Суббота, 16.12.2017, 16:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Учёт перцептивных особенностей студента как основа эффективного применения мультимедиа технологий в высшей школе
Мультимедиа сопровождение стало неотъемлемым сопровождением современного образования на любой его ступени. Проектируя образовательный процесс, каждый преподаватель тщательно отбирает материал, продумывает логику изложения, уделяет много внимания средствам наглядности, звуковому сопровождению и визуальным эффектам. Очень часто, увлекаясь технической стороной, мы невольно забываем про студента, про то, что он является воспринимающим субъектом, обладает индивидуальными и типологическими особенностями, определяющими восприятие информации.
Цель данной статьи - привлечение внимания преподавателя к особенностям перцептивной (воспринимающей) деятельности студента как основе для разработки и грамотного применения мультимедиа технологий в образовательном процессе.
Восприятие - сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий т.е. действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Восприятие, как мы уже отмечали, зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы посредством применения мультимедиа технологий обеспечить студентам условия для адекватного (соответствующего действительности, полного, всестороннего) восприятия окружающего мира. Для решения этой задачи необходимо учитывать особенности апперцепции (зависимость восприятия от особенностей личности), правила организации наглядности в обучении (законы гештальта, выбор визуальных атрибутов и расположение информации), соблюдать нормы использования технических средств.
Важной характеристикой восприятия, как и прочих психических процессов, является его мотивационная основа. В зависимости от того, есть ли у студента потребность воспринимать то, что демонстрируется, есть ли интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображении признаков).
Регулятором процесса восприятия является установка, или готовность к восприятию нужного материала. От нее зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, а на какие студент не обратит внимания (что будет являться фигурой, а что фоном восприятия); насколько ясным и ярким будет восприятие объектов.
Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека.
По характеру приема информации выделяют целостный (синтетический) тип восприятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип восприятия, напротив, ориентирован на детали, подробности. Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным для учебной деятельности является сочетание того и другого способа.
По характеру отражения получаемой информации различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации: человек отражает и выдает то, что видит и слышит, что читает, максимально приближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что непосредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации.
В зависимости от особенностей самой личности тип восприятия может быть объективным, когда человек ориентирован на точность восприятия, непредвзятость. Можно сказать, что у него сформировался иммунитет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъективным, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип восприятия.
Большую роль в адекватном выборе и разработке мультимедийных средств играет знание «законов гештальта» - основных положений теории восприятия, сформулированных в гештальтпсихологии.
В первую очередь необходимо обратить внимание на соотношение фигуры и фона восприятия. Преподавателю на основе обратной связи необходимо обязательно контролировать, что в воспринимаемом материале является для студента значимым (фигурой), а что второстепенными элементами (фоном). Учеными установлено, что восприятие фигуры, предмета, особенно незнакомого, начинается с осмотра контура, затем различаются пропорции, отдельные детали. Демонстрируемые объекты должны иметь четко очерченный контур, по возможности образованный прямыми линиями.
Наиболее общим законом гештальта является закон «хорошей формы» означающий тенденцию воспринимаемого образа принимать всегда «хорошую» форму, т.е. законченную, простую, упорядоченную. Гештальтпсихологами предложено более 100 законов гештальта, но к наиболее существенным из них, по мнению одного из ведущих представи-телей этого научного направления М.Вертгеймера, можно отнести следующие:
 закон сходства - фигуры, сходные по каким-либо элемен¬там (цвету, величине, форме и пр.), в восприятии объединяются и группируются;
 закон близости - близко расположенные фигуры обычно объединяются;
 закон «общей судьбы» - фигуры могут объединяться на основе сходства изменений, наблюдаемых в них;
 закон замкнутости - замкнутые фигуры воспринимаются точнее.
Решающее значение при подготовке наглядного материала имеет выбор визуальных атрибутов отображаемой информации.
При всем множестве вариантов существуют пять главных категорий визуальных характеристик объектов: цвет, фактура, форма, направление и размер. Изменение объекта по одной из этих категорий создает визуальный контраст. Чем сильнее контраст между двумя объектами, тем больше вероятность, что они будут восприняты мозгом как два отдельных, несвязанных друг с другом объекта. Для изображения графиков лучше использовать обратную контрастность - белые линии на черном фоне, так как это существенно увеличивает их различимость. Из контрастных цветов наибольшее значение имеют черный - белый и чер¬ный - ярко-желтый.
Взгляд всегда привлекают в первую очередь цветные элементы, а не черно-белые, изолированные (отдельно стоящие), а не сгруппированные, графические, а не текстовые.
При проектировании визуальных элементов целесообразно опираться на определенные принципы:
 иерархическая организация отображаемой информации (размещение информации с учетом ее значения относительно других визуальных элементов);
 визуальное выделение наиболее важных элементов;
 сбалансированность структуры экрана (такое размещение информации, при котором на экране в каждый момент времени представлена только та ее часть, которая действительно необходима для выполнения очередного шага задания);
 визуальное объединение логически взаимосвязанных элементов;
 обеспечение удобочитаемости и логической согласованности отображаемой информации;
 использование единых подходов к визуализации отображаемой информации (принцип интеграции).
