Трудно себе представить сейчас нашу жизнь без информационно-компьютерных технологий, они повсюду в нашей жизни: компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, электронные книги. Еще 10 – 15 лет назад люди прекрасно общались без мобильных телефонов и социальных сетей, сейчас же пенсионеры посылают SMS друг другу. Несомненно информационно-компьютерные технологии проникли и в образовательный процесс: развивается дистанционное обучение, множество интернет ресурсов, во всех школах есть компьютеры и даже интерактивные доски .Однажды попробовав использовать мультимедийные презентации на уроке, кажется, что их необходимо использовать всегда. Правильно ли это? Всегда ли целесообразно использовать , например , интерактивную доску или компьютерную презентацию? Ведь обходились же раньше и без них? На сегодняшний день изменились не только подходы к образовательному процессу, но и цели. Традиционная педагогика в основном ориентирована на деятельность обучающего и роль ученика достаточная пассивна. Это не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции в любой области занимают те люди , которые владеют информацией, умеют ее получать и применять. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации. Если раньше ученик получал информацию только от учителя или из книги, то сейчас у него есть много других возможностей, он может использовать образовательные ресурсы Интернета. Учитель не в состоянии владеть всей существующей информацией. Задача учителя сейчас вырастить из ученика грамотного пользователя, который не заблудится в огромном количестве информации окружающем его. Ученик должен научиться ориентироваться в современном информационном пространстве и использовать его ресурсы для своих целей. В данном случае , учитель выступает в роли проводника.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении урока могут быть использованы: • Офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты для преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учеников. • Образовательные ресурсы сети Интернет; • Электронные образовательные ресурсы, которые расширяют возможности и помогают ученикам развивать творческое мышление
Методы использования ИКТ на уроках достаточно разнообразны: • Представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видео, звукозаписи, презентации и др.) • Изучение моделей, например интерактивные модели • Организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследования и способствует созданию навыков самостоятельной творческой деятельности, развитию презентативных умений и навыков. • Формирование навыков информационно-поисковой деятельности
Программные продукты, используемые в образовательной сфере. 1. Информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты) 2. Электронные книги для чтения и фильмы на DVD 3. Электронные наглядные пособия и методические материалы 4. Интернет-ресурсы 5. Комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры) 6. Учебно-методические программные средства для сопровождения уроков (демонстрационные материалы, проекты, презентации и компьютерные разработки уроков)
Большинство и перечисленных видов программных продуктов довольно широко представлены на рынке образовательных электронных ресурсов. Однако, к сожалению, они часто не отвечают ожиданиям конкретного учителя. Учителю приходится подстраивать этот материал под свой урок. Учителю приходится самому разрабатывать подобные материалы. Естественно возникает и другая проблема: недостаток времени для подготовки таких материалов.
Активные методы представления информации, различные техники и способы визуализации материала оживляют образовательный процесс, позитивно воспринимаются учащимися и положительно сказываются на результатах обучения. Используя все современные методы обучения, мы не должны отметать уже накопившийся опыт преподавания. Ведь может получиться и так, что кроме компьютерной презентации и интерактивной доски ученик больше ничего не увидит на уроке. Объяснения учителя еще никто не отменял, также как и проведение урока без использования ИКТ. На мой взгляд, использовать ИКТ на каждом уроке и при каждом удобном случае нецелесообразно. Нельзя забывать и о здоровье сберегающем факторе, дети и дома много времени проводят у компьютера. Помимо того, что ученики должны стать уверенными пользователями информационного пространства, они должны еще и научится передавать друг другу этот опыт. У них должна быть возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками. Цель коммуникативного процесса – обмен информацией. Используя ИКТ , самое главное – помнить, что без учителя на уроке, никакие компьютерные программы не смогут научить. Компьютер не сможет подбодрить ученика, подсказать и почувствовать его настроение . Компьютер не сможет стать другом. Мне кажется, что через несколько лет мы будем с удивлением и восхищением посещать уроки без использования информационно- компьютерных технологий.