Пятница, 26.04.2024, 14:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Использование мультимедиа технологий в начальной школе. Из опыта работы.
Использование мультимедиа технологий в начальной школе. Из опыта работы.
Содержание
1. Введение
• Компьютер в нашей жизни
• Как всё начиналось
• Информационные технологии и одарённые дети
2. Электронные образовательные ресурсы, образовательные интернет-ресурсы.
3. Цифровые образовательные ресурсы ИУМК для начальной школы «Открываем законы родного языка, математики и природы».
4. Выводы.
5. Список использованной литературы.

Компьютер выдаёт только то,
что в него ввели.
Секрет успеха – не информация, но люди.
Ли Якока
Введение.
Компьютер в нашей жизни
Ключевым компонентом в информационно-коммуникационной образовательной среде является компьютер. Он становится средством и обработки информации, и коммуникации, и обновления знаний, самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования. Включение компьютера в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют учебную среду.
Компьютеры эффективно используются на всех стадиях педагогического процесса:
• на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
• на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
• на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
• на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
• на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.
При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека.
При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями.
Сегодня необходимо более интенсивно внедрять информационные образовательные технологии в процесс обучения и в начальной школе. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Как всё начиналось?
Прошло не так много времени с того момента, как компьютер стал неотъемлемой частью моей работы (участие в городском эксперименте «Развивающая среда начальной школы»). Тогда я не умела даже включать и выключать компьютер, не то чтобы каким-то образом использовать его на своих уроках. Но введение интегрированных уроков по математике и русскому языку в учебный план школы поставило меня, мягко говоря, в критическую ситуацию. Никаких методических разработок, рекомендаций тогда не было вообще (это похоже на один метод обучения плаванию – «бросить в воду»). Передо мной встал выбор:
1. Я научусь этому и буду идти в ногу со временем. Моя компетентность поможет мне как руководителю и как учителю общаться с коллегами и оказывать им должную поддержку и помощь, и, в конце концов, повысит мой авторитет среди учеников.
2. Я буду в стороне от тех положительных изменений в образовании, стране и не буду утруждать себя дополнительной нагрузкой. Тем более, что на тех самых интегрированных уроках, проводимых двумя преподавателями, рабочие файлы на компьютере по теме урока готовил учитель информатики.
Я выбрала первый вариант.
И началась работа по самообразованию. В чём она заключалась?
• Самостоятельное освоение компьютера при помощи учебных пособий.
• Неоднократное прохождение курсов повышения квалификации при Институте новых технологий (теперь ЦИТУО).
• Посещение уроков учителей с целью обмена опытом.
• Участие в школьных, окружных и городских семинарах по этой проблеме.
Возможность использования мультимедийной проекционной системы подтолкнула меня к более интенсивному изучению вопроса использования ИКТ на уроках, где я должна работать как основной учитель и одновременно обеспечивать компьютерную поддержку.
Информационные технологии и одарённые дети
В настоящее время мои ученики – мотивированные и одарённые дети. Им особенно необходимо создавать обогащённую и развивающую образовательную среду, которая обеспечивала бы возможность удовлетворения их индивидуальных познавательных потребностей, возможность ускоренного прохождения учебных программ. Обучение этих детей обязательно должно сопровождаться организацией такого коммуникативного взаимодействия учащихся друг с другом и с педагогом, которое необходимо для освоения и реализации разных видов детской деятельности. При разработке уроков с ИКТ я учитываю индивидуально-психологические особенности детей, в первую очередь опережающее развитие их познавательных функций (им не должно быть «скучно»). Возможности компьютерных технологий в этом безграничны при условии правильной дозировки и отбора содержания материала.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные интернет-ресурсы.
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Интерактивные средства обучения развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Мультимедиа ресурсы создают новые возможности для усвоения материала, при этом не заменяют учителя и учебники.
Использование ЭОР значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей.
В своей работе я использую:
I. Учебные электронные пособия на CD\DVD:
Например:

Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 1-4. Оно является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Окружающий мир». В пособие включено более 600 мультимедиаресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК: анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты, фотографии. Отдельная часть приложения включает итоговые тесты, которые позволяют мне проверить знания учащихся, полученные в течение года. ОАО «Издательство «Просвещение», Sanoma Learning & Literature, Young Digital Planet, 2011.
Математика. Тренажёр к учебнику Л.Г. Петерсон 2-4. Интерактивный тренажёр охватывает весь объём учебного материала и обеспечивает эффективную тренировку учеников в счёте и решении типовых задач. В каждой задаче приводится 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченное количество изменений численных значений используемых объектов. Группа «Марко Поло», Бука, 2009.
Русский язык. Математика. Начальная школа. Семейный наставник. 2-4 классы. Программно-методический комплекс, предназначенный для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. НП ООО «ИНИС-СОФТ»; ООО «ХРОНОБУС» 2003.
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004. Она содержит обширные сведения по всем областям науки, техники, искусству и литературе, представленные статьями, мультимедиа-иллюстрациями, аудиофрагментами (интерактивный географический атлас, интерактивные таблицы и шкалы, карта звёздного неба, викторины, туры для любознательных и др.). БЭКМ вмещает «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Толковый словарь иностранных слов», «Словарь пословиц русского народа» В.И. Даля и др. Всё это позволяет использовать пособие на разных уроках: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, а также на внеклассных занятиях.
Большая Детская Энциклопедия (Интерактивное путешествие в мир знаний GEOлёнок) для детей от 6 до 12 лет. Справочное пособие от Британского издательства «Дорлинг Киндерсли». 2004. Многообразие тем и разделов превращает эту энциклопедию во вселенную знаний. Иллюстрированные статьи и красочные анимации, видеосюжеты и карты делают процесс познания похожим на увлекательное путешествие. Использую пособие на уроках окружающего мира.
В 4 классе при изучении исторического блока на уроках окружающего мира используется и Энциклопедия истории России 862-1917 (Интерактивный мир). «Коминфо» 2004. Она знакомит детей не только со статьями о старинных русских городах, о выдающихся произведениях искусства и исторических памятниках, но и освещает основные вехи на пути исторического развития нашей страны. Кроме статей она включает иллюстрации, видеофрагменты, хронологию событий, дикторский текст, анимированные схемы сражений, что позволяет детям мысленно перенестись в прошлое и живо представить далёкие события.
При изучении творчества А.С. Пушкина на уроках литературного чтения и при подготовке внеклассных мероприятий я использую Мультимедиа-энциклопедию «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий» (из серии «Познавательная коллекция»). Республиканский мультимедиа центр; Государственный музей А.С. Пушкина; Всероссийский музей А.С. Пушкина, 2006.

II. Ресурсы Интернет:

 Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции http://www.school-collection.edu.ru помогают сделать учебный процесс в школе интересным и эффективным.

 Отобрать необходимый материал к урокам по всем предметам начальной школы, найти нужную статью, быть в курсе последних новостей в начальном образовании мне помогает сайт
http://nsc.1september.ru/index.php на котором представлена электронная версия газеты.

 Сайт Межшкольного Ресурсного Центра http://www.edunet.uz/about/ создан для поддержки деятельности учителей в сфере информационно-компьютерных технологий. Я часто заглядываю на сайт, особый интерес для меня представляет методическая копилка, где доступно для скачивания все, что нужно педагогу для работы: календарные и поурочные планы, дидактика, тесты, сценарии, олимпиадный материал.

