"Эффективность использования мультимедиа технологий в начальной школе. Из опыта работы"
«Эффективность использования мультимедиа технологий в начальной школе» (из опыта работы) Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Этому способствует внедрение в систему урока мультимедиа технологий. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики. В своей педагогической практике мулимедийные технологии я использую на любом этапе урока: • Для обозначения темы урока; • В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; • Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и др.); • Для контроля учащихся. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе считаю - создание мультимедийных презентаций, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала: • Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); • Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу; • Использование готовых программных продуктов; • Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования; Уроки с использованием информационных технологий, на мой взгляд, имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками: • Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. • Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). • Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Кроме этого мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: • усвоить базовые знания по предмету; • систематизировать усвоенные знания; • сформировать навыки самоконтроля; • сформировать мотивацию к учению в целом; • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Таким образом, можно сделать вывод, что применение на уроках мультимедиа технологий позволяет: во-первых, представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке; во-вторых, задействовать различные каналы восприятия учащихся, что позволит заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. Считаю, что современный урок не мыслим без творчества учителя и ученика, инициативы учителя, обратной связи, понимания учеником задания учителя, комфортности работы ученика, наличия проблемных вопросов и ситуаций. Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабого ученика протекает более продуктивно. Поэтому внедрение мультимедийных технологий помогает применять на своих уроках проблемные, частично – поисковые, развивающие принципы обучения, а это, в свою очередь, позволит учителю по-новому взглянуть на методику построения уроков.
БИБЛИОГРАФИЯ 1. «Концепция модернизации российского образования» 2. .Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006 3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008. 4. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.