Пятница, 24.11.2017, 15:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Как оБЛОГородить учебный или возможности сервисов Web 2.0. в организации практики управления учебной деятельностью учащихся
Как оБЛОГородить учебный процесс или возможности сервисов
Web 2.0. в организации практики управления учебной деятельностью учащихся


Важность общения и социального взаимодействия в процессе обучения бесспорна, поэтому неудивительно, что в связи с переходом к компетентностному подходу в современной образовательной практике все большее распространение получают и используются в преподавании различных учебных предметов интернет ресурсы и сервисы Web 2.0.
В этой связи одним из наиболее удачных способов организации практики управления учебной деятельности учащихся является образовательный блог, который не только помогает педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, но и нацеливает учащихся на самостоятельное извлечение знаний, способствует развитию коммуникативных умений и критического мышления учащихся.
Блог (англ. blog – сетевой журнал, дневник событий) – это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые автором публикации, изображения или мультимедиа для чтения и комментирования их сторонними читателями Выделяют блог учителя, блог учащегося, блог класса, блог проекта, блог сетевого сообщества и т.д. [1, с. 2]. Это прекрасное онлайновое пространство для хранения учебных материалов и предоставления доступа к ним.
Создание блога может быть направлено на решение таких задач как
формирование ИКТ компетенций учащихся, расширение информационного пространства образовательного процесса, организация внеклассной работы по предмету, публикация творческих работ учащихся, формирование культурного и безопасного поведения в сети [2, с.13].
Возможности использования блогов в практике организации познавательной деятельности учащихся рассмотрим на примере блога «Teaching Extras» (http://zubrilina.blogspot.com/).
Блог помогает расширить образовательное пространство, потому что в рамках урока не хватает времени для того, чтобы уделить внимание каждому ученику и ответить на все вопросы. Использование блогов в организации практики управления учебной деятельности учащихся позволяет организовать обсуждение, как программного материала, так и сопутствующих тем. Данный вид деятельности способствует совершенствованию коммуникативных навыков, ведь у учащихся появляется реальная аудитория. Это особенно важно для застенчивых учащихся, которые неактивны в классе, им легче выразить свое мнение в письменной форме на блоге. Учащиеся пишут не для учителя, а для одноклассников, сверстников, родителей и потенциально всех пользователей интернета. Они знают, что их послание может иметь отклик, продолжение, блог может стать идеальным местом для дискуссии как до, так и после урока, такой подход способствует развитию критического мышления учащихся. Кроме того, возможность публикации письменных заданий изменяет отношение к их выполнению, поэтому учащиеся более внимательно относятся к выбору слов и аргументов, к оформлению ответа, стремятся более качественно выполнить задание.
Следует отметить возможности использования в блоге google-форм, на основе которых создаются различные викторины, а также тесты для закрепления тем, пройденных на уроках. Ответить учащиеся на предложенные вопросы могут on-line. Комментарии участников в таком формате помогают учителю оперативно корректировать учебный материал. Публикация опросников, on-line тестов позволяет отследить как результаты отдельного ученика, так и увидеть пробелы всего класса в рамках изучаемой темы [3, с.2]. Кроме того, «блог-урок» позволяет работать в свободном режиме без жестких ограничений по времени и осваивать материал в индивидуальном темпе.
Большое место в блоге занимает дополнительная информация к урокам. Например, сведения о биографии и творчестве писателей, значимых событиях, (http://zubrilina.blogspot.com/p/2012.html), обучающие мультфильмы, аудио файлы, видеофрагменты. На блоге можно публиковать полезные ссылки и списки on-line ресурсов, подходящих для возраста учащихся, подобная «цензура» учителя очень актуальна и необходима при наличии множества деструктивной информации в сети.
