Четверг, 23.11.2017, 12:16
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Использование ИКТ технологий в преподавании дисциплины теория и практика технического творчества
Возрастающий объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно, является причиной внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни. Такие глобальные процессы не могут не коснуться и системы образования. Современная эпоха разнообразных инноваций, интеллектуальных технологий выдвигает новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума. Компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и комфортно чувствовать себя в информационном обществе.
Использование информационных технологий в педагогическом процессе становится одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса в среднем профессиональном учебном заведении. В результате изучения учебной дисциплины теория и практика технического творчества студенты знакомятся с историей научно-технического творчества, технической эстетикой и эргономикой, методикой работы педагога дополнительного образования, учатся проектировать, моделировать и конструировать технические объекты и модели. Цель курса теория и практика технического творчества: раскрыть творческие способности студента, активизировать его потенциальные, продуктивные силы и дать возможность выбора пути самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности. Современный урок по теории и практике технического творчества невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, т.к. именно они позволяют представлять в удобном для изучения масштабе времени различные технические процессы и объекты, дают полное о них представление, формируют единую картину развития техники. Использование на уроках по этой дисциплине мультимедийных технологий способствует не только лучшему усвоению и систематизации базовых знаний, но и активизирует интерес к предмету, а также формирует мотивацию к учению в целом.
Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой):
-компьютерные презентации, позволяющие акцентировать внимание аудитории на особо важных моментах изучаемого материала, вернуться к пройденной части. Уроки-презентации эффективны своей эстетической привлекательностью, обеспечивают получение большего объема информации и заданий за короткий период. Зрительное восприятие в сочетании с пояснением способствует лучшему усвоению информации, а эффектная наглядность способствует заинтересованности студентов. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления студенческих проектов.
-электронные учебники, позволяющие организовать как групповую, так и индивидуальную работу на уроке в зависимости от уровня подготовленности аудитории, излагающие учебный материал с использованием богатого арсенала различных форм предоставления информации. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: имеют удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобную систему навигации на основе гиперссылок, возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
-дидактические материалы – сборники задач, упражнений, а также примеров рефератов, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов.
-интерактивные тренажеры, на которых студенты могут самостоятельно отработать умения и навыки по предмету, подготовиться к контрольной или самостоятельной работе.
-электронные тестирующие программы, позволяющие проверить знания студентов по отдельным частям урока, уроку целиком, по теме, всему курсу – и поставить оценку. Использование таких программ позволяет в короткий срок обеспечить стопроцентный охват обучающихся, повысить объективность контроля знаний. Преподаватель может сам составлять и редактировать вопросы тестов, задавая определенные временные рамки для ответов и критерии оценивания. Главное их достоинство – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.
-системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие студенту проводить эксперименты в виртуальной лаборатории, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. В этом их главное преимущество.
-Интернет-ресурсы позволяют студентам самостоятельно выявлять слабые места в понимании темы, работа с ними стимулирует к более глубокому изучению материала. Также ресурсы сети Интернет помогают им при выполнении реферативных, творческих работ по предмету.
-Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием.
Для педагогического образования особо актуален вопрос использования всего спектра имеющихся информационно-коммуникационных технологий в различных видах профессиональной деятельности в связи с особой миссией этой образовательной системы, направленной на подготовку учителя будущих поколений.
На уроках теории и практики технического творчества компьютерные технологии можно использовать на всех этапах современного урока: при объяснении нового материала, при контроле знаний умений и навыков, при выполнении практических, творческих и исследовательских работ. Использование информационных технологий на уроках теории и практики технического творчества позволяет:
-сделать урок более интересным и наглядным;
-значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия студентами;
-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
-вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
-усилить эмоциональный фон обучения, формировать учебную мотивацию у студентов;
-осуществлять контроль, самоконтроль;
-развивать креативность студентов через создание образовательных информационных продуктов.
Компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебного процесса. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках способствует значительному усилению мотивации обучающихся к обучению, интереса к предмету, повышению качества знаний, развитию коммуникативных способностей, повышению информационной компетентности студентов и прочности усвоения знаний и навыков. Благодаря анимации, звуковым эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легкоусвояемым, экономит время. Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения.
Таким образом, не вызывает сомнений необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, в том числе на уроках теории и практики технического творчества, отличающихся насыщенностью содержания и неоднозначностью учебного материала. Изучение такого рода дисциплины требует от обучающихся не бездумного заучивания, а сознательного и активного участия в образовательном процессе. Работа с мультимедийными программами показала, что косвенным путем развивается конструктивное, алгоритмическое мышление, а также формируются умения и навыки исследовательской деятельности студентов. Применение преподавателем ИКТ позволяет заинтересовать студентов, развить их творческий потенциал, повысить активность работы обучающихся, перевести их из состояния пассивных потребителей информации в состояние авторов своего образования, а значит, и повысить эффективность учебного занятия.

Источник: http://Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6,
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: natalya_rudakovskaya@mail (27.06.2012) | Автор: Рудаковская Наталья Алексеевна E
Просмотров: 1016 | Комментарии: 1 | Теги: Компьютерные презентации, электронные учебники, интернет-ресурсы, интерактивные тренажеры, электронные тестирующие программы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]