Содержание: Конспект индивидуального логопедического занятия по исправлению звукопроизношения у ребёнка подготовительной к школе группе с фонетико – фонематическим недоразвитием речи с диагнозом «Стёртая дизартрия» «Загадочная бабочка». Приложение 1. Сказка «Загадочная Бабочка» Приложение 2. Кроссворд «Загадочная бабочка» (мультимедиа презентация) Приложение 3. Методические рекомендации по использованию кроссворда «Загадочная бабочка» в работе учителя – логопеда в МБОУ Приложение 4. Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при диагнозе «стертая дизартрия» Приложение 5. Картинка к упражнению «Посчитай» Приложение 6. Картинка – схема для составления текста «День рождения Дюймовочки» Список используемой литературы. Интернет – ресурсы.
Цель: автоматизация звука [ч] в различных позициях: в словах, предложениях, тексте Задачи: Коррекционно – образовательные: - закрепить правильное и отчётливое произношение звука [ч] в различных позициях в словах и фразах; - продолжать отрабатывать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [ч]; Коррекционно – развивающие: - нормализовать мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, создать положительные кинестезии в мышцах, - развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, фонематический слух; - rорригировать произношение звука [ч] в самостоятельной речи. Коррекционно – воспитательные: - воспитывать интерес к логопедическим занятиям; - воспитывать усидчивость, терпение, выдержку. Оборудование: - картинки – символы для выполнения артикуляционной гимнастики; - Мультимедиа проектор для показа ребёнку кроссворда «Загадочная бабочка» . выполненного в программе Power Point - картинки из книги Комаровой Л.А. «Автоматизация звуков Ч,Щ, в игровых упражнениях» - зеркало индивидуальное; - пособие для упражнения на дыхание «Бабочка на цветке»; - пособие «Волшебные кнопочки»;
Ход занятия: 1. Организационный момент.
Маша, отгадай загадку и узнаешь, кто сегодня придёт к нам в гости. Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. Правильно, это бабочка. 1.Сообщение темы занятия и цели. Маша, в названии «Бабочка» спрятался звук, который мы с тобой учимся красиво произносить. Какой это звук? (Звук [ч]). Сегодня на занятии мы будем играть с этим звуком, а Бабочка нам в этом поможет. Чтобы красиво говорить, надо заставить свои губы и язык хорошо двигаться.
2.Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при диагнозе «стертая дизартрия»/ Послушай сказку «Загадочная бабочка», отгадай загадки и выполни все задания, которые встретятся в сказке. Учитель – логопед читает сказку «Загадочная бабочка» (см. Приложение 1), а ребёнок отгадывает загадки в кроссворде (см. Приложение 2 – 3) и выполняет начальный комплекс артикуляционной гимнастики при диагнозе «стертая дизартрия») (см Приложение 4).
3. Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звука [Ч], упражнение на дыхание Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. • Бублик Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счёт до пяти. • Лошадка Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. • Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой). • Гармошка. Положение языка как в упражнении. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Упражнение на дыхание: «Подуй на бабочку». Бабочка села на цветок, ребёнку предлагается подуть на неё. 4. Артикуляция (с зеркалом). Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук [ч]? Как воздух выходит изо рта? Есть ли в горлышке голосок? Какой это звук? – согласный. Почему звук ч согласный? (потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок). Звук [ч] глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий. 5. Развитие фонематического слуха. Игра «Узнай звук». А теперь, будь внимательна. Загибай пальчик, когда услышишь в стихотворении слово со звуком [ч]. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Я стучу, стучу, стучу. Я лечу, лечу, лечу. Опоздать я не хочу (Паравозик) 6. Изолированное произношение звука [ч] Упражнение «Паровозик» Бабочка приглашает нас прокатиться на паровозике. 7. Автоматизация звука [ч] в слогах. Игра «Волшебные кнопочки» Мы со звуком [ч] играем, И на кнопки нажимаем. Ча – ча – ча, ча-ча-ча – будем пить зелёный чай Чо – чо – чо, чо – чо – чо – в кошелёчке пятачок. Чу – чу – чу. чу – чу – чу - на роликах качу Чи – чи – чи, чи- чи – чи - подарили всем мячи. Динамическая пауза. Ач-ач-ач – Попрыгай, как мяч! Чи-чи-чи – Как зайка, поскачи! Чок-чок-чок – Сожми руки в кулачок! Чок-чок-чок – А теперь - на бочок! Чай-чай-чай – Головой покачай! А теперь улыбнись И на место садись!
8. Автоматизация звука [ч] в словах. Упражнение «Посчитай» (Приложение 6) К Мухе – Цокотухе прилетели гости. Среди них и наша Загадочная бабочка с подружками. Посчитай бабочек. кузнечиков и пчёл. Игра «Поможем Загадочной Бабочке» Бабочка узнала, что если заменить в словах хотя бы одну букву, то смысл изменится. Проверь, так ли это Замени в словах первый звук на звук [Ч] Образец: Худо – чудо. Гайка -… Шары - … Тайник - …. Замени в словах последний звук на звук [Ч] Мел – Меч Враг - … План -.. Кулик - .. Град - … 9. Автоматизация звука [ч] во фразах. Упражнение «Исправь предложение» Загадочная Бабочка придумала предложения. Но перепутала в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки Бабочки. Почта принесла почтальона. Задача решила Ученика. Овечки пасут чабана. Черника собирала внучку в лесу. Мы взяли на чемодан дачу с вещами. Бабочка ловит девочку сачком. Рыбка поймала Вовочку на удочку. 10 Автоматизация звука [ч] в тексте. Упражнение «Пересказ с картинками» Наша Загадочная Бабочка была приглашена на день рождения к Дюймовочке. (Приложение 6). Повтори предложения, заменяя картинки словами. Перескажи рассказ с самого начала. Итог занятия: Какой звук мы сегодня учились красиво произносить? (Звук [ч]). Кому мы помогали на занятии? (Загадочной Бабочке). В какую игру тебе хотелось бы поиграть в следующий раз?
