Суббота, 18.11.2017, 09:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Конспект индивидуального логопедического занятия по исправлению звукопроизношения у ребёнка 6 лет с ФФнр «Загадочная бабочка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад М.Монтессори»

Конспект индивидуального логопедического занятия по исправлению звукопроизношения у ребёнка 6 лет с ФФнр «Загадочная бабочка»

подготовила учитель – логопед Переславцева Светлана Николаевна
п. Октябрьский, апрель, 2012

Содержание:
Конспект индивидуального логопедического занятия по исправлению звукопроизношения у ребёнка подготовительной к школе группе с фонетико – фонематическим недоразвитием речи с диагнозом «Стёртая дизартрия» «Загадочная бабочка».
Приложение 1. Сказка «Загадочная Бабочка»
Приложение 2. Кроссворд «Загадочная бабочка» (мультимедиа презентация)
Приложение 3. Методические рекомендации по использованию кроссворда «Загадочная бабочка» в работе учителя – логопеда в МБОУ
Приложение 4. Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при диагнозе «стертая дизартрия»
Приложение 5. Картинка к упражнению «Посчитай»
Приложение 6. Картинка – схема для составления текста «День рождения Дюймовочки»
Список используемой литературы.
Интернет – ресурсы.

Цель: автоматизация звука [ч] в различных позициях: в словах, предложениях, тексте
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закрепить правильное и отчётливое произношение звука [ч] в различных позициях в словах и фразах;
- продолжать отрабатывать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [ч];
Коррекционно – развивающие:
- нормализовать мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, создать положительные кинестезии в мышцах,
- развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, фонематический слух;
- rорригировать произношение звука [ч] в самостоятельной речи.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать усидчивость, терпение, выдержку.
Оборудование:
- картинки – символы для выполнения артикуляционной гимнастики;
- Мультимедиа проектор для показа ребёнку кроссворда «Загадочная бабочка» . выполненного в программе Power Point
- картинки из книги Комаровой Л.А. «Автоматизация звуков Ч,Щ, в игровых упражнениях»
- зеркало индивидуальное;
- пособие для упражнения на дыхание «Бабочка на цветке»;
- пособие «Волшебные кнопочки»;

Ход занятия:
1. Организационный момент.

Маша, отгадай загадку и узнаешь, кто сегодня придёт к нам в гости.
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Правильно, это бабочка.
1.Сообщение темы занятия и цели.
Маша, в названии «Бабочка» спрятался звук, который мы с тобой учимся красиво произносить. Какой это звук? (Звук [ч]). Сегодня на занятии мы будем играть с этим звуком, а Бабочка нам в этом поможет.
Чтобы красиво говорить, надо заставить свои губы и язык хорошо двигаться.

2.Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при диагнозе «стертая дизартрия»/
Послушай сказку «Загадочная бабочка», отгадай загадки и выполни все задания, которые встретятся в сказке.
Учитель – логопед читает сказку «Загадочная бабочка» (см. Приложение 1), а ребёнок отгадывает загадки в кроссворде (см. Приложение 2 – 3) и выполняет начальный комплекс артикуляционной гимнастики при диагнозе «стертая дизартрия») (см Приложение 4).

3. Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звука [Ч], упражнение на дыхание
Чашечка.
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
• Бублик
Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счёт до пяти.
• Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
• Вкусное варенье.
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
• Гармошка.
Положение языка как в упражнении. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
Упражнение на дыхание: «Подуй на бабочку». Бабочка села на цветок, ребёнку предлагается подуть на неё.
4. Артикуляция (с зеркалом).
Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук [ч]?
Как воздух выходит изо рта?
Есть ли в горлышке голосок?
Какой это звук? – согласный. Почему звук ч согласный? (потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок). Звук [ч] глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Узнай звук».
А теперь, будь внимательна. Загибай пальчик, когда услышишь в стихотворении слово со звуком [ч].
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу.
Я лечу, лечу, лечу.
Опоздать я не хочу (Паравозик)
6. Изолированное произношение звука [ч]
Упражнение «Паровозик» Бабочка приглашает нас прокатиться на паровозике.
7. Автоматизация звука [ч] в слогах.
Игра «Волшебные кнопочки»
Мы со звуком [ч] играем,
И на кнопки нажимаем.
Ча – ча – ча, ча-ча-ча – будем пить зелёный чай
Чо – чо – чо, чо – чо – чо – в кошелёчке пятачок.
Чу – чу – чу. чу – чу – чу - на роликах качу
Чи – чи – чи, чи- чи – чи - подарили всем мячи.
Динамическая пауза.
Ач-ач-ач –
Попрыгай, как мяч!
Чи-чи-чи –
Как зайка, поскачи!
Чок-чок-чок –
Сожми руки в кулачок!
Чок-чок-чок –
А теперь - на бочок!
Чай-чай-чай –
Головой покачай!
А теперь улыбнись
И на место садись!

