Вторник, 23.04.2024, 19:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Оценка достижений обучающихся ОВЗ со сложной структурой дефекта на основе карт индивидуального сопровождения развития ребенка
«Оценка достижений обучающихся на основе карт индивидуального сопровождения развития ребенка (ИСРР). Презентация карты ИСРР для обучающихся со сложной структурой дефекта»
Горнова С.В., заместитель директора по учебной работе
Коршунова А.И., заместитель директора по воспитательной работе

В 2008-2009 у/г педагогическим коллективом школы был сформирован перечень ключевых компетенций обучающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей контингента детей школы. Одновременно с этим проводилась работа по конкретизации содержания учебных умений, входящих в ключевые компетенции обучающихся нашей школы. В результате появилась необходимость в разработке инструмента для адекватной оценки достижений воспитанников.
Таким инструментом явилась разработанная нами мониторинговая система оценки достижений обучающихся, которая включает в себя:
* наблюдение и отслеживание уровня развития обучающихся по определенным параметрам п/ф развития;
* внесение полученных данных в разделы карт индивидуального сопровождения на каждого ребенка школы;
* математический анализ результатов;
* создание профилей, характеризующих наличие динамики развития обучающихся класса в целом и каждого ребенка в отдельности;
* обсуждение полученных в результате анализа данных на психолого-медико-педагогическом консилиуме школы для построения с их учетом индивидуальных образовательных маршрутов;
* и разработка специалистами школы рекомендаций по оптимизации коррекционной работы с классом и с каждым из обучающихся.
Данная система предназначена для всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации школы.
Работа с картами позволяет нам отслеживать динамику:
* сформированности параметров психофизического развития;
* сформированности учебных навыков по предметам (дополняя и уточняя результаты отметочной аттестации).
Алгоритм работы с картой включает в себя:
* первоначальный ввод общей информации о ребенке;
* последующую фиксацию 2 раза в год (на конец каждого полугодия) уровня сформированности определенного параметра психофизического развития и учебных навыков по предметам;
* использование информации карты для планирования коррекционной работы учителями, воспитателями, классными руководителями.
В картах ведут записи следующие педагоги:
* классный руководитель;
* воспитатель;
* специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед;
* учителя-предметники.
Работа с картой ИСРР предполагает введение специальной и подробной шкалы оценивания. Существующая на сегодняшний день 5-балльная отметочная система представляется нам несовершенной в плане оценивания уровня сформированности ключевых компетенций воспитанников с разными возможностями обучения. Поэтому нами разработана и апробирована более подробная шкала оценивания сформированности того или иного параметра психофизического развития; а также учебных навыков обучающихся.
Система оценивания состоит из 5-ти уровней условных обозначений (низкий, ниже допустимого, допустимый, оптимальный, высокий). Каждый из уровней разбит на 3 подуровня с цифровым обозначением от 1 до 3.
В итоге, разработанная нами 15-балльная шкала позволяет нам:
* характеризовать минимальную динамику в развитии детей 4-х групп по возможностям обучения;
* оценивать достижения детей в классах с безотметочной системой аттестации;
* оценивать коррекционный эффект обучения;
* проводить сравнительный анализ результатов отметочной аттестации по предметам и уровня сформированности академических знаний, умений и навыков, отраженных в карте при помощи условных обозначений.
В конце каждого учебного года проводится анализ динамики по каждому ребенку в отдельности и по классу в целом по двум блокам:
* сформированности психофизических параметров развития ребенка;
* и по усвоению программного материала по общеобразовательным предметам учебного плана.
На слайды помещены результаты итогового анализа на конец прошлого учебного года и промежуточного анализа на конец 1 полугодия текущего учебного года.
Результаты оценивания уровня усвоения программного материала по общеобразовательным предметам обрабатываются педагогом-психологом школы и представляются в виде диаграмм. На диаграммах наглядно можно увидеть продвижение ребенка по «академическому» направлению образования уже не при помощи отметок, а через условные обозначения 15-балльной шкалы.
Информационный потенциал карты ИСРР используется нами:
* для постановки коррекционных задач на начало года классным руководителем, воспитателем, учителем;
* при планировании учителем коррекционной работы с классом и каждым обучающимся класса;
* для определения зоны ближайшего развития ребенка по параметрам развития или по учебным навыкам;
* для решения проблемы, когда у ребенка наблюдается снижение успеваемости по сравнению с предыдущими результатами (по отметочной аттестации);
* при появлении у ребенка «тревожных симптомов» по какому-либо наблюдаемому параметру развития (н-р, в эмоционально-волевой сфере) и т.д.
