Четверг, 28.03.2024, 17:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Использование современных информационных компьютерных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Важное место в школьном образовании занимают информационные технологии. Они являются неотъемлемой частью современной методики обучения. В нашей школе на данный момент функционируют кабинеты, оснащенные компьютерами современных модификаций и мультимедийными средствами. Эти кабинеты объединены между собой в локальную сеть, что дает несомненное преимущество по обмену информацией и одновременному их использованию. Исторически сложилось так, что в первую очередь внедрение компьютерной техники шло в области естественной науки, промышленности высоких технологий. Во внедрении компьютерных учебных технологий в этих предметах и были сделаны значительные успехи. Основными компьютерными технологиями, применяемыми мною на уроках физики можно назвать:  компьютерное моделирование;  проведение модельных лабораторных работ;  использование гипертекстовых (контекстно-связанных) учебных пособий;  контроль знаний, тестирование. Большинство программных средств объединяет в себе эти технологии. Среди них можно назвать такие как программы от «Кирилла и Мефодия», «Уроки физики», «1С: Репетитор. Физика», «Курс физики для школьников и абитуриентов», «Физика в задачах» и многие другие. Отдельным пунктом можно назвать компьютерные учебные пособия, созданные самими преподавателями. На уроке может быть организован как отдельный этап с использованием компьютерных средств, так и возможно проведение полностью компьютеризированного урока, правда, существуют нормы времени работы за компьютером, по которым это делать не рекомендуется. В старших классах большую часть урока можно работать с компьютером, поэтому почти на всех этапах урока можно использовать материал с экрана. В презентацию введены вопросы на понимание учебного материала и его первичного закрепления. По усмотрению учителя после изучения материала можно провести проверочную работу на данном уроке, либо перенести её на следующий. После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку или взаимопроверку. Физический диктант.pps Содержание презентации и диктанта можно использовать в 9 классе для изучения нового материала и в 11 – для изучения либо повторения ранее изученного. При обучении физике в средней школе, преподаватель обычно сталкивается со следующими трудностями:  учащиеся не могут представить некоторых явлений, таких как явления микромира и мира с астрономическими размерами;  при изучении некоторого материала изучение его затрудняется незнанием учащимися математического аппарата, с помощью которого материал может быть изучен на высоком теоретическом уровне (например, незнание основ дифференциального и интегрального исчислений при изучении механики);  для изучения явления в школе не может использоваться какое-либо оборудование по причине его дороговизны, громоздкости или небезопасности (например, явления ядерной и квантовой физики);  явление вообще нельзя наблюдать визуально (например, переход электронов с одного энергетического уровня на другой). Обычно подобные вещи изучаются либо на низком научном уровне, либо объясняются на "на пальцах", либо вообще не изучаются, что, безусловно, сказывается на уровне подготовки учеников. Численное моделирование - новый научный метод, получивший развитие благодаря появлению ЭВМ. Суть метода заключается в следующем: на основе известных законов уже изученных явлений создается математическая модель - абстрактный объект, подчиняющийся тем же законам. Математическая модель, описанная на языке ЭВМ, получает возможность "ожить". Изменяя некоторые входные параметры, экспериментатор может проследить за изменениями, происходящими с моделью. Изменяя время, можно пронаблюдать явление в динамике, причем масштаб времени модели может быть значительно меньше реального, что позволяет в течение нескольких минут пронаблюдать явление, на наблюдение которого в реальности пришлось бы затратить годы. Основное преимущество метода заключается в том, что он позволяет не только пронаблюдать, но и предсказать результат эксперимента при каких-то особых условиях. Благодаря этой возможности описанный метод нашел применение в биологии, химии, социологии, экологии, физике, экономике и многих других сферах знания. Скачущий шарик.pps Метод численного моделирования имеет следующие преимущества перед другими традиционными методами:  дает возможность смоделировать эффекты, изучение которых в реальных условиях невозможно, либо очень затруднительно по технологическим причинам, позволяет моделировать и изучать явления, предсказываемые любыми теориями;  является экологически чистым и не представляет опасности для природы и человека;  обеспечивает наглядность;  доступен в использовании. Как было уже отмечено, кроме демонстраций, возможно применение компьютерного моделирования