Мультимедийная презентация на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учеников, которые испытывают трудность в усвоении учебного материала. Русский язык – сложный предмет, и по мере накапливания знаний выясняется, что многие школьники не в состоянии их усвоить, у таких ребят появляется негативное отношение к предмету, своеобразный психологический барьер. Особенно тяжело тем ученикам, которые по ряду причин просто не в состоянии справиться с большим объёмом информации. Размышляя над этой проблемой, я поняла, что необходимо искать такие приёмы методики преподавания, чтобы не заставлять ученика делать неинтересное, а чтобы ему «захотелось» изучать этот предмет. Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому моя задача состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательных мотивов. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учёбе, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. На практике я убедилась, что использование мультимедийных средств, и в том числе презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения, а использование на уроках мультимедийной презентации как средства активизации познавательной активности учащихся является актуальной проблемой современного школьного образования.
С появлением информационных технологий обучения стала возможной реализация целей и задач, стоящих перед участниками образовательного процесса. Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной активности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появления новых технологий возможности решения данной задачи существенно расширились. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, содержанию и процессу учения. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к обучению. Огромную помощь в решении этого вопроса могут оказать мультимедийные технологии как одна из составляющих информационных технологий. Использование элементов мультимедийных и компьютерных технологий при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребёнка к изучаемому предмету. Кроме того, даже при общей заинтересованности в обучении человек лучше усваивает, эффективнее запоминает и применяет знания, когда это не требует от него излишнего психического напряжения. В этом мне помогает использование такого ресурса, как мультимедийная презентация. Мультимедийная презентация позволяет одновременно использовать на уроке различные способы представления информации: текст, графику, анимацию, звук. Психологи заметили, что люди запоминают 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 100% того, что вызвало у них живой интерес и эмоциональную вовлечённость. Поэтому учитель может превратить мультимедийную презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Она даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока. В мультимедийной презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, подборка электронных таблиц, заданий, иллюстрации. На экране могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Используя различные виды упражнений, анимацию при создании слайдов, учитель может сделать презентацию интерактивной, то есть способствующей вовлечению учащихся в диалог друг с другом, преподавателем. Так, на уроке систематизации и обобщения изученного по теме «Морфемика» в 5 классе ребятам был предложен слайд с изображением «словесного дерева», с которого они должны были убрать листочки, принесённые ветром с других деревьев.
У творчески работающего учителя всегда возникает потребность в создании собственных электронных материалов. Это можно объяснить наличием у него нескольких УМК, невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий. На сегодняшний день мною собрана коллекция уроков по русскому языку для 5-7 классов. С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, сэкономить время, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счёт предлагаемых словесных, наглядных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Эффект занимательности состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. На уроке русского языка в 5 классе предложила детям игру «Исправь ошибки!» с заданием: «Перед вами письмо одной не очень грамотной девочки Оли своему дяде. Найдите ошибки в этом тексте, исправьте их, выделите часть слова, в которой допущена ошибка».
При организации урока с применением компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов, одни из которых являются общими при подготовке уроков русского языка, а другие – специфическими, связанными с использованием компьютера в обучении: • определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приёмов деятельности учителя и учащегося; • учёт уровня подготовки класса по предмету и основным интеллектуальным умениям и навыкам; • особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы; • организация деятельности учащихся и их взаимодействие с учителем, роль учителя на уроке; • развитие у учащихся интереса к предмету новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности; • готовность учащихся к новому виду деятельности. Использование мультимедийной презентации для активизации познавательной деятельности учащихся может происходить на различных этапах урока. Например, на этапе актуализации базовых знаний презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Так, на уроке-практикуме в 7 классе по теме «Правописание причастий» в качестве синтаксической пятиминутки учащимся было предложено объяснить постановку знаков препинания в предложении с причастным оборотом, выполнить синтаксический разбор предложения.
Очень часто презентацию открываю слайдом, содержащим эпиграф к уроку.
Объяснение нового материала с опорой на презентацию позволяет вести беседу с учащимися, задавать вопросы по теме, актуализируя знания, полученные ранее, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, активизировать познавательную деятельность. При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, составляют конспект излагаемого материала. У учащихся таким образом формируются учебно-информационные умения и навыки. Часто при объяснении новой темы использую слайды, содержащие подробный алгоритм действий при выборе правильного варианта написания слова. Изложение нового материала может быть также представлено таблицами и схемами.
На этапе закрепления изученного материала использую интерактивные слайды, позволяющие моделировать правильную ситуацию, направленную на усвоение ключевых знаний изучаемой темы. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют навыки грамотного письма, а использование кроссвордов, рисунков, различных занимательных заданий воспитывает интерес к предмету.
С целью контроля знаний применяю презентации, содержащие тестовый материал, который помогает не только экономить время учителя, но и даёт возможность учащимся самим оценить свои знания.
Критерии полезности конкретной технологии в образовании можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Педагогические наблюдения, анализ промежуточных результатов использования компьютера в урочной деятельности и анкетирование учащихся, показали, что целенаправленно используемые информационные технологии способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по русскому языку. Проведенный опрос учащихся c целью изучения мотивов их занятия учебно-познавательной деятельностью на уроках русского языка с использованием мультимедийных презентаций показал: • 85% учащихся считают такие занятия увлекательными и занимательными; • 78% учащихся отмечают углубление знаний по предмету; • 64% учащихся видят возможность использования на практике результата деятельности на уроке; • 36% отмечают возможность получения высокой отметки; • 22% считают, что развивается воображение. Среди важнейших эмоций, возникающих у учащихся на уроках с компьютерной поддержкой, в ходе опроса учащиеся называли: гордость за полученный результат, радость и азарт, волнение от возникающих трудностей. Результаты работы в новых условиях позволяют утверждать, что идеи применения мультимедийной презентации на уроках русского языка не просто интересны педагогам, они способствуют формированию учебно-познавательной компетентности учащихся, в частности: • сформированности положительной учебной мотивации; • умению целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки деятельности; • готовности школьников к саморазвитию через самостоятельную деятельность; • успешной адаптации школьников к различным жизненным ситуациям; • высокому уровню интеллектуального развития учащихся; • динамике роста качества знаний каждого ученика; • развитию индивидуальности каждого ребёнка