Таким образом, мониторинговая система в виде карт ИСРР являет собой оптимальный инструмент для адекватной оценки достижений обучающихся с разными индивидуальными возможностями.
Работая с картами, мы пришли к выводу, что данная форма карты не подходит для мониторинга развития детей со сложной структурой дефекта, в т.ч. детей с растройством аутистического спектра, т.к.:
* некоторые параметры карты невозможно применить в связи с тем, что у детей данной категории они не могут сформироваться в силу их индивидуальных особенностей;
* критерии оценивания не актуальны, т.к. навыки в диапазоне от допустимого по высокий сформироваться не могут.
Поэтому в прошлом учебном году педагогическим коллективом было принято решение разработать другую форму карты для индивидуального сопровождения и отслеживания динамики развития детей специальных классов.
Теоретическим обоснованием нашей работы являются положения проекта специального федерального государственного образовательного стандарта. Согласно 4-ому варианту (индивидуальный уровень) проекта СФГОС, требования к результатам обучающихся данной категории группируются в соответствии с основными направлениями формирования жизненной компетенции. И результат жизненной компетенции по сравнению с «академическим» становится доминирующим. Продвижение ребенка в этом направлении является основным искомым результатом образования.
На основании вышеизложенного, творческой группой в составе специалистов школы и учителей специальных классов были разработаны иные форма, содержание, система шкалы оценивания карты для оценки жизненной компетенции детей со сложной структурой дефекта.
Карта составлена по круговому принципу: 3 круговых поля соответствуют 3-м уровням развития воспитанников, где 3-ий уровень самый высокий. Каждый из уровней включает в себя 5 основных блоков (самообслуживание, психические процессы и ЭВС, речь, моторная сфера, социальная адаптация), состоящих из 13-ти разделов. Каждый из разделов представлен набором умений и навыков, уровень формирования которых отслеживается и фиксируется в карте.
Шкала оценивания содержит 3 вида условных обозначений:
* навык (умение) не усвоен - пустой квадратик;
* навык (умение) усвоен частично – квадратик закрашивается наполовину по диагонали;
* навык (умение) усвоен в полном объеме - квадратик закрашивается полностью.
Достижения ребенка в данной карте фиксируются цветом 2 раза в год (на конец каждого полугодия). В каждый год обучения используется определенный оттенок одного цвета: в первой половине учебного года светлый оттенок, в конце года – тёмный.
Задачей педагогов является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам группы условных обозначений, характеризующих наличный уровень жизненной компетенции. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров в описании динамики развития жизненной компетенции.
Для целостного восприятия динамики развития каждого ребенка данные проведенного анализа обобщаются в карте ручной обработки (ее вы видите на слайде). Также вариант ручной обработки данных более понятен родителям обучающихся.
Мониторинговая система в электронном варианте представлена в программе Exсel. На каждого ребенка заводится Exсel-документ, который включает 13 листов по количеству разделов карты. Представлю данную систему на примере одного из разделов - «Пассивная речь» (III блок карты «Речь»). По вертикали расположен перечень навыков, по горизонтали – периоды обучения по полугодиям. Наглядно видно, что навыки делятся на 3 уровня, в процессе обучения ребенок постепенно овладевает компетенциями более высокого порядка. Частичное овладение навыком фиксируется 50%-ым обозначением и заливается желтым цветом, при полном овладении навыка- 100%-ым и заливается красным цветом. Если навык в данный момент еще не сформирован, ячейка остается пустой и закрашивается, синим цветом. Показатели динамики представлены в вертикальных столбцах справа Столбец со средним значением показывает процент сформированности навыка за конкретный период (за полугодие). В столбцах «Динамика за год» и «Динамика за полугодие» рассчитан процент наличия динамики.
Полученные результаты переносятся в диаграмму для более наглядного восприятия динамики развития ребенка.
Конечные данные мониторинга вносятся в индивидуальный профиль динамики развития жизненной компетенции ребенка (в электронном варианте).
Таким образом, совершенствуя систему мониторинга уровня развития обучающихся разных возможностей, мы делаем еще один шаг в решении задачи индивидуализации образовательного процесса в нашей школе.

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/6271a84857d23bbc87116868be17489ed/GornovaSVKorshunovaAI.rar.html
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: Радостьмоя (18.12.2011) | Автор: Горнова С.В., Коршунова А.И. E
Просмотров: 3364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]