Одной из наиболее значимых и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса является применение мультимедиа технологий в обучении. Использование презентаций и готовых программных продуктов при работе с учащимися в настоящее время становится массовым явлением. Поиск и передача информации посредством Интернета; ее систематизация и обработка с помощью компьютерных программ – этим сегодня никого не удивишь. Интернет прочно входит в нашу жизнь, становится неотъемлемой её частью, предоставляя широкие возможности для осуществления коммуникаций между учителями, учениками, родителями. Педагогу остаётся только выбрать из множества вариантов удобные инструменты для своей работы. В связи с переходом на новые образовательные стандарты возникает необходимость такой организации учебного процесса, при которой на первое место выходит активная, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Проектная деятельность в полной мере способствует решению этих задач. Командные проекты – это основа нашей внеурочной работы. Групповая работа вне формата урока способствует сплочению коллектива, пробуждает интерес к поисковой и исследовательской деятельности, заставляет приобретать новые умения и навыки. Благодаря командным проектам, большинство лицеистов к 9 классу обладают навыками трёхмерного моделирования и конструирования. В 2012 году была разработана концепция проекта «Чистая планета», в основе которого лежит структура технических проектов. Учащиеся разрабатывают комплексную систему, направленную на улучшение экологической обстановки. Изначально в проекте принимали участие только старшеклассники (15-17 лет). Но практика показывает, что проекты, разработанные взрослыми ребятами, часто повторяют уже имеющиеся системы, усовершенствуют их. Проекты, выполненные учащимися среднего звена оригинальны, хотя и несколько фантастичны. Работа над проектом проходит стадии: • Выбор темы проекта; • Обзор существующих аналогов проекта; • Разработка принципа действия системы; • Проработка технических элементов конструкции; • Разработка системы управления; • Выбор материалов; • Разработка дизайна в соответствии с принципами эргономики; • Изучение влияния системы на экологию; • Экономический расчёт стоимости системы; • Построение натурной или компьютерной модели; • Выводы, оформление материалов проекта; • Защита проекта. В разработке проекта под руководством преподавателя принимают участие группы учащихся до 10 человек. Роли распределяются следующим образом: • аналитик рассматривает актуальные направления проекта с целью выбора темы проекта; • научный сотрудник рассматривает аналоги проекта и теоретически обосновывает построение технической системы; • техник рассматривает технические характеристики системы и моделирует её; • конструктор выполняет модель системы; • технолог рассматривает принцип действия системы; • кибернетик проектирует систему управления; • дизайнер материалов обосновывает выбор материалов; • дизайнер проектирует дизайн системы в соответствии с принципами эргономики; • эколог рассматривает влияние системы на человека и окружающую среду; • экономист рассчитывает стоимость и окупаемость системы. После подготовки текста Пояснительной записки учащиеся выполняют модель – натурную или компьютерную – в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся. Моделирование является важным этапом работы, поскольку не только развивает творческое мышление и конструкторские навыки учащихся, но и позволяет обобщить материалы проекта, увидеть конечный результат своей деятельности. Подготовка группового проекта требует много сил и времени. Обсуждения, разработка идеи, распределение ролей и назначение сроков – для этого необходимо присутствие и одновременная работа всех участников проекта. Времени после уроков не всегда хватает, поэтому мы давно искали возможность осуществлять взаимодействие между участниками проекта ещё и дистанционно – через интернет. Начиналось всё с видеоконференций в Skype. Обмен файлами – по электронной почте. Не слишком удобно, и нет чёткой структуры взаимодействия. Исследования показывают, что самым популярным сервисом для обмена информацией является не e-mail и не «файлообменники», а социальные сети, где пользователь – не безликий «ник», а реально существующий человек. Сегодня для работы над проектами мы используем доступные сетевые облачные сервисы Google. Среда Google является интуитивно понятной учащимся и по своему функционалу близкой к чатам, социальным сетям и интернет-месседжерам, популярным среди школьников. Облачные сервисы позволяют одновременно решить несколько задач: • Сетевые сервисы предоставляют возможность совместного использования ресурсов всем участникам в сети – как при работе на одном компьютере. При этом разграничивается доступ – только для чтения, с возможностью редактирования или с правом удалить материал. • Материалы подлежат совместному редактированию. История изменений документа и их авторы отражается по запросу пользователя. Первоначальная версия при этом сохраняется. Таким образом, виден вклад в работу каждого участника. • Доступ к материалам в любое время в любом месте – в школе, дома, на улице – везде, где есть доступ в интернет. • Решается вопрос об использовании лицензионного программного обеспечения, а также соответствия версий ПО на компьютерах разных пользователей. • Поскольку вся информация хранится и обрабатывается в сети, экономятся ресурсы компьютера пользователя. • Возможность совместных обсуждений в тематических группах – как в режиме реального времени, так и форума. • Решается проблема нехватки времени – каждый подключается к работе над проектом в любое удобное время. Учитель может не сидеть с учениками после уроков или не тратить время урока, а контролировать и направлять работу в соответствии с необходимостью. • Имеется возможность планировать цели, ставить задачи и отслеживать сроки их реализации. • История работы над проектом, обсуждения, идеи фиксируются, вернуться к ним можно в любое время. Главной целью использования сетевых сервисов при работе над проектами является объединение участников для работы над проектом дистанционно, т. е. в любое время в любом месте. При этом возможно построить работу над проектом, используя все необходимые инструменты: Календарь – для планирования задач, установки сроков их решения; Обсуждения – для решения вопросов, требующих совместной разработки; Голосование – для принятия ключевых решений; Видео-и фотосервисы – для обработки и хранения изображений; Документы – для хранения информации, совместного создания и редактирования информации. Работа над проектом ведётся с использованием сервисов Google: Groups, YouTube, Docs, Picasa, Calendar. Совместная работа в сети способствует формированию информационных и коммуникативных компетенций: • способность искать необходимую информацию в разнообразных источниках (Интернете, справочниках); • умение обрабатывать полученную информацию с помощью компьютерных технологий, переводить ее из одного вида в другой (из текста — в таблицу, схему, график и наоборот); • умение публично выступать (подготовка доклада, презентации), кратко и четко формулировать свою точку зрения, вести диалог, оценивать (комментировать), участвовать в обсуждении. Удалённая работа в сети эффективно дополняет «живое» взаимодействие участников проекта, предоставляет учителю и ученикам возможность рационально использовать время, планировать и реализовывать этапы работы над проектом. Защита проектов проходит на лицейской конференции «Фестиваль идей». В рамках 5-7 минутного (для старших классов – 15-30 минут) выступления, участники должны представить зрителям свой проект. Выступление сопровождается мультимедийной презентацией и демонстрацией модели. Зрители могут задавать вопросы, на которые в ходе совместных обсуждений команда даёт ответы. Отчёт по проекту – результаты обсуждений, файлы, пояснительная записка, 3D-модель, фотографии и видео с выступления представлены на сайте проекта https://sites.google.com/site/projecibozhyakorovka/home.