Четверг, 23.11.2017, 21:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Использование мультимедиа технологий при подготовке в ГИА и ЕГЭ

Формирование информационных компетенций на уроках физики
В настоящее время в Российском образовании традиционные формы и методы обучения не удовлетворяют целям, поставленным перед образованием. И как следствие этого, в средней школе активно идет разработка различных вариантов содержания образования, применяются новые педагогические технологии, в том числе и информационные.
Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования - формирование интеллектуально развитой личности, способной легко ориентироваться в изменяющемся обществе, быстро осваивать новые сферы деятельности.
Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий. По данной теме опубликованы статьи как в профессиональных периодических изданиях [1], так и на сайтах педагогических сообществ [5].
Наш собственный опыт сотрудничества учителей физики и информатики показал, что проведение уроков с использованием информационных технологий имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой обучения. Использование типовых приложений пакета Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Access в работе учителя дает богатые возможности для подготовки к урокам и их проведению.
Самая естественная форма работы учителя - урок. Рассмотрим некоторые способы применения информационных технологий в обучении на уроках физики разного типа.
Так для уроков изучения нового учебного материала нами используются готовые цифровые образовательные ресурсы[6] и собственные презентации. Изображение на экране дополняет слова учителя. При изучении общих понятий, явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, а изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
На уроках контроля и оценки уровня усвоения учебного материала используются как готовые тесты,[3,4] так и собственные разработки. В кабинете физики нашей школы собраны тесты по всем темам школьного курса физики как для самоконтроля, так и проверки знаний.
При проведении комбинированных уроков используем в той или иной комбинации все основные структурные элементы: повторение пройденного материала (электронный учебник, презентации учащихся), контроль знаний (тесты, диктанты), практические задания на компьютере и др.
Материалы, созданные школьниками для уроков с использованием компьютерных технологий, способствуют формированию информационной компетентности у обучающихся. Такая деятельность развивает способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Так, по теме «Плавание тел» в 7 классе учащиеся готовили презентации по результатам экспериментов, проведенных самостоятельно, и представляли их на школьной конференции «Поиск. Творчество. Успех». Презентация «Электричество», созданная обучающимся 8 класса Копаницей Евгением, заняла 2 место на городском конкурсе компьютерных презентаций учащихся к урокам физики.
На уроках обобщения и систематизации изученного учебного материала применяем игровую и информационную технологии. Особый интерес учащиеся проявляют к игре, сделанной по типу телепередачи «Своя игра». Такие уроки очень нравятся ребятам, игра позволяет систематизировать и закрепить изученный программный материал, а также развивает творческие способности учащихся, а применение компьютера делает такой урок более зрелищным. Нами созданы презентации по следующим темам: «Электричество», «Механика», «Плавание тел», «Давление».
В качестве примера рассмотрим разработанный нами урок по теме «Оптика», на этапах которого применяются различные информационные технологии. Данный урок стал призером областного конкурса интегрированных уроков «Урок +».
На организационном этапе урока демонстрируется слайд с указанием темы, цели, задач и плана урока. Показ этой информации на экране создает эмоциональный настрой и визуализирует ход урока.
Для повторения формул используется физический диктант, выполненный в среде Power Point. На слайдах записаны задания (назвать формулу и прокомментировать), ответы спрятаны в картинке – портфеле. После того, как ответ будет прокомментирован, формулу можно будет увидеть (для этого необходимо кликнуть по картинке). Подобные диктанты созданы нами и для других разделов физики: «Механика», «Электричество».
Проверка индивидуальных домашних заданий, выполненных группами учащихся, проходит в форме защиты презентаций по теме «Основные свойства световых волн»: «Прямолинейное распространение света», «Преломление света», «Интерференция». Кроме того, учащимся предлагаются видеоролики по данным свойствам для визуализации оптических явлений, что позволяет увеличить информативную емкость урока.
Закрепление знаний обучающихся проводится с использованием интерактивной технологии в стиле «Своя игра». Уровень сложности вопросов выражен в баллах от 100 до 400. Обучающиеся сами выбирают номинацию и сложность вопроса. Номинации: прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция, сюрприз.
Практический этап урока проводим в форме виртуальных лабораторных работ с использованием флэш-роликов [2]. Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации направлена на формирование у учащихся наглядно-образного мышления, более эффективное усвоение учебного материала, помогая решить проблему недостатка лабораторного оборудования в кабинете физики.
Во второй части практического этапа нашего урока обучающимся предлагается решить задачу повышенного уровня сложности «Система 2-х линз», неоднократно встречающуюся в контрольно-измерительных материалах единого государственного экзамена. Творческая группа обучающихся старших классов, приготовила презентации с чертежами к задачам данного типа. В нашей методической копилке имеются подобные презентации и по другим разделам физики: «Расчет сопротивления куба», «Параллельное и последовательное соединение конденсаторов», «Движение заряженной частицы в электрическом поле конденсатора», «Движение заряженной частицы в магнитном поле» и др.
Этап контроля знаний проводится в форме теста. Класс делится на две группы. Первая - выполняет на компьютерах тест, сделанный в программе Excel, вторая - решает задачу «Рыбка» с использованием интерактивной доски. Обучающимся 11 класса под руководством учителя информатики написана программа на Delphi, позволяющая в оригинальной форме проверить правильность решения задачи.
На этапе подведения итогов урока и рефлексии демонстрируются слайды «Оптика вокруг нас», которые позволяют увидеть красоту окружающего мира, подчеркнуть степень важности данной темы. Обучающимся предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность оценить степень удовлетворённости уроком и формой его проведения.
Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы,[7] основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, формировать культуру учебной деятельности обучаемого и обучающего.
Литература
1. Издательский дом «Первое сентября», http://festival.1september.ru
2. Кадышевский В.Г., Панебратцев Ю.А., Ванков И.Д., Димитрова М.И. Ломаченков И.А. Белага В.В, Инновационный учебно-методический комплекс «Физика. 7–9 классы». Ресурсы Интернет портала единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
3. Репетитор по физике, «КиМ», 2009г.
4. Регельман В.И. http://physics-regelman.com/
5. Сеть творческих учителей России. http://www.it-n.ru.
6. Физика, библиотека наглядных пособий, 7 – 11 классы, «Дрофа», 2008 г.
7. Уроки Кирилла и Мефодия, физика 7, 8, 10, 11 классы, 2007г
Категория: Использование мультимедиа технологий при подготовке в ГИА и ЕГЭ | Добавил: nerestr (29.06.2012) | Автор: Козина Елена Сергеевна E
Просмотров: 940 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]