Среда, 28.02.2024, 22:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Использование мультимедиа технологий при подготовке в ГИА и ЕГЭ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Педагогическая технология, по определению В.П. Беспалько, - «это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике» [1, с. 6]. Педагогическую систему он рассматривает как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного влияния на формирование личности с заданными качествами.
Б.Т. Лихачев трактует педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный выбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). По представлению Б.Т. Лихачева, технологический процесс – определенная система технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат [4, с. 121].
Таким образом, разработка педагогических технологий – это конструирование оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов. Специфические черты технологии обучения: разработка диагностично поставленных целей обучения; ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей; оперативная обратная связь; оценка текущих и итоговых результатов; воспроизводимость обучающих процедур.
Остановимся на основных направлениях, обосновывающих важность развития новых информационных технологий и внедрения их в процесс обучения:
1) создание новых информационных технологий обеспечивает само-развитие детей, их творческую активность, способствует гуманизации обуче-ния, под которой подразумевается не какой-то универсальный метод или прием, а ценностная ориентация на развитие личности, в том числе таких ее качеств, как гибкость и нестандартность мышления, на совершенствование деятельностного подхода.
Характер взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса меняется: преобладающим становится стиль доверия, сотрудничества, сотворчества. Программно-педагогические средства способствуют активизации мышления, которое при машинном обучении не может быть творческим, но в связи со спецификой работы с компьютером обязательно будет самостоятельным. Однако творческое мышление не возникает без активного, самостоятельного, гибкого мышления. Таким образом, развивающий эффект обучения с использованием программных продуктов заключается в том, что, несмотря на работу с подвергшимся формализации материалом, ученик формирует активное самостоятельное мышление, без которого нет творчества. Творческое мышление невозможно без активного и самостоятельного мышления (включает последние в себя), но не всякое активное и самостоятельное яв-ляется творческим;
2) наиболее распространенному в настоящее время техно центриче-скому подходу в использовании компьютеров в обучении противопоставлена ориентация на гуманизацию, т.е. на развитие личности при создании учебных предметных сред. Одно из проявлений гуманизации – дифференциация, так как фронтальные формы обучения не позволяют учителю учесть индивидуально-психологические особенности каждого обучаемого. Современными средствами, помогающими реализовать дифференциацию, являются компьютерные программы. Осуществить дифференцированный подход с помощью компьютера возможно потому, что программно-педагогические средства построены с учетом принципов посильной трудности и максимальной познавательной активности, то есть в меню предусмотрены варианты подачи учебного материала на основе объяснительно-иллюстративного (репродуктивного) и поискового (про-блемного) метода;
3) компьютер может использоваться как средство с широким спектром дидактического воздействия, а не только как демонстрационное устройство;
4) органическая взаимосвязь безмашинного обучения с машинным с помощью учебников и пакета компьютерных программ положительно воздействуют на качество обучения, если найти оптимальные пропорции распределения содержания между ними. Критериальная основа – определение конкретных функций учебника и программных педагогических средств, для чего следует сравнить учебные базы и базы знаний;
5) обеспечение строгого соответствия форм, методов, средств НИТ уровню и содержанию компьютерной грамотности и информационной культуры обучающихся вызывает чувство комфортности при совершении учебных действий;
6) ориентировка при создании программных продуктов на формирование полноценной учебно-познавательной деятельности, моделирование проблемных учебных ситуаций приводит к тому, что обучающиеся целенаправленно усваивают обобщенные образцы действий по решению учебных задач;
7) объектом воздействия НИТ является не ученик, а ученик плюс компьютер с его программным обеспечением. Реальные знания ребенка выступают основой для творчества и проявляются через учебную деятельность. В процессе обучения целесообразно ориентироваться на существенно расширенный с помощью ИТ интеллект ученика (за счет программного обеспечения компьютера), что обеспечивает особую стратегию при формировании знаний;
8) ведущим принципом в проектировании педагогической технологии должна быть активность самого учащегося, что предъявляет требования к мотивации обучения в условиях НИТ. Главное – наличие внутренней мотивации, желания и умения приобретать знания;
9) качественно новое понимание и многоаспектная реализация прин-ципа наглядности, предусматривающие соответствующие методы познания, формы учебной деятельности, способы аргументации, доказательства, влияют на формирование как абстрактно-логического, так и образно-эмоционального мышления;
10) сочетание индивидуального подхода с различными формами кол-лективной учебной деятельности способствует увеличению интенсивности усвоения материала [3, с. 15].
Внедрение новых информационных технологий приводит к интеграции учебных предметов в условиях использования компьютерных учебных средств.
Основные особенности компьютера как инструмента человеческой дея-тельности и принципиально нового учебного средства состоят в следующем:
1. Компьютер обеспечивает доступ к практически неограниченному объёму информации и ее аналитической обработке.
2. Компьютер представляет собой универсальное средство познава-тельно-исследовательской деятельности человека.
3. Компьютер обеспечивает новую активную форму фиксации про-дуктов психической деятельности
4. Компьютер является вторым по значимости (после традиционной письменности) знаковым орудием, с помощью которого возможен оперативный обмен информацией по содержанию выполняемой деятельности.
5. Компьютер обладает особым коммуникативным свойством, отли-чающим его от любого иного средства способностью вступать в конструктив-ный содержательный диалог с пользователем и составлять с ним единую функциональную предметно-ориентированную среду.
Критериями эффективности информационных технологий являются по-вышение интенсивности обучения без потери глубины и полноты необходимых знаний, умений и навыков и без увеличения физической и психической нагрузки на учеников, достижение качественно нового уровня знаний без увеличения объема учебного времени.

Список литературы
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.; Воронеж, 2002.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.; Воронеж, 1989.
3. Ларских З.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. – Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., Просвещение, 1993.
5. Пашкова Г.И. Инновационные технологии и образовательные электронные ресурсы в обучении орфографии. – Белгород, БелГУ, 2006
Категория: Использование мультимедиа технологий при подготовке в ГИА и ЕГЭ | Добавил: black_lin (15.12.2011) | Автор: Жуковская Эллина Александровна E
Просмотров: 2601 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Eliane  
That hits the target prefeclty. Thanks!

1 Настя  
норм

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]