Подобно другим визуальным элементам, шрифты способствуют организации информации и созданию определенного настроения. Изменяя размер и плотность шрифта, вы можете указать на степень важности той или иной информации и порядок, в котором она должна быть прочитана. Старайтесь не использовать курсив и рубленый шрифт (serif), поскольку они трудны для чтения. Ограничьте количество применяемых шрифтов и стилей. По возможности используйте стандартный системный шрифт.
Большое влияние на восприятие предмета оказывают и осо¬бенности фона, характер восприятия элементов, окружающих предмет. Так, например, угол может казаться больше или меньше в зависимости от длины его сторон, а наличие координатной сет¬ки снижает количество ошибок при чтении графиков.
Очень серьезным вопросом, во многом определяющим качество восприятие информации, является рациональное размещение данных на экране. Человек значительно лучше воспринимает визуальную информацию, если она соответствующим образом организована в пространственном отношении.
Для обеспечения точности и полноты восприятия необходимо правильно выбирать место размещения информации: главный материал должен располагаться в центре.
Количество основных изображений на одном слайде должно быть в пределах пяти-семи, что соответствует нормальному объему восприятия.
Существуют правила, регулирующие плотность расположения данных на экране:
 оставлять пустым приблизительно половину экрана;
 оставлять пустую строку после каждой пятой строки таблицы;
 оставлять четыре-пять пробелов между столбцами таблицы.
Фрагменты текста должны располагаться так, чтобы взгляд сам перемещался в нужном направлении (сверху-вниз, слева-направо).
Содержимое полей не должно «прижиматься» к краю экрана, а располагаться около его горизонтальных или вертикальных осей.
Чтобы подчеркнуть симметрию, содержимое и наименования полей, относящихся к одной группе, должны выравниваться по вертикали. По возможности необходимо выравнивать все логически связанные группы данных.
Другой аспект рекомендаций определяется факторами, связанными с право-левой асимметрией головного мозга человека: при запоминании слов ведущую роль играет левое полушарие, а при запоминании образов более активно правое. Информация с правой части экрана поступает непосредственно в левое полушарие, а с левой части – в правое. В связи с этим можно рекомендовать текстовые сообщения группировать справа, а изображения – слева. У некоторых людей это распределение функций полушарий противоположно. У женщин асимметрия выражена слабее, чем у мужчин.
Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что достижение высокого уровня познавательной деятельности студентов при применении мультимедиа технологий достигается ценой достаточно серьезных нервно-психических затрат и может привести к срабатыванию защитных механизмов нервной системы обучаемого, понижению качества усваиваемой учебной информации, увеличению количества ошибок, ухудшению настроения и самочувствия.
Эффективность использования технических средств обучения требует соблюдения некоторых условий. Согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 при использовании аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе не должна превышать 30-40 минут. По истечении этого времени необходимо делать перерыв, переключить внимание, дать возможность мозгу обработать информацию, а глазам – отдохнуть (при помощи специальной гимнастики).
Экспериментальным путем установлено, что количество слайдов, подлежащих непосредственному запоминанию, не должно превышать десяти в течение одного академического часа.
С любого места комнаты студенты должны достаточно хорошо и разборчиво слышать преподавателя, видеть все, что он демонстрирует. Демонстрация изображений проходит наилучшим образом, если ширина аудитории равна 0,6 ее длины, высота − 0,4 длины. Эти параметры важно учитывать для получения хорошей акустики и уменьшения возможной реверберации звучания, особенно в больших аудиториях.
Аудиторию с ТСО целесообразней располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи, с окнами на одной стороне для облегчения автоматического зашторивания.
Помещение должно отвечать правилам техники пожаробезопасности. Для этого лучше иметь две двери, открывающиеся наружу. Первый ряд стульев следует располагать на расстоянии 1,5-кратной ширины экрана. Немаловажную роль в общих требованиях к помещению играет и цветовая окраска стен. Не следует окрашивать их в яркие тона, желательно подбирать цвета холодных тонов (голубые, светло-серые, зеленоватые); при этом стену, на которой установлен экран, окрашивают более темным цветом.
Размер изображения рассчитывается следующим образом: для определения его ширины длина групповой комнаты делится на 5. Высота экрана от пола должна составлять 1,1−1,5 м. Нельзя допускать проекцию изображения на стену или бумагу, так как это значительно ухудшает его качество и отрицательно сказывается на зрении.
Установлено, что зона, лучшая для восприятия, находится на удалении от 3- до 12-кратной ширины экрана.
Учитывая эти требования и правила, преподаватель обеспечивает студентам не только благоприятные условия для адекватного восприятия, но и способствует сохранению их психического здоровья.
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: enlarina (27.06.2012) | Автор: Ларина Елена Николаевна E
Просмотров: 870 | Теги: визуализация учебной информации, перцептивные особенности, восприятие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]