Пятница, 26.04.2024, 15:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Борьба за место в памяти ребёнка.
Всем известна беда нашего времени – перенасыщенность информации. Многие специалисты – психологи считают это явление одним из условий психологических перегрузок, повышенной стрессовости и депрессивности. Особенно трудно детям и подросткам, в силу возрастных особенностей проявляющих повышенную любознательность: «хочу всё знать», и попадающих в результате в сильнейшие водовороты агрессии информации.
Информация неспроста была названа здесь агрессивной. В настоящее время в силу перенасыщения рынка разнообразными товарами и услугами каждый предприниматель стремится привлечь к себе потенциального потребителя. Для этого используется очень яркая, можно сказать, - достаточно агрессивная, реклама. Агрессивность заключается не только в её яркости и зачастую сюжетном навязывании стереотипов, в том числе поведенческих, но и в частом её повторении за короткий промежуток времени. А мы знаем, что именно повторяющаяся неоднократно информация закрепляется в долговременной памяти. Это запоминание происходит непроизвольно, навязчиво. Ребёнок не может освоить основную мысль нескольких абзацев учебного текста, но практически наизусть с интонациями и жестами воспроизводит рекламные ролики или сценки из анимационных мультфильмов.

Происходит это в силу специфических особенностей функционирования нашей памяти. Запоминание происходит в результате восприятия человеком входных сигналов: изображений, звуков и др. Эти сигналы по нервным волокнам поступают в мозг перерабатываются и потом запоминаются. В процессе хранения информация постоянно перерабатывается: обновляется, систематизируется, уплотняется.

Как часто мы слышим на уроках от учеников заявления, что он читал дома...
но ничего не помнит теперь, на уроке...
И не всегда это является отговоркой, нежеланием признаться, что просто не учил. Зачастую, что самое обидное, ученик действительно читал, и действительно забыл.

Забывание – это естественный процесс деятельности мозга, в ходе которого информация отсортировывается: часть идёт в долговременное хранение, часть остаётся в кратковременном, а часть – просто удаляется.

Ученик, прочитавший домашний параграф, редко его потом повторяет. Повторяет, - имеется в виду воспроизводит. Устный предмет нуждается в том, чтобы его содержание воспроизводили. По истории всегда мы говорим ученикам и их родителям, что, прочитав текст, надо его пересказать. Делают ли это наши ученики? В большинстве своём нет. Пробежав глазами по тексту и выхватив некоторые фразы, они считают, что уже прочитали. Пробежав глазами в начале урока пару абзацев, считают, что готовы к уроку.

Конечно же, подобным образом полученная ими информация, тем более, если ещё и объяснение учителя слушали не очень внимательно, не будет запоминаться. Теперь добавим волнение от вызова к доске… И самое печальное, - вспомним оформление многих учебников по истории: текст сложный, объёмы колоссальные, ярких акцентов не расставлено, ни в виду иллюстраций, ни в оформлении, особенно в старших классах.
Вот и получается: «я учил, но всё забыл». А ведь не последнее место в 5-6 классах всегда занимала работа с иллюстративным материалом, например, составить рассказ по иллюстрации о событии.

Современная школа просто вынуждена вступать в настоящий бой за память ребёнка и подростка. За возможность «выкроить» в памяти уголок для учебного материала и оперативной работы по нему. Для этого необходимо использовать мультимедиа технологии. Тему на уроке нужно преподнести ярко, сделать её запоминающейся. Для этого важно воздействовать на эмоции учащихся. Способствовать этому будет использование яркой презентации с эффектами анимации, аудио сопровождением, видеофрагментами. Анимационные и звуковые эффекты будут способствовать непроизвольной концентрации внимания учащихся. С этой же целью можно использовать на слайдах яркие элементы: разного цвета символы, графические или анимационные знаки. Использовать анимацию перехода цвета из одного в другой, элементы передвижения иллюстрации.

Думается, что наибольший интерес вызывает презентация, рассчитанная на зрелищность. Для этого она не должна выглядеть в виде просмотра отдельных слайдов, содержащих в себе простую подачу какого-то блока информации, например, текстовый материал, цели и задачи, эпиграф урока, схему либо таблицу. Какой-то из блоков или даже не один нужно представить в сопровождении анимационных эффектов, аудио, видео.
Благодаря большим возможностям современного Интернета можно найти разнообразные варианты озвучивания – от звуков природы до выстрелов из разного оружия и взрывов. Можно найти этому применение в своих презентациях. После такой презентации, сопровождающей объяснение учителем новой темы, у детей в памяти наверняка останется многое из рассказанного и прочитанного.

Большой положительный результат даёт использование интерактивной доски. Вставляя в задания анимированные картинки, например, смайлики, можно вызвать у детей повышенный положительный фон, позитивный результат урока гарантирован! Проверено на практике.



Я – сторонница использования встроенных в презентацию аудиолекций. Во-первых – это удобно: под лекцию произвести настройку смены иллюстраций (или слайдов) и презентация сама преподнесёт учебный материал ярко и продуманно. Во-вторых, в аудиолекциях можно использовать разные голоса, например, записать в воспроизведении старшеклассников. Разные тембры голоса и интонации будут способствовать активации внимания слушателей. В-третьих, - это элемент здоровьесберегающих технологий. Учитывая нагрузку на голосовые связки учителя (особенно устные предметы, и особенно история и обществознание) при ежедневном объяснении нового материала на каждом уроке, аудиолекции помогут сохранять здоровье педагога.

Сейчас есть много интереснейших программ по созданию анимационных объектов, в том числе текстов. Можно обычные иллюстрации оживить анимационными программами.


Непроизвольно происходит запоминание информации, которая нас заинтересовала, вот и нужно учителю использовать все доступные современные методы по заинтересовыванию учащихся на уроке. Нельзя забывать при этом о формировании у учеников мотивации. Эту работу должен проводить не только классный руководитель на классных часах, но и учитель-предметник. Именно мотивированное учение даст стойкий положительный результат.

Источник: http://schooling.org.ru/
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: Lisonka (09.11.2011) | Автор: Гочияева Джамиля Гомалаевна E
Просмотров: 1313 | Теги: методика, образование, мультимедиа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]