Приложение 1 Логопедическая сказка «Загадочная бабочка» (к начальному комплексу артикуляционной гимнастики при диагнозе «стертая дизартрия») Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела..А кого она увидела, вы узнаете. Когда отгадаете загадку. Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, две скорлупки! - Правильно, птенец. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв. Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?» (дети выполняют упражнение «Птенчик»). - А ты знаешь загадку про что-нибудь большое? - спросил он у бабочки. И тут бабочка не растерялась: У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя маленький хвост, Спереди у зверя - хвост большой. Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это… - Слон! - закричал весело птенчик. (Дети выполняют упражнение «Хоботок»). - Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? - спросила бабочка. - Я остался один, потому и плакал. Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку: Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать горку, строить дом. - Это про мою лопатку. (Дети выполняют упражнение «Лопатка»). Я отгадал. А ещё знаешь? - спросил птенчик. Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку: Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные… (шары). И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался. (Дети выполняют упражнение «Надуй игрушку»). Они даже пошлепали свои язычки, Упражнение «Непослушный язычок», но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит: Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
(Дети выполняют упражнение «Расческа»). Затем друзья покачались на качелях. Упражнение «Качели». И не заметили, как время прошло. - А что всегда идет, а с места не сходит? - спросила бабочка. И снова отгадал птенчик загадку. (Дети выполняют упражнение «Часики»). А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей. А потом она встретила свою подружку бабочку и поделилась с ней всеми новостями прошедшего дня.
Приложение 3 Методические рекомендации по использованию кроссворда «Загадочная бабочка» в работе учителя – логопеда в МБОУ В последние годы, в системе дошкольного образования, происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь - компьютерных. Это позволяет повысить эффективность образовательного процесса, применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Новые информационные технологии можно использовать и в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. Презентационные материалы можно использовать для развития речевого дыхания, автоматизации поставленных звуков, нормализации просодических характеристик речи, дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв, развитие фонематического восприятия, усвоения лексических тем и т. д. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, сократить время на преодоление речевых нарушений. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является Итак, предлагаемый нами кроссворд «Загадочная бабочка», выполненный в программе Microsoft Office PowerPoint 2007, предназначен для закрепления детьми 6-7 лет и детей младшего школьного возраста, имеющими диагноз «стёртая дизартрия» начального комплекса артикуляционной гимнастики. Данный методический ресурс также может являться обучающим пособием для родителей воспитанников, имеющих диагноз «стёртая дизартрия» и педагогов МБОУ. Отгадывание кроссворда «Загадочная бабочка» детьми добавит эффект наглядности в занятие, повысит мотивационную активность, будет способствовать более тесной взаимосвязи учителя-логопеда как с детьми, так и с родителями. Рекомендуемый нами в данном ресурсе начальный комплекс артикуляционной гимнастики должен проводиться на индивидуальном занятии, после логопедического массажа и входить в первый подготовительный блок индивидуального занятия. Целью начального комплекса артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков. Раскроем особенности работы учителя – логопеда с данным методическим ресурсом. Детям предлагается отгадать кроссворд «Загадочная бабочка» Учитель – логопед, читая сказку, загадывает детям загадки от лица главной героини – Загадочной бабочки. Отгадав загадку, например – птенец, дети вместе с учителем – логопедом выполняют одно из упражнений артикуляционной гимнастики, которая ранее уже была разучена с ними. В дальнейшем они помогают маленькому птенцу отгадывать остальные загадки, выполняя все упражнения артикуляционной гимнастики на каждую отгадку. Во время логопедических занятий с использованием мультимедийной презентации у детей исчез негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения. Появилась уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомились, дольше сохранится работоспособность. Глядя на экран монитора, ребенок сам увидел результат своей работы. Аналогичная работа может проводиться с родителями и педагогами МБОУ на обучающих семинарах, родительских собраниях, мастер – классах в целях повышения их компетентности в вопросах коррекционной работы с детьми, имеющими диагноз «стёртая дизартрия».
Приложение 4 Начальный комплекс артикуляционной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста, имеющих диагноз «стёртая дизартрия».
1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. Хоботок Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Лопатка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. 4. Надуй игрушку 5. Непослушный язычок. Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. 6. Расческа 7. Качели. Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 8. Часики Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Удерживать язык в таком положении 10 сек. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Список используемой литературы:
1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 2. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей / М: АСТ; Астрель, 2007 3. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. 4. Герасимова А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками /А.С.Герасимова – 3-е изд. – М.:Абрис – пресс, 2009. – 224с. 5. Комарова Л.А. Автоматизация звуков ч, щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А.Комарова – М.: Издательство ГНОМ и Д,2009 – 32 с. 6. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. – сост. Л.Е.Кыласова. – Волгоград; Учитель, 2009. – 404с. 7. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009. 8. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.