Среда, 24.04.2024, 22:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

"Эффективность использования мультимедиа технологий в начальной школе. Из опыта работы"
«Эффективность использования мультимедиа технологий в начальной школе»
(из опыта работы)
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Этому способствует внедрение в систему урока мультимедиа технологий.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики. В своей педагогической практике мулимедийные технологии я использую на любом этапе урока:
• Для обозначения темы урока;
• В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
• Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и др.);
• Для контроля учащихся.
Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе считаю - создание мультимедийных презентаций, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;
• Использование готовых программных продуктов;
• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;
Уроки с использованием информационных технологий, на мой взгляд, имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками:
• Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
• Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
• Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Кроме этого мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение на уроках мультимедиа технологий позволяет: во-первых, представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке; во-вторых, задействовать различные каналы восприятия учащихся, что позволит заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
Считаю, что современный урок не мыслим без творчества учителя и ученика, инициативы учителя, обратной связи, понимания учеником задания учителя, комфортности работы ученика, наличия проблемных вопросов и ситуаций. Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабого ученика протекает более продуктивно. Поэтому внедрение мультимедийных технологий помогает применять на своих уроках проблемные, частично – поисковые, развивающие принципы обучения, а это, в свою очередь, позволит учителю по-новому взглянуть на методику построения уроков.

БИБЛИОГРАФИЯ
1. «Концепция модернизации российского образования»
2. .Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
4. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: jakimna (20.06.2012) | Автор: Якименко Наталья Ивановна E
Просмотров: 1672 | Теги: эффективность, технологии, мультимедиа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]