 Детские электронные книги и презентации на сайте http://www.viki.rdf.ru/
Здесь можно найти адреса сайтов с презентациями к урокам.

 http://www.nachalka.com/photo/
В фотогалерее этого сайта лежат иллюстрации к урокам для начальной школы, в кинозале – коллекция образовательных мультиков и слайд-шоу, в библиотеке собрано более 500 ссылок на разработки уроков для начальной школы, статьи, полезные сайты

 Все для учителя начальных классов (уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы) на «Учительском портале»
http://www.uchportal.ru/

 Разнообразные уроки обучения грамоте помогает подготовить и провести «Азбука в картинках и стихах для учеников 1-го класса»
http://bomoonlight.ru/azbuka/

 «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru/ объединяет учителей и учащихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков. Тематика этого сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда. Цель сайта: развитие творческих способностей. Материалы к урокам труда.

 Cайт сети творческих учителей http://www.it-n.ru/
создан для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. Здесь я нахожу всевозможные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе. Я являюсь членом Сообщества учителей начальной школы - «ИКТ в начальной школе» и подписчиком на рассылку материалов этого сообщества через электронную почту.

 Для подготовки к урокам Окружающий мир я отбираю наглядный материал, представленный на сайте http://www.floranimal.ru/
Здесь находится большое количество фотографий флоры и фауны разных природных зон.

 Сайт http://ymnik.ru/child.php содержит материалы по окружающему миру, изобразительному искусству. Нестандартные и очень оригинальные игры помогают мне сделать урок развивающим.

 Являясь членом клуба Издательского Дома «Первое сентября» я широко использую в своей работе материалы сайта http://1september.ru/

III. Электронные образовательные ресурсы, созданные самостоятельно:

 Компьютерные презентации в программе Microsoft Power Point.
Презентации создаю по разным темам учебных предметов и к внеклассным мероприятиям. Например:
- Литературное чтение 4 класс «Житие Сергия Радонежского»
- Окружающий мир 4 класс «Время рыцарей и замков»
- Математика 1 класс «Нумерация чисел 21-100. Сложение и вычитание двузначных чисел на основе нумерации»
- Внеклассная работа: 2 класс «Классный час, посвящённый Битве под Москвой»
- 3 класс «65-летию Великой Победы посвящается…»
- 4 класс «Прощание с начальной школой» и др.

При создании презентаций я использую картинки и фото из Интернета, личные фотографии, видеофрагменты, музыкальные файлы, сканированные материалы.

 Готовлю учебные файлы к урокам в интегрированной компьютерной творческой среде ЛогоМиры 3.0

Примеры таких файлов:
Обучение грамоте 1 класс «Буква Я»

Математика 2 класс «Сложение и вычитание двузначных чисел»