для проведения лабораторных работ, экспериментальная установка в которых представлена компьютерной моделью явления. Осуществление такого рода работ может быть продиктовано сложностью, дороговизной или небезопасностью оборудования и самого эксперимента. Таковы многие эффекты квантовой физики и физики ядра. Нередко проблемы, связанные с оборудованием, с которыми сталкивается преподаватель при проведении рядового лабораторного практикума, могут быть решены заменой его компьютерной лабораторной работой, хотя это, безусловно, имеет свои минусы. Такие занятия могут проводиться как практикум, в ходе которого ученики должны составить математическую модель изучаемого явления, реализовать ее на компьютере, а затем выполнить с такой моделью ряд экспериментов. При этом активизируются знания теоретического материала, ученик активно вовлекается в творческую деятельность, что существенно увеличивает результативность учебного процесса. Таблицы по физике на бумажной основе приходят в негодность, принимают неэстетичный вид. Кроме того, таблицы старого образца несут больше содержательной информации. Поэтому удобно все таблицы перевести в электронный вариант, разместить в нужной папке и это сократит время подготовки к уроку. водяной насос.jpg Современная техника, доступная учащимся в быту (мобильный телефон, цифровая камера), позволяют предлагать учащимся в качестве домашнего задания съёмку небольшого видеоролика по теме урока. Видеоролик «Использование шинного манометра» Выпускникам школы очень важно определится с выбором будущей профессии, поскольку своевременная ориентация на определенную профессию обеспечит более качественную подготовку к поступлению в выбранное учебное заведение и успешное обучение в нем. Большую сложность, как показала практика, вызывает именно выбор профессии. Диагностика реальных учебных возможностей и стремление учащегося к определенному виду деятельности, проведенная с применением большого числа профессиональных методик и тестов, с применением современных информационных технологий, позволяют качественно решить эту задачу и помочь учащемуся определится с выбором, предложив учебные заведения, которые готовят этой профессии. Компьютерная диагностика имеет свои преимущества перед бланковой, это: 1. Повышение производительности и качества труда в сфере деятельности специалиста за счет использования средств вычислительной техники, программных средств и баз данных; 2. Повышение эффективности личностного тестирования за счет более эстетичного оформления компьютерного варианта тестирования, быстрой выдачи результатов; 3. Улучшение качества тестирования применением большого числа психодиагностических методик, анализа их, использования профессиограмм, коррекции навыков. Дополнительно ожидаемый результат: психолого-педагогическая поддержка организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях. Все тесты разделены на 3 группы: тесты личностной направленности (диагностика профессиональных предпочтений, тест Йовайши, опросник профессиональной готовности, тест по методике Голланда, тест «Карта интересов», методика ЦСР (ценности, средства, результат), определение общей направленности личности, определение социальной направленности личности); тесты на мотивацию (тест потребности в достижениях (по Ю.М. Орлову), тест потребности в сопричастности (по Ю.М. Орлову), опросник Реана, тест Райдаса уверенности в себе и др.); тесты интеллекта: тест интеллекта Амтхауэра (простой), тест Амтхауэра ИСТ-70, тест возрастающей трудности, выделение существенных признаков, оценка логического мышления, исключение понятий, простые аналогии, сложные аналогии). Тест «Диагностика профессиональных предпочтений» В силу необходимости мне пришлось обучать ученика с диагнозом «ранний детский аутизм». Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией — например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д. Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений. Ребёнок не общается ни со сверстниками, ни со взрослыми (безразличен даже к родителям). Единственная форма работы, через которую нашелся контакт с ребенком, оказался компьютер. Программу обучения для глубоко умственно отсталых детей необходимо было модифицировать через электронные программы. Таким образом, применение информационных компьютерных технологий в образовательном процессе приводит к повышению качества образования за счёт: • Увеличения объёма наглядности (основной органолептический канал восприятия информации – визуальный); • Уверенной ориентации в средствах ИКТ, другой современной техники; • Повышения мотивации обучения; • Уверенного вхождения в современное техногенное общество; • Повышение коммуникации обучения; • Эстетичности урока.
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: TamaraMishina (23.06.2012) | Автор: Мишина Тамара Васильевна E W
Просмотров: 1270 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]