - дипломный проект на тему: Электронное пособие «Выдающиеся балетмейстеры XXI века» ею защищен на «отлично» весной 2014 года. Научный руководитель – автор настоящей статьи.

Структура и содержание электронного пособия «Выдающиеся балетмей-стеры XXI века»
Пояснительная записка
Раздел I. Отечественные балетмейстеры
1.1. Борис Яковлевич Эйфман
Скульптор Огюст Роден
Балет «Роден»
К. Сен-Санс «Пляска смерти»
Видеофрагмент 1. Балет «Роден» «Пляска смерти»
Видеофрагмент 2. Балет «Роден» из 1-го акта
Видеофрагмент 3. Балет «Роден» из 2-го акта
1.2. Алексей Осипович Ратманский
Балет «Конек – Горбунок»
Видеофрагмент из балета «Конек – Горбунок»
Балет «Золушка»
Видеофрагмент из балета «Золушка»
Раздел II. Зарубежные балетмейстеры
2.1 Французский балетмейстер Ролан Пети
Балет «Гибель розы»
Видеофрагмент из балета «Гибель розы»
Балет «Пиковая Дама»
Видеофрагмент из балета «Пиковая дама»
Балет «Собор парижской богоматери»
Видеофрагмент из балета «Собор парижской богоматери»
2.2. Испанский балетмейстер Начо Дуато
Балет «Дуэнде»
Видеофрагмент из балета «Дуэнде»
Балет «Ремансо»
Видеофрагмент из балета «Ремансо»
Глоссарий
Справка
Список литературы
Из вышеприведенной структуры пособия мы видим, что теоретический и видео материал серьезный и основательный, он значительно расширяет кругозор студентки и направлен на ее будущую профессиональную деятельность. Надо заметить, что студентка с большим интересом осваивала данный ей материал, вникала в жизнь и творчество представленных в пособии балетмейстеров, эстетично и красочно сопроводила наглядными иллюстрациями теоретический материал пособия.
Студентка Слупская Юлия проявила инициативу и практическую часть электронного пособия оформила в виде отдельной броюры. Мы прилагаем практическую часть к статье.
Студенты понимают практическую значимость созданных ими электронных пособий, их предназначение, которое определяется, прежде всего, их ролью в методическом обеспечении определенных разделов различных программ, созданных танцевальных коллективов. В процессе прохождения государственной педагогической практики выпускники апробируют разделы электронных пособий, предназначенные для детей, показывая им видео фрагменты, сопровождая их доступным теоретическим материалом.
Посредством знакомства с содержанием балетов для детей выпуск-ники приобщают их не только к хореографии как виду искусства, но к высшим духовно-нравственным ценностям: прежде всего, к красоте и добру.
Итак, созданный студентами творческий продукт их дипломного проекта, включает в себя отобранный, систематизированный и обработанный теоретический и видео материал для детей определенного возраста.
Электронное пособие как творческий продукт дипломного проекта является незаменимым подспорьем в будущей педагогической деятельно-сти выпускника нашего колледжа во внеклассной работе с детьми и помогает им осуществлять духовно-нравственное воспитание, ненавязчиво приобщая детей к добру и красоте посредством использования шедевров мирового балетного искусства.
https://yadi.sk/i/RRp_MeY-cSkfA - ссылка на практическую часть дипломного проекта
Литература
1. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образова-тельных и информационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии/ М.Е. Бершадский [Текст] - М.: Академия, 2006. - №1. 57 с.
2. Гилязитдинова, Е. П.Формы и методы проведения занятий по хо-реографии с использованием информационных технологий Е. П. Гилязитдинова [Текст] М.: 2014. -
3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [Текст] - М.: Академия, 2000. - 272 с.
4. Тарасов, С. В. Воспитание в современных социокультурных условиях. /С. В. Тарасов. Воспитание в современной образовательной среде. Материалы региональной научно-практической конференции /
отв. ред. И.В. Васютенкова.- СПБ: ЛОИРО. - 2011. - С.7-13.
5. Цифровое поколение: завтра начинается сегодня. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов профессионального образования/под ред. М.Е. Калашникова, А.В. Гусевой. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2013. - 240с.
Категория: Использование мультимедиа технологий при подготовке в ГИА и ЕГЭ | Добавил: tamara56 (02.11.2014) | Автор: Панаева Тамара Николаевна E
Просмотров: 1103 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
Уважаемая Тамара Николаевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».
Технический эксперт Е.Н. Сенникова

2  
Огромное вам спасибо, уважаемая Екатерина!!! Мне аттестовываться  в этом году - сертификат будет как нельзя кстати. Всего вам доброго.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]