МУЛЬТИМЕДИА – ТЕХНОЛОГИИ И МУЛЬТИМЕДИА – РЕСУРСЫ В ОУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией, благодаря присущей ей качественной интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации. А также возможности учитывать индивидуальные возможности учащихся и способствовать их мотивации. Основным источником мультимедиа- ресурсов для большинства учителей и школьников становится всем известная сеть Интернет. Эта сеть предоставляет доступ, как к образовательным, так и ко многим другим ресурсам, содержащим в себе информацию самых разных типов. Большинство наиболее качественных мультимедиа-ресурсов, использование которых повысило бы эффективность общего среднего образования каталогизировано на образовательных Интернет-порталах. Для повышения эффективности системы общего среднего образования нужно уметь корректно использовать в обучении школьников мультимедиа-ресурсы и мультимедиа-технологии. При этом педагогам важно знать основные преимущества, привносимые в обучение при использовании мультимедиа. Мультимедийные возможности современных компьютерных систем в области отбора информации значительно отличаются от привычных последовательных средств. Это отличие заключается не только в появлении мультимедиа-технологии( представление текста, графики, анимации, видео, звука), но и в доступной форме организации данных, обусловленной возможностями гиперпространства. В связи этим расширяется ряд задач стоящих перед современным учителем. Ему необходимо научить ученика легко и свободно пользоваться мультимедиа-ресурсами, так же легко, как и книгой. А так же необходимо дать ученику такие знания, используя которые, он сам сумеет представить информацию в новой форме. Мультимедиа-технологии способны поднять на более качественно высокий уровень учебную деятельность, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимися и обучающими средствами. К таким видам учебной деятельности относятся: Регистрация, сбор, накопление, обработка и хранение информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах и передача больших объемах информации, предоставленной в различной форме; Интерактивный диалог- взаимодействие пользователя со средством обучения, при возможности выбора вариантов содержания учебного материала или режима работы в соответствии с личными предпочтениями обучаемого; Управление отображением на экране компьютера моделей различных объектов, явлений, процессов; Управление в режиме реального времени объектами, явлениями, процессами, как реальными, так и виртуальными, представляющими учебные ситуации или модели изучаемых явлений; Автоматизация процессов контроля учебной деятельности с последующей коррекцией по результатам контроля, автоматизация процессов тренировки учебных умений и навыков; Формализация информации - предоставление информации в виде символической записи определенной формализованной структуры, обладающей ее существенными признаками; Создание информационных ресурсов. Используя качественные мультимедийные-средства учитель может сделать процесс обучения более гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учениками, учитывая их индивидуальность и темп обучения. Индивидуальное обучение является реализацией принципа активного, самостоятельного обучения при котором ученики сами выбирают на какие вопросы отвечать и какие темы изучать. С использованием мультимедиа-технологий возрастает уровень использования компьютерных средств в жизни общества и потому учащиеся должны свободно ориентироваться в постоянно меняющемся потоке информации, уметь отобрать необходимое. Приведу некоторые примеры использования мультимедиа-технологий в школе. - Использование мультимедиа-презинтаций при объяснении нового материала. Как показывает опыт, демонстрационные презентации, используемые на уроках для объяснения нового материала, повышают у учеников внимательность и интерес, а следовательно, повышается эффективность обучения. - На этапе повторения изученного материала, для более глубокого и осмысленного изучения эффективно использовать информационно мультимедиа-ресурсы, мультимедиа-энциклопедии, банки данных и другие аналогичные средства, предоставленные в телекоммуникационных сетях. - Использование мультимедиа-ресурсов для создания проектов, докладов, реферативных работ и выступлений. - Также можно использовать мультимедиа-средства для контроля и самоконтроля знаний учащихся. Такие средства можно использовать как для промежуточной проверки знаний (внутри изучения одной темы), так и для итоговой проверки знаний (после изучения раздела программы или курса). Для контроля чаще всего используют тестовые задания. Как правило, ученики положительно относятся к тестовым заданиям, представленными с помощью компьютера. Здесь не возникает проблем при определении результатов и необъективности выставления отметок. Учитель же, может менять количество заданий и уровень их сложности, учитывая индивидуальные особенности и возможности учеников. А так же использовать тесты на любом этапе урока. - Использование на уроках деловых и дидактических учебных игр с использованием средств мультимедиа. Мультимедийные учебные игры не только сообщают ученикам определенную информацию, но учат действовать в определенных, наиболее часто встречающихся ситуациях, повышают познавательную активность. Помогают прививать заинтересованность к углубленному или самостоятельному изучению предмета. - Мультимедиа-пособия можно использовать при объяснения нового материала, при закреплении изученного, в ходе углубления знаний, умений и навыков, поиска новых путей решений и при самостоятельном изучении материала учениками (воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, эвристические и творческие самостоятельные работы). Мультимедиа как форма предоставления информации разных видов, расширяет возможности организации учебной деятельности, как учителя, так и самого ученика. И каждый педагог в своей профессиональной деятельности ни раз сталкивался с разработкой мультимедийных - ресурсов и с применением мультимедиа-технологий на своих уроках. Но, применяя в школьном образовании современные информационные технологии и мультимедиа-ресурсы, надо помнить, что « творческий » уровень интерактивного воздействия человека с компьютером определяется содержанием и уровнем интеллектуального развития человека. А это значит что в основе взаимодействия, объединяющего человека и мультимедиа-ресурсов, должна лежать система личностных знаний.