I.
Введение. Понятие ММ, понимание автором места ММ в
образовательном пространстве урока.
Современное
образование призвано формировать самостоятельную, полноценную личность, способную к
постоянному самостоятельному обучению в течение жизни, к адаптации и социализации в окружающей
меняющейся действительности. Для
достижения этой цели должно меняться и
образовательное пространство урока. Ни для кого не секрет, что воспитать активную личность с помощью только
традиционных технологий невозможно,
на помощь педагогам приходит великое множество инновационных
технологий.
В чем суть
всех инноваций в области педагогических технологий? Это особая организация урока, отличная от
традиционных методик. Самое важное, на мой взгляд, отличие
- это организация взаимодействия учащихся и учителя на уроке и выполнение
совершенно других ролей по сравнению с традиционной методикой учителем и учащихся. Педагог организует образовательное
пространство урока, создает условия для получения учащимися новых знаний. Не ведет за собой по всем этапам объяснения
нового материала, а создает такие условия для учащихся, когда они
понимают важность цели урока,
мотивируются и определяют сами,
что они должны сделать и как именно,
чтобы этой цели достичь. При этом
они должны научиться или продуктивно
использовать межличностное
общение, навыки работы в группе, парах,
коллективе, сформировать умение
выполнять различные роли в группе.
Кроме
организатора учитель выступает в
процессе урока как консультант,
эксперт: организует дискуссии, направляет процесс поиска истины/знания, оказывает техническую, информационную и оценочную поддержку ученикам. В данной статье
не хотелось бы уделять много
внимания вопросу, что дает такая организация урока ученикам (эта позиция уже
обозначена выше), так как хотелось
бы больше внимания уделить именно
ММ в образовательном пространстве
урока, которое организует педагог. Не сразу
обращаюсь к ММ специально, так как хотелось бы заострить ваше внимание
именно на общих подходах к организации урока и только потом к
инструментам, которые помогают это
осуществить. Одним из таких инструментов
являются средства ММ.
Данная статья посвящена месту ММ в образовательном пространстве
урока, поэтому мы и
будем говорить об организации образовательного пространства урока с помощью ММ: возможность, необходимость, условия
успешной реализации. При этом
будем использовать наблюдения над материалами Конкурса 3 «Мультимедийный
урок в современной школе», собственный
опыт, опыт коллег и результаты
наблюдения в процессе оценок
конкурсных работ.
II. ММ как инструмент
достижения образовательной цели урока. Основные требования к современному образованию,
уроку, роль учителя и ученика на
уроке.
С одной стороны все просто и обычно, как в традиционной методике: у каждого урока есть свои цели и
задачи, которые должны быть достигнуты и
решены в процессе урока – тут ничего не изменилось (кроме
самих формулировок типа
формировать навыки добывания, обсуждения
информации и ее интерпретации и т.д. ).
Учителю необходимо в процессе подготовки урока отобрать теоретический и практический
материал для конкретного урока, набор
приемов и методов (инструментов/технологий),
с помощью которых эти цели и задачи можно достигнуть – тут тоже ничего
нового нет, все как обычно. Кроме одного
– организации работы на уроке,
инновационная организация
образовательного процесса урока с помощью инновационных технологий.
Мультимедиа должны выступать как средство или
инструмент познания на уроке, поэтому его
использование подчинено целям и
задачам урока разного порядка: образовательным, воспитательным,
дидактическим. ММ призвано решать
различные проблемы данного конкретного
класса на данном конкретном
уроке. Проблемы могут быть разного
плана: мотивации к обучению, развитие
коммуникативных способностей, получение
знаний, накоплению фактического и
информационного материала, формирование
информационной грамотности и т.д. Для
того чтобы использование ММ в образовательном процессе было
не только возможно, но и
необходимо и уместно, важно соблюдение
следующих условий.