 Конструирую задания к урокам и внеклассным мероприятиям на основе Интегрированного учебно-методического комплекса (ИУМК) «Открываем законы родного языка, математики и природы». У него большие возможности в формировании информационных умений, предметной компетентности учащихся.
ИУМК я использую как средство, корректирующее, дополняющее, оптимизирующее объём информации по основным содержательным линиям либо разделам предметов. ИУМК можно применять в условиях фронтальной работы с классом, для групповой работы, для индивидуальной работы с детьми, находящимися на домашнем обучении либо пропустившими занятия, а также для учащихся с высоким уровнем обучаемости, для одарённых детей. Основным отличительным свойством ИУМК является его направленность на формирование информационных умений, которые обеспечивают успешное изучение любого учебного предмета. Особенности содержания предмета и используемых при обучении средств определяют конкретные информационные умения, которые в наибольшей степени развиваются в рамках предмета. Данный комплекс для начальной школы создан в 2007 .
Компьютерную поддержку целесообразно использовать для того, чтобы индивидуализировать учебную деятельность на уроке, сделать видимыми и более понятными изучаемые процессы и явления, рационализировать выполнение некоторых классификационных и тренировочных упражнений, развивать наблюдательность, организовать игровую деятельность детей.
ИУМК осуществляет новый подход к системе формирования информационных умений, предполагающий осознанное овладение учащимися способами осуществления речевых действий при работе с информацией из разных предметных областей и учет в системе обучения связной устной и письменной речи потребностей различных предметов в сформированности определенных речевых умений; умений использовать различные кодовые системы (вербальную, графическую, изобразительную (образную), а также осуществлять обратимые переводы с одного языка кодирования информации на другой в рамках различных предметных областей.
Для обучения русскому языку и речи в ИУМК предложен большой иллюстративный материал, в частности, репродукции с картин художников, предметные картинки и серии сюжетных картинок, подбор которых для учителя представляется затруднительным. Компьютер предоставляет возможность создания виртуальной картинной галереи, а также включения учителем в медиатеку собственного набора иллюстративных материалов. Размер изображения на мультимедийном экране создает более благоприятные условия для анализа иллюстративного материала и работы с ним, чем при использовании репродукций на печатной основе, а также экономит время учителя на подготовку иллюстративного материала. Особое значение приобретает использование в работе по развитию речи анимационных и видеосюжетов, которые в отличие от традиционно применяемых картинок и серий картинок дают возможность наблюдать и описывать не статические изображения, а показать действие в развитии, объект описания в движении.
Формирование у учащихся комплекса информационных умений при помощи ИУМК осуществляется на основе предметного содержания и включает: поиск информации в различных источниках; восприятие; переработку; передачу; хранение; представление. Для этого в ИУМК предусмотрены рубрицированные хранилища информационных объектов и источников и разработаны соответствующие задания по предметам.
Наличие и доступ в ИУМК к объектам различных форматов (видео, аудио, рисунки, графики, схемы, таблицы, фрагменты текстов и т.д.) позволяет развивать у учащихся навыки хранения, обработки, представления информации.
Инновационность ИУМК связана также и с его направленностью на формирование у учащихся начальных классов метапонятий: время, число, зависимость, состав (структура) и т.д. Известно, что в разных предметах этими терминами обозначаются близкие, но не идентичные понятия.
Усиление межпредметной интеграции обеспечивается наличием в компьютерной среде информационных объектов, используемых в разных предметных областях. Так, видео-, фотоматериалы и анимационные сюжеты из раздела «Окружающий мир» могут служить источником для создания высказываний и решения языковых и речевых задач на уроках русского языка (например, для составления описаний животных и растений). При этом формируются текстовые умения, которые также носят межпредметный характер.
Средства ИУМК направлены на развитие таких текстовых умений, как умение воспринимать содержание текста и воспроизводить его подробно, выборочно или кратко, умение создавать собственный текст, умение ориентироваться в границах темы высказывания, отбирать материал в соответствии с темой, выделять главное в содержании текста, систематизировать материал, составлять план высказывания, находить речевые средства для точной и правильной передачи информации и др.
Важным является использование одних и тех же объектов в разных предметных областях. Например, интерактивная игра «Путешествие во времени» формирует представление о единицах времени, сезонных изменениях и грамматической категории время. Объекты с изображением движения животных, предназначенные для обучения учащихся решению задач на движение, могут использоваться как наглядный материал при изучении естествознания и на уроках русского языка при создании текстов-рассуждений.
Особенность детей младшего школьного возраста заключается в том, что многие процессы у них находятся в стадии формирования. Компьютер позволяет во внешнем плане смоделировать эти процессы, обозначить последовательность действий, помогает учащемуся осознать их особенности, а также практически овладеть данными действиями. Например, в первом классе происходит становление навыка чтения. Для овладения операцией синтеза при чтении целесообразно использование электронного наборного полотна. Аналогичное средство используется и на математике. Осознать направление движения руки при письме букв поможет динамические электронные пособия по каллиграфии для русского языка и математики.
ИУМК реализует личностно-ориентированный подход к организации обучения. Компьютерная поддержка упрощает реализацию уровневой дифференциации и диагностических процедур. Поэтому в ИУМК избыточно представлен учебный материал по предметам и сформирован банк тестовых и интерактивных заданий, отличающихся по уровню сложности, по степени самостоятельности выполнения, по требуемому для выполнения уровню сформированности навыков с указанием различных временных границ.
В ИУМК включен диагностический модуль с блоками тестов для определения уровня готовности к усвоению разделов или тем предмета, результатов усвоения, установления причин затруднений учащихся. После проведения предварительной диагностики (входного теста) учитель может осуществлять в малых группах коррекционную работу, направленную на совершенствование не только специальных, но и общеучебных знаний и умений. После выяснения результатов усвоения раздела или темы может организовываться совершенствование предметных знаний и умений учащихся в малых группах и/или могут предлагаться домашние задания разного уровня сложности.
Немаловажно и то, что структура компьютерной поддержки ИУМК предоставляет учителю возможность включать созданные им информационные объекты в хранилища, создавать собственные уроки, разрабатывать новые тестовые задания (на основе заданных шаблонов). Предусмотрена возможность корректировать фрагменты уроков, изменять их последовательность, осуществлять импорт/экспорт уроков.
По предмету «Окружающий мир» были выбраны три ключевые вертикальные (1-4) содержательные линии: ботаническая, зоологическая и связи в живой природе. Содержание каждой линии раскрывается последовательно от первого к четвертому классу. Это позволяет сохранить преемственность и целостность изучения растений, животных и связей в живой природе.
ИУМК состоит из четырех компонентов: «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ», «ПОДГОТОВКА УРОКА», «ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА» и «КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ»
Компонент ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ включает три модуля: Методический кабинет, предназначенный для получения методической информации по организации обучения школьников младших классов, по использованию ИУМК в образовательном процессе, для хранения разработанных учителем методических материалов; Индивидуальный портфель, необходимый для подготовки и хранения тематического планирования. Он позволяет импортировать и экспортировать урок. Электронная библиотека представляет собой настраиваемую ссылку на internet/intranet библиотечный ресурс либо ссылку на исполняемый файл.
Компонент ПОДГОТОВКА УРОКА состоит из Модуля Конструктор урока (для создания и редактирования уроков); Модуля Конструктор задания (для создания и редактирования задания или группы заданий); Модуля Конструктор медиатеки ( хранилища информационных объектов).
Компонент ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА включает Модуль Плеер уроков и Модуль Плеер заданий.
Модуль Журнал успешности входит в компонент КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ. Он позволяет вести журнал успехов в предмете, учет посещения занятий, учет показателей аспектов здоровья.
Примеры заданий, подготовленных в компьютерной среде ИУМК:

Окружающий мир 2 класс «Объекты живой и неживой природы»
Задание «Кроссворд»


Так выглядит разгаданный кроссворд:


Русский язык 4 класс «Правописание безударных окончаний имён существительных». Тест типа «Несколько из многих»


Так выглядит выполненное задание:


Русский язык 3 класс «Изменение имён существительных по падежам». Задание типа «Стрелки»

Выполненное задание:


27 –летний опыт работы в начальной школе позволяет мне сделать вывод о том, что использование информационных компьютерных технологий позволяет:
 усилить образовательные эффекты на основе повышенного интереса к предмету;
 повысить качество усвоения материала при высокой мотивации и активной познавательной деятельности учащихся;
 осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению (даёт учителю возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся);
 организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, в первую очередь мотивированных и одарённых.

Список используемой литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 2004.- 228 с.
2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии.- М., 2003
3. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие /Под ред. Д.Ш.Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 384 с
4. Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1)
5. Интегрированный учебно-методический комплекс «Открываю законы родного языка, математики и природы». Классы 1–4. Методические рекомендации для учителя. Авторы проекта «Информатизация системы образования» (ИСО): В.В. Лаптев, Е.В. Баранова, И.В. Симонова, И.К. Елизарова, Л.В. Симонова, Т.В. Зинченко, С. Кузнецова, В.Г. Свешников, О.А. Ивашова, Е.Е. Останина, Т.Г. Рамзаева, Г.С. Щеголева, Л.В. Савельева, Е.А. Гогун.
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: tata221-687-267 (19.06.2012) | Автор: Шибкова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 4794 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]