Пятница, 29.03.2024, 08:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Особенности организации и проведения медиаурока.
Сегодня мы уже не обсуждаем, нужна или нет компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав создавать новую информационную культуру, в которой будут жить, и работать выпускники всех школ.
Термин «информационные технологии» применяется в образовательном процессе совсем недавно и подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Информационные технологии призваны помочь учителю в школе делать то, что без компьютера делать очень сложно; делать то, что не делали раньше; делать по-новому то, что делали всегда. Использование новых информационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.
Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-уроки.
Что такое медиаурок?

Одно из первых названий уроков, на которых применяется компьютерная техника и программные средства, уроки с компьютерной поддержкой (УКП). Этот термин сложился под влиянием термина, распространенного в англоязычных странах – CBT (Computer Bases Training) – компьютерная поддержка обучения.

Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков – «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое – медиаурок. По сути, все три термина могут быть использованы в одинаковом значении.
Существенный всплеск внедрения мультимедиа технологий в общее среднее образование произошел в связи с введением Единого государственного экзамена. Тестирование и другие методы измерения уровня знаний, умений и навыков школьников порождают комплекс информационных процессов, в автоматизации которых в вузах все чаще используются компьютерная техника и мультимедиа технологии. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
1.совершенствование системы управления обучением на
различных этапах урока;
2.усиление мотивации учения;
3.улучшение качества обучения и воспитания, что повысит
информационную культуру учащихся.
Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Мультимедийные уроки наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Использование мультимедиа технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если
такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы общего среднего образования.

•В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у школьников определенных систем знаний.
•Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения школьниками репродуктивными умениями. Потребности этой группы возникают при отработке типовых умений и при формировании общеучебных умений.
•Третья группа потребностей определяется необходимостью
формирования у учеников творческих умений (главным признаком
творчества является новизна полученного продукта).
•Четвертая группа потребностей связана с необходимостью формирования у школьников определенных личностных качеств.

Следует учитывать два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс.

•Первое - мультимедиа включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств, (урок с мультимедийной поддержкой).
•Второе - внедрение мультимедиа-ресурсов (мультимедийный урок).

Мультимедийные технологии могут быть использованы:
Для анонсирования темы. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
Как сопровождение объяснения учителя. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации. При использовании мультимедиа-презентаций, которая в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме, в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, где достаточно показать самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь.
Как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата, т.к. обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения.
Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел. Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, художественные тексты все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.

Методические основы проектирования медиаурока.

На данном уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.

1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. Программные средства дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в лассной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов – 10 мин, 2–5-х классов – 15 мин, 6–7-х классов – 20 мин, 8–9-х классов – 25 мин, 10–11-х классов – 30 мин.

Для оптимальной организации учебной деятельности школьников в компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами, которые есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников. Известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.

При использовании учителем компьютерной техники только для наглядной демонстрации учебной информации урок проводят в классе с одним комплектом аппаратных средств.
Основное достоинство мультимедиа состоит в том, что восприятие представляемого материала идет через активизацию не только зрения (текст, цвет, статичные изображения, видео, анимация), но и слуха (голос, музыкальное оформление), что позволяет создать определенный, заданный эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения предъявляемого материала. [Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это?//Иностр. языки в школе. – 2001. – №4. – С.29].

Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации.
Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.

Как показывает опыт для того, чтобы повысить эффективность образовательного процесса при использовании мультимедиа-учебников необходимо выполнение следующих условий:
-чёткое планирование хода урока;
-наличие конкретных заданий для обучающихся;
-соблюдение санитарных норм и техники безопасности.
По моему глубокому убеждению, несмотря на увлечённость всеобщей школьной компьютеризацией, информационно-коммуникационные технологии не должны стать самоцелью. Информационно-коммуникационные технологии – всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы сотрудничества учителя и ученика в целях их совместного творчества и личностного развития.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока:


Плюсом можно считать и следующие особенности данной технологии:

1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;
4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
7. Повышение производительности урока.
8. Установление межпредметных связей с другими предметами.
9. Преподаватель создающий или использующий информационные технологии, должен обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Одно из главных достоинств мультимедийных проектов - они не допускают «обнищания души при обогащении информацией».

Медиаурок имеет и свои недостатки:

В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на эффективность обучения школьников. В то же время любой опытный школьный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала. Индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
И ещё один существенный факт. Федеральная президентская программа по информатизации образования «достучалась» пока не во все школы. Многие образовательные учреждения сельской местности и провинциальных небольших городов имеют всего лишь один или несколько компьютеров, которых явно недостаточно для организации обучения целого класса в 25-30 и более учеников. Но даже по самым оптимистическим подсчетам специалистов лишь около 10% учителей регулярно используют в своей повседневной деятельности электронные учебники. И дело не только в компьютерной безграмотности абсолютного большинства российского учительства. Электронные учебники пока недостаточно гармонично вписываются в учебный процесс. Плохо прорисовывается информационное взаимодействие триады: ученик - электронный учебник - учитель. На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, проекционного экрана. Перечисленные проблемы И противоречия говорят о том, что применение мультимедиа-средств в школьном обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Однако при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.
Информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, перед работой проверить информацию сайта. Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала.
Напомню известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас...), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...».
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: suzkels (18.11.2011) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 5882 | Комментарии: 1 | Теги: медиаурок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]