Пятница, 29.03.2024, 09:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Проектная деятельность как условие развития образовательных компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС ООО в ОУ.
Постоянно модернизирующееся образование и современное общество требует от школы выпускника не только обладающего определенным набором знаний, но и умеющего ориентироваться и «не теряться» в океане свободной взрослой жизни, принимать решения и действовать в самых различных ситуациях.
Как же добиться наибольшей эффективности урока в условиях, когда головы наших учеников «забиты» компьютерными играми? Нам необходимо не только обновлять средства обучения, но и смело использовать новации на уроках. (слайд 2) Это проектная деятельность обучающихся, то есть совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.(слайд 3,4)
Проектные технологии формируют:
 способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,
навыки поиска, анализа и обработки информации,
 умение выдвигать гипотезы, четко планировать действия, делать выводы, оценивать достигнутые результаты,
 учат взаимодействовать с другими людьми, эффективно сотрудничать в группах. (слайд 5)
Компоненты проектной деятельности: аналитические: выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ;
 презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
 коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
 поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов;
 информационные: структурирование информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
 проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение эксперимента, осмысление полученных результатов. (Слайд 6)
Проектная деятельность бывает персональной и групповой, у каждой из них есть свои преимущества. (Слайд 7)По классификации проекты бывают по комплексности (предметно-содержательной области): монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы, межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. (Слайд 8)По характеру контактов: внутриклассные, внутришкольные, региональные (в пределах одной страны), международные. (Слайд 9)
Классификация проектов по продолжительности: мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. (Слайд 10)
Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «патент на открытие», урок открытых мыслей и т.п. Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе вышеперечисленные варианты, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности. Участие в олимпиадах конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов необходима для целеполагания и диагностики результативности проекта. Образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. (слайд 11)
Самое решающее звено этой новации— учитель. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. «Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться». Это задача ФГОС, где ценится не только результат, но и сам процесс учения.
Метод проектов на уроках русского языка и литературы предполагает постоянное сотрудничество не только по схеме «учитель – ученик», но и «ученик – ученик». В основе традиционных методов обучения, как правило, лежит модель «учитель – ученик». Учитель в данной ситуации всегда стоит как бы «над» учениками. Он дает готовые знания, а ученик просто осознанно (это в лучшем случае) или неосознанно принимает их. Ученик настолько привык получать готовые знания, что часто бывает пассивен на уроках. Очень интересна и результативна в плане получения знаний проектная деятельность, которая помогает избежать пассивности учеников на уроках. (Слайд 12)
Учебный проект для учащегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. (Слайд 13) Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
 степень включенности в групповую работу;
 практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
 количество новой информации использованной для выполнения проекта;
 степень осмысления использованной информации;
 уровень сложности и степень владения использованными методиками;
 оригинальность идеи, способа решения проблемы;
 осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
 уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
 творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
 социальное и прикладное значение полученных результатов.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
На уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных компетенций.
С 5 класса планирую поэтапное формирование навыков проектирования начинаю с практико- ориентированных мини-проектов. В результате обучающиеся создают конечный продукт в виде справочного материала: памяток, карманных словариков для обучающихся, схем, таблиц, рисунков и т.д. («Как правильно определять склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Путешествие по стране «Фонетика», книга иллюстраций «Фразеологизмы» и другие)
Учитывая психолого-педагогические особенности возраста обучающихся, планирую повышение степени сложности проектов как с точки зрения их содержания, так и практического исполнения и формы презентации. При этом на каждом этапе обучения планирую увеличение самостоятельности исполнения проектов и разнообразие форм их презентаций, в том числе и видеопрезентаций. Так в 7-8 классе учащиеся составляют памятки «Как работать над сочинением», «Речевые ошибки», «Грамматические ошибки», в 10-11классах - « Готовимся к экзаменам. Трудные темы».
Учебная деятельность тесно связана с внеурочной. Для обучающихся, интересующихся проблемами языка и речи, ориентированных на филологический профиль обучения, веду элективный курс « Сложные вопросы синтаксиса и пунктуации»(9-ый класс), где учащиеся выполняют и защищают мини-проекты по разным темам.
На ежегодных конференциях обучающиеся повышают творческий потенциал, развивают рефлексивную и проектную культуру. Мои ученики – активные участники и лауреаты, выступающие с проектами на разные темы, как в районе, так и в республике и России.
В старших классах обучающиеся создают групповые продукты проектной деятельности, используют разнообразные формы презентации. Важный и трудный этап – поисковый, когда определяется тема проекта, ведется поиск и анализ проблемы.
В старших классах рассматриваю проектирование как один из основных видов деятельности учащихся, так как использование проектирования как метода познания позволяет обучающимся приходить к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов предоставляют возможность осознать, что знание – это не столько сама цель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.
Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно- смысловой компетенций.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Проектная деятельность способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности и др.

Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока: [Текст]/Г.О. Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию: [Текст]/М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008.
3. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися: [Текст]/Авт.-сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие: [Текст]/М.Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
5. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся: [Текст]/сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: alsuscha1973 (29.06.2012) | Автор: Сагирова Алсу Радиковна E
Просмотров: 4736 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]