Понедельник, 11.12.2017, 10:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Использование мультимедийных технологий в средне-профессиональном образовании
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Вахрушева Юлия Петровна,
преподаватель специальных дисциплин
Якутского колледжа связи и энергетики
им. П.И.Дудкина

Актуальность применения мультимедийных технологий в образовательном процессе обусловлена активной модернизацией и информатизацией современного общества. Именно внедрение инновационных технологий в образовательный процесс позволяет повысить мотивацию к обучению и поднять качество обучения на новый уровень.
Новому поколению студентов, выросшему на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, для получения профессиональных знаний недостаточно простого учебника, доски и мела. У них гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции, поэтому преподавателю приходится пересматривать методику преподавания. Изучение информационных технологий и их использование сегодня является неотъемлемой частью работы по созданию методического обеспечения того или иного предмета.
Основной целью применения мультимедийных технологий в преподавании спецдисциплин является подготовка квалифицированного специалиста, способного организовывать собственную деятельность, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Сейчас для школ выпускают продукты, использующие мультимедийные технологии в учебном процессе, а для образовательных учреждений среднего профессионального образования готовых программных продуктов нет. Поэтому многие преподаватели осваивают инструментарии создания мультимедиа контента и учебных мультимедиа продуктов самостоятельно. Заметим, что зачастую они не являются программистами, это привело к появлению нового класса программ, позволяющих создавать мультимедиа продукты, не ориентированные на программистов.
Например, при разработке мультимедийных лекций используется всем уже известная программа MS Power Point. В данной программе можно «оживить» любую картинку и заставить «работать» любую схему при помощи как простой, так и сложной анимации. Такой лекционный материал очень легко постоянно пополнять или, в случае необходимости, обновлять в соответствии с требованиями ФГОС.
Студенты, к сожалению, не любят читать техническую литературу, они лучше воспринимают наглядно или на слух, поэтому мультимедийные технологии – это тот самый выход из сложившейся ситуации. Большой интерес для студентов представляют электронные учебники, которые приходится самостоятельно разрабатывать преподавателям спецдисциплин, так как техническая литература по своему содержанию немного опаздывает от роста технического прогресса.
В учреждениях профессионального образования при изучении цикла технических специальных дисциплин лабораторный практикум является обязательным компонентом, без которого очень трудно понять теоретический материал. Так как материально техническое оснащение многих колледжей оставляет желать лучшего, то можно использовать ряд специализированных программ, таких как Workbench и Multisim, посредством которых можно осуществить необходимые практические занятия. Это менее затратный выход из положения для многих колледжей, нежели закупка специализированных макетов на каждую дисциплину в отдельности. Преимуществом таких программ является еще и то, что здесь студент может поэкспериментировать с приборами, схемами, чего нельзя сделать на макетах, где все выполняется строго по алгоритму.
Но существует еще одна проблема в организации лабораторного практикума по ряду спецдисциплин, она связана с приобретением дорогостоящего оборудования, без которого реализация таких работ в выше перечисленных программах не возможна. В этом случае приходится прибегать к разработке собственных виртуальных лабораторных работ, написанных на языках программирования, например Delphi, Action Script 3.0.
Мультимедийные технологии позволяют осуществлять контроль в усвоении остаточных знаний студентов. Применение тестовых программ позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целью тестирования является самодиагностика, проверка усвоения нового материала, а также проверка усвоения базового уровня. Интерактивное тестирование более привлекательно для учащихся, чем бланковое, так как результат они видят сразу. Педагог может провести анализ по результатам тестирования, какой вопрос или тема в целом вызывает у студентов определенные затруднения и откорректировать ее в своём уроке. Имеется возможность дифференцированной проверки уровня усвоения материала и индивидуального подхода к каждому студенту. Это позволяет судить об эффективности используемых преподавателям методов. Цель опроса не только проверить знания, но и углубить, расширить, обобщить их. Заставить студентов думать, уметь делать выводы. Проверка знаний при помощи тестовых информационных технологий развивает умственные способности студентов, активизирует их мышление.
Многие студенты пытаются осваивать указанные программы, что приводит к совместной научной работе преподавателя и учащегося, к совместным проектам для определённого занятия или даже целого дипломного проекта.
Все разработки преподавателя по спецдисциплинам, студент может скачать себе на флэш-накопитель и пользоваться материалами этих разработок при выполнении домашнего задания или самостоятельной работы. Все необходимые учебные мультимедийные пособия, электронные книги, виртуальные лабораторные работы целесообразно размещать на сайте учебного заведения для студентов дневного, заочного и дистанционного форм обучения.
После нескольких лет работы с использованием мультимедийных технологий на занятиях специальной дисциплины «Многоканальные системы передачи» для специальности «Сети связи и системы коммутации» можно подвести некоторые итоги. Так разработан электронный учебник «Многоканальные системы передачи», состоящий из разделов: «Функциональные узлы аппаратуры ЦСП»; «Цифровые системы передачи»; «Волоконно-оптические системы передачи», мультимедийные лекции по разделам дисциплины, а так же виртуальные лабораторные работы по темам: «Кодер ЦСП»; «Регенератор ЦСП»; «Генераторное оборудование ЦСП»; «Линейные коды ЦСП и ВОСП»; «Исследование аналого-цифрового оборудования СП ИКМ-30». Всё это привело к активизации деятельности учащихся на занятиях, снижению количества пропусков и повышению качества знаний. Результаты наглядно представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1


Из диаграммы видно, что качество обучаемости при введении мультимедийных технологий в виде электронных учебников, пособий и мультимедийных лекций в изучении спецдисциплины в 2011 году увеличилось на 47% по сравнению с показателями за 2010 год, а при реализации практической части в форме виртуальных лабораторных работ в 2012 году качество обучаемости выросло еще на 7% по сравнению с 2011 годом. Посещаемость занятий за два года увеличилась на 36% , а интерес к выбранной специальности возрос на 47%.
Такие показатели важны еще и потому, что для прохождения итоговой государственной аттестации в форме сдачи итогового междисциплинарного экзамена по специальности, данная дисциплина выносится как обязательная. Динамика показателя качества сдачи итоговой государственной аттестации представлена на диаграмме 2.

Диаграмма 2


Заметим, что показатель качества сдачи итогового междисциплинарного экзамена по специальности на 2012 год больше в 1,5 раза, чем в 2010 году.
Проанализировав проделанную работу, можно сделать вывод о неоходимости внедрения мультимедийных разработок в образовательный процесс для подготовки квалифицированных специалистов, так как полученные знания и умения помогут приобрести профессиальные навыки в работе на конкретном оборудовании.
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: JuliaVah (28.03.2013) | Автор: Вахрушева Юлия Петровна E
Просмотров: 1464 | Комментарии: 1 | Теги: образование, технологии, мультимедиа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Юлия Петровна, Ваша работа допущена к участию в Конференции.
Митрохина Светлана Вячеславовна, тех. эксперт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]