Использование электронных образовательных ресурсов в обучении английскому языку
Модернизация современного школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся. Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания подрастающему поколению, но и самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий. Для того чтобы урок был интересным, учитель должен владеть современными образовательными технологиями и средствами обучения. В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные тематические коллекции, программные средства для организации учебного процесса. Использование ЭОР в учебном процессе позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать их внимание. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями. Интернет – ресурсы позволяют восполнить дефицит источников учебного материала, развивать навыки и умения информационно - поисковой деятельности, обогащать урок эмоциональной окрашенностью, облегчить процесс усвоения предмета, расширить кругозор, повысить производительность труда учителя и обучающихся. Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с электронными образовательными ресурсами в учебном процессе. Методическое назначение электронных ресурсов зависит от задач урока, поэтому могут быть обучающими, информационно–поисковыми, демонстрационными, моделирующими, учебно-игровыми, контролирующими. Сегодня к услугам современных педагогов и их обучающихся огромное количество электронных образовательных ресурсов, разработанных солидными организациями и энтузиастами-одиночками: образовательные порталы, электронные учебники, словари и энциклопедии, виртуальные библиотеки, on-line-переводчики, дистанционные курсы и олимпиады, электронные газеты и журналы. При подготовке к урокам, передо мной, так же как и перед другими педагогами, которые хотят проводить интересные насыщенные уроки, возникают новые вопросы: - каким цифровым образовательным ресурсом воспользоваться при введении нового лексического материала? - как в режиме обычного урока успеть провести опрос, рассказать новый материал, закрепить его, сохранить баланс между теоретическим и практическим содержанием урока? На своих уроках я использую следующие электронные образовательные ресурсы: 1) Видеоролики, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой, традициями, королевской семьей, географическими положениями стран и т. п.: http://www.youtube.com/watch?v=f8WlJwiQ2G0&feature=related, http://www.youtube.com/watch?v=FrsM9WggCdo&feature=related. 2) Всевозможные тесты для проверки уровня овладения тем или иным грамматическим материалом можно взять на сайтах:¬¬¬¬ http://www.native-english.ru/exercises, http://www.study.ru/online/tests/english.html. 3) Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных сайтах, таких как http://www.bbc.co.uk, http://www.answers.com/ помогает развивать компенсаторную, социокультурную компетенции учащихся, умение организовать самостоятельную работу, стимулирует дальнейший интерес к работе с иноязычным материалом. 4) Сайт http://www. friendsabroad.com/ способствует развитию всех видов коммуникативных компетенций учащихся. 5) Презентации на различные лексические темы на сайтах «Сеть творческих учителей», «Сообщество учителей английского языка». Кроме этого, участие в методических Интернет – объединениях позволяет учителю обмениваться мнениями, приемами, методами преподавания предмета с нашими и зарубежными коллегами: http://www/englishteachers.ru/. Уроки с использованием информационных коммуникационных технологий, с применением качественных электронных образовательных ресурсов – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе, позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Электронные образовательные ресурсы дают обучающимся возможность действительно научиться. Ведь учебная работа теперь включает не только занятия с учителем, но и самостоятельные домашние задания. Можно сравнить эффективность двух видов домашних заданий: получить из книги описание путешествия или самому совершить виртуальное путешествие. Они позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков. Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах. Система обучения с помощью ЭОР сегодня еще продолжает выстраиваться, и я тоже нахожусь в поиске формы эффективного взаимодействия ученика и “электронного учителя”. Главная задача для меня - разумное использование электронных образовательных ресурсов с пользой для учебного процесса и для каждого ученика. Анализируя свой опыт работы с электронными образовательными ресурсами на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование их позволяет: 1) обеспечить положительную мотивацию обучения; 2) проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); 3) обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); 4) повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; 5) усовершенствовать контроль знаний; 6) рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; 7) формировать навыки научно- исследовательской деятельности; 8) обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. В заключение хотелось бы отметить, что полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с информационными технологиями, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и обеспечивает рост творческой деятельности учителя. Нельзя стоять на месте, необходимо постоянно совершенствовать свои приемы и методы, и только тогда возможно достичь успеха в своей профессиональной деятельности.