8. Автоматизация звука [ч] в словах.
 Упражнение «Посчитай» (Приложение 6)
К Мухе – Цокотухе прилетели гости. Среди них и наша Загадочная бабочка с подружками. Посчитай бабочек. кузнечиков и пчёл.
 Игра «Поможем Загадочной Бабочке»
Бабочка узнала, что если заменить в словах хотя бы одну букву, то смысл изменится. Проверь, так ли это
Замени в словах первый звук на звук [Ч]
Образец: Худо – чудо.
Гайка -…
Шары - …
Тайник - ….
Замени в словах последний звук на звук [Ч]
Мел – Меч
Враг - …
План -..
Кулик - ..
Град - …
9. Автоматизация звука [ч] во фразах.
Упражнение «Исправь предложение»
Загадочная Бабочка придумала предложения. Но перепутала в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки Бабочки.
Почта принесла почтальона.
Задача решила Ученика.
Овечки пасут чабана.
Черника собирала внучку в лесу.
Мы взяли на чемодан дачу с вещами.
Бабочка ловит девочку сачком.
Рыбка поймала Вовочку на удочку.
10 Автоматизация звука [ч] в тексте.
Упражнение «Пересказ с картинками»
Наша Загадочная Бабочка была приглашена на день рождения к Дюймовочке.
(Приложение 6). Повтори предложения, заменяя картинки словами. Перескажи рассказ с самого начала.
Итог занятия: Какой звук мы сегодня учились красиво произносить? (Звук [ч]). Кому мы помогали на занятии? (Загадочной Бабочке). В какую игру тебе хотелось бы поиграть в следующий раз?

Приложение 1
Логопедическая сказка
«Загадочная бабочка»
(к начальному комплексу артикуляционной гимнастики при диагнозе «стертая дизартрия»)
Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела..А кого она увидела, вы узнаете. Когда отгадаете загадку.
Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
- Правильно, птенец. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.
Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»
(дети выполняют упражнение «Птенчик»).
- А ты знаешь загадку про что-нибудь большое? - спросил он у бабочки.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой.
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это…
- Слон! - закричал весело птенчик.
(Дети выполняют упражнение «Хоботок»).
- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? - спросила бабочка.
- Я остался один, потому и плакал.
Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
- Это про мою лопатку.
(Дети выполняют упражнение «Лопатка»).
Я отгадал. А ещё знаешь? - спросил птенчик.
Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные… (шары).
И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.
(Дети выполняют упражнение «Надуй игрушку»).
Они даже пошлепали свои язычки,
Упражнение «Непослушный язычок», но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.

(Дети выполняют упражнение «Расческа»).
Затем друзья покачались на качелях.
Упражнение «Качели».
И не заметили, как время прошло.
- А что всегда идет, а с места не сходит? - спросила бабочка.
И снова отгадал птенчик загадку.
(Дети выполняют упражнение «Часики»).
А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей. А потом она встретила свою подружку бабочку и поделилась с ней всеми новостями прошедшего дня.