Кроме того, блог помогает по-новому организовать внеклассную и внеурочную деятельность участников образовательного процесса. Разнообразные слайд-шоу, репортажи о событиях в классе или на уроке, эссе, обмен полезными ссылками– все это совершенствует навыки работы с информационными и коммуникационными технологиями, способствует развитию письменной речи, расширяет кругозор учащихся, а также способствует профессиональному росту педагога.
Использование блогов усиливает интерес к процессу обучения. Новизна технологий является одним из мотивирующих факторов в обучении. Мотивация учащихся при использовании блогов обусловлена новыми возможностями применения компьютера, возможностью самостоятельно находить информацию, узнать мнения других людей.
Блоги предоставляют учащимся возможность управлять своим обучением, публиковать собственные мысли и демонстрировать понимание материала. Блоги также обеспечивают возможность индивидуализации содержания обучения [4, с.36] .
Использование блогов усиливает интерес к процессу обучения. Новизна технологий является одним из мотивирующих факторов в обучении. Мотивация учащихся при использовании блогов обусловлена не только технологическими возможностями, но и тем, что учащиеся пишут о том, что важно лично для них. Ученики сами управляют процессом своего обучения, занимаясь активным поиском информации и получая комментарии от других людей.
Блоги выводят выполняемые задания за рамки учебного процесса и взаимоотношений «учитель-ученик», позволяя всем желающим оценить и прокомментировать деятельность учащихся.
Блог может использоваться и в целях профессионального развития учителей. Например, блог профессионального сообщества учителей английского языка «Еnglish Сlub Вelarus» (http://englishclubbelarus.blogspot.com/) представляет собой метод рефлективного обучения, которое реализуется посредством чтения статей, комментирования, прослушивания, просмотра и анализа аудио и видео материалов, а также позволяет систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, делиться результатами своего труда с коллегами-блоггерами. Все участники находятся в равных условиях и имеют равные возможности для высказывания своих идей и мнений. Чтение блогов коллег вызывает у учителей большой профессиональный интерес и не менее полезно, чем чтение научно-методических статей. В блоге публикуются ссылки на информацию в Интернете, которую учителя считают полезной и интересной для коллег, с краткими комментариями и аннотациями к ним.
Следовательно, образовательные блоги в силу своих дидактических свойств позволяют создавать вокруг обучающихся новую учебную среду, обладающую рядом свойств: она позволяет учитывать возможности и индивидуальные особенности каждого участника учебного процесса. Обмениваясь комментариями и публикуя свои мысли и идеи, учащиеся не только развивают коммуникативные умения, но и создают особое виртуальное учебное сообщество. Блог расширяет рамки традиционной учебной аудитории, при этом кардинально меняет роль педагога, так как в открытом блоге рецензентами работ учащихся могут стать не только преподаватели, но и сверстники из других стран.
Включение открытых учебных блогов в образовательный процесс должно привести к созданию уникальной обучающей блогосферы, в которой все участники образовательного процесса смогут общаться, совместно создавать учебную базу данных, обмениваться идеями, совершенствовать коммуникативные умения.

Литература:
1. Курвитс, М.А. Виды образовательных блогов. / [Электронный ресурс] / http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html
Режим доступа: http://blognauroke.blogspot.com – Дата доступа: 25.03.2012.

2. Костина, И.Н. Педагогические блоги //сб. Использование интернет-технологий в современном образовательном процес¬се. Часть III. Инструменты сетевого взаимодействия / Сост. Ю.В. Ээльмаа. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010.–72с.
3. Рождественская, Л.В. Такие разные блоги. / [Электронный ресурс] / − http://ljudmillar.blogspot.com/2008/04/blog-post.html
Режим доступа: http://ljudmillar.blogspot.com/– Дата доступа: 27.03.2012.

4. Blood R. 2002. The Weblog Handbook: Practical Advice on Creating and Maintaining Your Blog. Cambridge, Mass.: Perseus Publishing, 2011.- р.132
[b]
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: inessa (08.04.2012) | Автор: Зубрилина Инесса Владимировна E W
Просмотров: 759 | Теги: сервисы Web 2.0., блог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]