Понедельник, 19.08.2019, 02:43
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

"Мультимедиа технологии – средства повышения мотивации и индивидуализации обучения младшего школьника»
"Мультимедиа технологии – средства повышения мотивации и индивидуализации обучения младшего школьника»
М.В.Веретельник
МОУ СОШ№83, г. Краснодар, Краснодарский край

Актуальность данной статьи обусловлена глобальными процессами информатизации, которые можно наблюдать в любой сфере деятельности человека, и, в частности, в образовании. В последнее время, в образовательных учреждениях широко используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Данное явление способствовало интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и государственной программе “Развитие и воспитание детей в РФ до 2010 г.” четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. [2, с. 10]. На современном этапе развития нашего общества перед школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: растить будущих граждан не только здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими работниками, способными на творческий, рациональный подход к любому делу. Сегодня востребована активная жизненная позиция работника, способность мыслить творчески, если предоставляется возможность самосовершенствования. Другими словами от школы ждут сегодня не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креативные методы и стиль мышления проникают во все отрасли знаний.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
 игровая деятельность;
 создание положительных эмоциональных ситуаций;
 работа в парах;
 проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь познания, самосовершенствования. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя, семьи. В настоящее время педагогическим коллективам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. В первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей общества, но и особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении материальной базы, интересов родителей. Родители сегодня стремятся устроить своего ребенка в такое образовательное учреждение, где созданы условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт, его развитие, где идет ориентация на ребенка как на личность.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.
Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, как мне представляется, является использование занимательности при проведении, как уроков, так и внеурочных мероприятий. Задача учителя – организовать условия образовательной среды класса посредством информационных ресурсов, использовать в организации урока функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников, развивать у учащихся коммуникативную, социальную, технологическую и др. компетенции, вовлекать родителей в процесс совместной деятельности (проектно-исследовательская и др.). Использование в начальной школе интерактивной доски позволяет сделать ученика активным субъектом учебного процесса. Использование современных информационных технологий пробуждает у ребёнка интерес, в результате чего у него появляется желание учиться, а познание увлекает и доставляет ему радость. Внедрение информационных технологий в учебный процесс привело к тому, что использование компьютера стало более широким: не только на уроках, но и во время внеурочной работы. Использование компьютеров во внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Каждый из нас знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, занятия, беседы любого воспитательного мероприятия. Только знание своего предмета не даёт возможности хорошего обучения. Необходимо создать интерес, который ведёт к активной деятельности детей. Опыт работы свидетельствует, что правильная организация внеурочных мероприятий вызывает у учителя определённые трудности.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип равенства позиций
2. Принцип доверительности
3. Принцип обратной связи
4. Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
 на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
 обеспечивает наглядность;
 привлекает большое количество дидактического материала;
 повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
 обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
 расширяет возможность самостоятельной деятельности;
 формирует навык исследовательской деятельности;
 обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
 а в общем, СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Занимательность для нас важна как средство, которое сокращает путь к познанию и зажигает «огонёк любознательности» (В.А. Сухомлинский), а не как сиюминутное состояние учащихся. Я вижу занимательность на своих уроках, прежде всего в выборе таких форм занятий, подборе таких заданий, которые способны у учащихся вызвать удивление своей необычностью, увлечь и заинтересовать их. Одной из таких форм проведения занятий является использование информационных технологий, внедрение которых в образовательный процесс неизбежно. Такие формы предполагают иные отношения учителя и ученика, иные формы общения.
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность интерес мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.
Проводимая диагностика уровня познавательных способностей учащихся даёт возможность учителю увидеть уровень класса и наметить дальнейшие пути в работе.
Современные школьники отличаются от детей пятнадцати – двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. Современные программы дают возможности учителю при проведении занятий с одной стороны, ответить на вопросы ребят и удовлетворить их любопытство, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний. Учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Дополнительный материал для любознательных ребят даёт возможность учителю проводить интересную внеурочную работу по предмету, использовать современные информационные технологии.