Приложение 3
Методические рекомендации по использованию кроссворда «Загадочная бабочка» в работе учителя – логопеда в МБОУ
В последние годы, в системе дошкольного образования, происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь - компьютерных. Это позволяет повысить эффективность образовательного процесса, применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Новые информационные технологии можно использовать и в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. Презентационные материалы можно использовать для развития речевого дыхания, автоматизации поставленных звуков, нормализации просодических характеристик речи, дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв, развитие фонематического восприятия, усвоения лексических тем и т. д. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, сократить время на преодоление речевых нарушений. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является
Итак, предлагаемый нами кроссворд «Загадочная бабочка», выполненный в программе Microsoft Office PowerPoint 2007, предназначен для закрепления детьми 6-7 лет и детей младшего школьного возраста, имеющими диагноз «стёртая дизартрия» начального комплекса артикуляционной гимнастики. Данный методический ресурс также может являться обучающим пособием для родителей воспитанников, имеющих диагноз «стёртая дизартрия» и педагогов МБОУ. Отгадывание кроссворда «Загадочная бабочка» детьми добавит эффект наглядности в занятие, повысит мотивационную активность, будет способствовать более тесной взаимосвязи учителя-логопеда как с детьми, так и с родителями.
Рекомендуемый нами в данном ресурсе начальный комплекс артикуляционной гимнастики должен проводиться на индивидуальном занятии, после логопедического массажа и входить в первый подготовительный блок индивидуального занятия. Целью начального комплекса артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.
Раскроем особенности работы учителя – логопеда с данным методическим ресурсом. Детям предлагается отгадать кроссворд «Загадочная бабочка» Учитель – логопед, читая сказку, загадывает детям загадки от лица главной героини – Загадочной бабочки. Отгадав загадку, например – птенец, дети вместе с учителем – логопедом выполняют одно из упражнений артикуляционной гимнастики, которая ранее уже была разучена с ними. В дальнейшем они помогают маленькому птенцу отгадывать остальные загадки, выполняя все упражнения артикуляционной гимнастики на каждую отгадку. Во время логопедических занятий с использованием мультимедийной презентации у детей исчез негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения. Появилась уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомились, дольше сохранится работоспособность. Глядя на экран монитора, ребенок сам увидел результат своей работы. Аналогичная работа может проводиться с родителями и педагогами МБОУ на обучающих семинарах, родительских собраниях, мастер – классах в целях повышения их компетентности в вопросах коррекционной работы с детьми, имеющими диагноз «стёртая дизартрия».

Приложение 4
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста, имеющих диагноз «стёртая дизартрия».

1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Хоботок
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Лопатка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
 Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
 Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа
 Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
 Боковые края языка должны касаться углов рта.
4. Надуй игрушку
5. Непослушный язычок.
Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
 Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
 Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
 Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
6. Расческа
7. Качели.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание!
 Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
8. Часики
Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Список используемой литературы:

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008
2. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей / М: АСТ; Астрель, 2007
3. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
4. Герасимова А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками /А.С.Герасимова – 3-е изд. – М.:Абрис – пресс, 2009. – 224с.
5. Комарова Л.А. Автоматизация звуков ч, щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А.Комарова – М.: Издательство ГНОМ и Д,2009 – 32 с.
6. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. – сост. Л.Е.Кыласова. – Волгоград; Учитель, 2009. – 404с.
7. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
8. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

Интернет ресурсы для подготовки презентации – кроссворда «Загадочная Бабочка»
1. Бабочка на цветке (титульный лист) http://img-fotki.yandex.ru/get/5813/129525797.5/0_5d15c_2f7bd2f0_XL
2. бабочка голубая (анимация )http://img-fotki.yandex.ru/get/5600/talana1959.11d/0_5733d_69a178e_XL.jpg
3. Птенчик - воробей http://img-fotki.yandex.ru/get/4301/fok56.d/0_48bb1_552701c2_XL
4. Слон http://antipatik.ru/file/2908
5. лопатка синяя http://www.oigr.ru/images/00004871.jpg
6. воздушные шары http://i076.radikal.ru/0906/d8/a7120a64c6fe.jpg
7. Расчёска http://i079.radikal.ru/0906/6f/6a34bef3a44f.jpg
8. Качели http://smito.ru/upload/normal/sankt-peterburg- sadovaya_mebel_kacheli_detskie_skamya_s_cvetochnicami_rabochiy_stol_sadovyy_303359.jpeg
9. Часики http://school11-shadrinsk.ru/media/MO%20doshk/1.jpg
10. Бабочка разноцветная (анимация) http://animashki2010.ucoz.ru/_ph/110/1/733073700.jpg
11. Семейство воробьёв http://i78.carguru.ru/85/89/38985/13/645613/jb_11.jpeg

Источник: http://letitbit.net/download/94858.9ea57ac40d6de6d246dd91da210f/pereslavtseva_SN.rar.html
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: pereslavtseva43 (12.04.2012) | Автор: Переславцева Светлана Николаевна E
Просмотров: 3635 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]