На мой взгляд, схема
использования ММ на уроке – это
общение по теме учебного материала по
моделям ученик – ученик и ученик – учитель. Такая схема наиболее
продуктивна в условиях современного образования, так как она обеспечивает:
-
организующую
функцию учителя, его позицию
консультанта и организатора образовательного пространства урока, технического эксперта;
-
активную позицию ученика, то есть позицию субъекта обучения относительно
процесса получения им нового знания, где он сам выбирает или определяет границы своего знания и
пути, способы и скорость достижения
нового;
-
развитие коммуникативных навыков, толерантности, опыт продуктивного
межличностного общения: общение в группе,
парах, возможность побывать в
различных ролях в результате
распределения их в процессе деятельности.
В выделенных позициях очень важной представляется обеспечение субъективной позиции ученика на
уроке с помощью средств ММ. Опыт работы
в школе, знакомство с конкурсными
работами позволяет сказать, что в большинстве случаев это преимущество
технологии ММ, ее потенциал в
этом смысле еще недостаточно
используется учителями. А зря!!!
Да, подготовка к таким
урокам - трудоемкий процесс, так как
речь идет об организации образовательного процесса урока, когда продумывается сценарий и обеспечивается траектория развития каждого
ребенка (насколько это возможно),
продумывается создание условий,
при которых ученик будет вынужден совершать
шаги к получению нового знания и
использовать при этом разные способы и
виды общения, открывать для себя лично
все новые и новые горизонты. Роль учителя при этом – направление движения к
получению знаний, консультационная и
экспертная помощь. Это как айсберг:
на самом верху - только десятая его часть, основная,
самая « тяжелая» - под водой – подготовительная работа учителя. Таким образом, происходит перераспределение ролей не только в процессе урока между учителем и
учениками, но и роли самого учителя в
процессе подготовки и проведения урока.
Необходимо упомянуть еще и вот о чем. Естественно, одна и та же
цель урока может быть достигнута разными
способами. Мультимедиа является исключительно плодотворной образовательной
технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и
интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности
учитывать индивидуальные особенности учащихся. Но все это только при одном очень важном условии: учитель и ученики владеют ИКТ – технологиями
на необходимом уровне. Если учитель
слабо владеет ИКТ – технологиями или
учащиеся испытывают значительные
затруднения в работе с
компьютером и необходимым ПО и
т.д., то тогда использование в уроке
данного инструмента нерационально,
неуместно.
Учитель
составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он
должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и
последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и
др. При этом компьютер не заменяет
учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее:
1)
принцип адаптивности: приспособление компьютера к
индивидуальным особенностям ребенка;
2)
управляемость: в любой момент возможна коррекция
учителем процесса обучения;
3)
интерактивность и диалоговый характер обучения; – ИКТ
обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя;
"вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность
методик компьютерного обучения;
4)
оптимальное сочетание индивидуальной и групповой
работы;
5)
поддержание у ученика состояния психологического
комфорта при общении с компьютером;
6)
неограниченное обучение: содержание, его интерпретации
и приложения сколько угодно велики.
Компьютер
может использоваться на всех этапах: при
подготовке урока, в течение всего процесса – при объяснении
(введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При этом
компьютер выполняет следующие функции. В
функции учителя компьютер представляет собой:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента:
- средство подготовки текстов, их хранение;
- графический редактор;
- средство подготовки выступлений;
- вычислительная машина больших возможностей.
Работы конкурса показывают, что педагоги
активно используют презентации в
процессе урока. Их назначение:
-
иллюстрация материала урока,
-
роль школьной доски демонстрация различного материала
без обсуждения;
-
демонстрация материала урока для дальнейшего обсуждения в классе, группах;
-
работа с
материалом, использование возможностей
интерактивной доски для осуществления работы с материалом презентаций
(заполнение таблиц, работа с тестами и т.д.)
-
использование в презентациях различных возможностей
для обучения – локальных образовательных
ресурсов.
Данный
перечень составлен по мере убывания
количества работ с такими ММ ресурсами. Он показывает, что интерактивные возможности ММ используются не в полную меру. Тут есть
куда еще двигаться педагогам: повышение квалификации в этом направлении
должно идти по линии практического навыка использования
интерактивности ММ в образовательном процессе. Точнее я бы сказала, применение/использование всех преимуществ ММ в образовательной среде урока.
Продолжение следует... |