Современные цели образования служат предпосылками применения образовательных мультимедиа:
- прежде всего, мультимедиа стимулируют восприятие и осознание информации;
- мультимедиа повышают мотивацию учащихся;
- мультимедиа помогают в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся;
- учебные мультимедиа теоретически развивают у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогают в формировании более глубокого понимания.
Применение информационных технологий оказывает существенную помощь учащимся, когда во время устного выступления учителя или ученика на экране появляются заранее подготовленные ключевые слова, основные тезисы, краткие цитаты, разнообразный иллюстрированный материал. Всё это очень помогает выступающему контролировать собственную речь, подсказывает ему очередной поворот темы, задаёт оптимальный темп и ритм изложения.
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Главное в работе является информация, которую мы преподносим детям, так как школа теперь воспитывает не только общую культуру мышления, но и закладывает основы информационной культуры школьника. В жизни человека с каждым годом всё большее место занимает «информационная» деятельность: получение, хранение, преобразование, передача и управление информацией. Именно поэтому современное общество всё чаще называют информационным. Компьютерные занятия – презентации позволяют мне использовать в своей деятельности большое количество качественного иллюстрированного материала, заранее подготовленные таблицы, опорные схемы, практические задания, проецирующиеся с экрана. Слайды, выведенные на большой экран, - это наглядный материал, который применяется для оживления уроков и внеклассных мероприятий. Этот материал может быть разным. В своей работе я применяю несколько способов:
 обычная иллюстрация;
 использование анимации в слайдах;
 мультимедиа-панорама;
 создание фильма.
Интерактивные возможности программы Power Point дают возможность использовать появление, исчезновение какой–либо информации в соответствии с ходом занятия. Эффективность практической работы учащихся значительно возрастает, повышается интерес детей к занятиям, улучшается взаимоотношения с учителем, «говорящим» с детьми на одном
Подготовка таких занятий требует много свободного времени учителя, которого часто не хватает, поэтому большую помощь оказывает программа «КМ школа». Уроки в «КМ-Школе» представляют собой мультимедийные презентации, состоящие из последовательности слайдов. На слайдах могут быть размещены: текст, информационные объекты, ссылки на статьи энциклопедии и тестовые задания. Учитель, может воспользоваться готовым материалом не меняя его, воспользоваться готовым уроком из конвента «КМ – школы» отредактировав его, или создать свой урок или занятие.
Анимация: интересно всем
Мы говорим «анимация» и сразу вспоминаем любимые мультфильмы. Рисованные герои и их истории вызывают теплое отношение, объединяют детей и взрослых. Сегодня анимация как технология создания движущегося (изменяющегося) рисованного изображения используется при создании средств обучения. Основная дидактическая функция анимированных моделей - формирование наглядных представлений, источник информации, повышение информационной плотности занятий.
Интерактивные карты
Формирование наглядных представлений особенно важно при изучении структуры, функций сложных объектов, воспроизведении сложных действий.
Интерактивная карта/модель представляет собой анимированное изображение в сочетании с набором инструментов управления, позволяющих пользователю взаимодействовать с данным ИО, последовательно выделять структурные элементы модели, детализировать отдельные участки карты. Основная дидактическая функция - формирование наглядных представлений, источник информации. При управлении щелчком мыши можно выделять и укрупнять структурные элементы карты или схемы.
Мультимедиа панорамы: образовательное путешествие во времени и пространстве.
Назовите свои ассоциации к слову «панорама». Может быть, Бородинская панорама? Может быть, «объемное изображение»?
Мультимедиа панорама позволяет сформировать наглядные представления за счет возможности по собственному выбору детализировать элементы изображения, получать дополнительную текстовую и зрительную информацию, передвигаться по ленте во времени и в пространстве.
Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для реализации основной образовательной программы начального общего образования в октябре 2009 года. Современные реалии предъявляют всё большие требования к уровню компьютерной грамотности человека. И хотя большинство обучающихся с компьютером на «ты», для многих из них он является, прежде всего, средством развлечения. Иной подход к функциональной полезности информационных технологий должна формировать школа.
Думаю, что в своей работе учитель должен двигаться вперёд, обогащаться новым опытом, вести поиск творческих идей, воплощать в жизнь новые проекты, а учащиеся должны быть полноправными партнёрами. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Учиться использовать новые информационные технологии необходимо.

Список литературы:
1. Грядущее информационное общество / А.А.Лазаревич и др. – Минск: Белорус. Наука, 2006. – 392 с.
2. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ.
3. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова -
Электрон. дан. - М. : Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: Marino4kakm (20.09.2011) | Автор: Веретельник Марина Владимировна E
Просмотров: 2618 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]