Пятница, 26.04.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Урок чтения в 1 классе с использованием технологий педагогических мастерских, мультимедиа и ФГОС по программе «Начальная школа XXI века
Тема: Весна в изображении русских поэтов. С.Я.Маршак «Апрель».
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Результаты:
личностные - умение наблюдать, делать открытия в природе; умение видеть ее красоту;
метапредметные - умение наблюдать, делать открытия в природе; умение видеть ее красоту;
предметные - умение выразительно читать стихотворение.
Цели: познакомить учащихся со стихотворением, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей; прививать интерес к чтению стихотворений, работать над выразительным чтением учащихся; формировать умение работать самостоятельно и в группе; воспитывать дружеское участие; воспитывать любовь к природе, умение наблюдать, делать открытия в природе; умение видеть ее красоту.
Оборудование: учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 1класс;
рабочая тетрадь для учащихся Л.А.Ефросининой;
выставка детских книг (большеформатных, иллюстрированных) С.Я.Маршака: «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный», «Багаж» и др.;
презентация: слайд 1 - репродукция картины «Грачи прилетели» А.К.Саврасова (1871 г.), слайд 2 - репродукция картины «Весна – большая вода» И.И.Левитана (1897 г.), слайд 3 - репродукция картины «Голубая весна» В.Н.Бакшеева (1930г.); слайд 4 - портрет Самуила Яковлевича Маршака (1887 – 1964), слайд 5 – памятка «Составление моделей обложек на уроках литературного чтения», слайд 6 – задание на дом
аудиозапись пьесы «Подснежник» (Апрель) П.И.Чайковского;
карандаши.
Задания дифференцируются по уровням:
I уровень. Для учащихся низкого уровня обучаемости.
II уровень. Для учащихся среднего уровня обучаемости.
III уровень. Для учащихся высокого уровня обучаемости.

Технологические этапы
1. Индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребенка на уровне его знаний и умений.
Действия (вопросы) учителя
Ребята! На наш необычный урок спешит гостья. А кто она? Догадайтесь! (На экране репродукции картин: слайд 1 - «Грачи прилетели» А.К.Саврасова (1871 г.), слайд 2 - «Весна – большая вода» И.И.Левитана (1897 г.), слайд 3 - «Голубая весна» В.Н.Бакшеева (1930г.) Учитель читает стихотворение.
Пришла, улыбнулась –
Утихли метели,
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора!»

Как, по-вашему мнению, можно отличить весну от зимы?

Действия учеников
Высказывают свои точки зрения.
На наш урок спешит весна.
Весной становится теплее. Ярко светит солнце. На реке тает лед. К нам из южных стран прилетают птицы.
Зимой холодно. Солнце светит, но не греет. Кругом лежит снег.

2. Самоинструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.) Действия (вопросы) учителя
Дифференцированные задания:
Задание 1.
I уровень. Нарисуйте на листах бумаги приметы весны.
II уровень. Запишите или нарисуйте на листах приметы весны.
III уровень. Запишите на листах приметы весны.
Действия учеников
Выполняют рисунки. Записывают 5-7 слов.
I уровень. Нарисовали солнце, распустившиеся листья на деревьях, прилетевших из южных стран птиц.
II уровень. Солнце светит. Тает снег. Птицы прилетают.
III уровень. Ярко светит солнце. На деревьях распускаются листья. Начались работы в поле. Расцвели цветы. Тает лед на реке.
3. Социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определенных ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться листами бумаги и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.)
Действия (вопросы) учителя
Обсудите ряд записанных слов и рисунков в парах.
I уровень. Нарисовали солнце, распустившиеся листья на деревьях, прилетевших из южных стран птиц.
II уровень. Солнце светит. Тает снег. Птицы прилетают.
III уровень. Ярко светит солнце. На деревьях распускаются листья. Начались работы в поле. Расцвели цветы. Тает лед на реке.
Действия учеников
Обсуждают записанные слова в парах.
4. Социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить полученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).
Действия (вопросы) учителя
В группах выполните задание: дополните ряд записанных слов и рисунков.
Определите, в какие цвета можно было бы раскрасить эти приметы весны.
Действия учеников
Объединяются в группы; дописывают приметы весны; готовят отвечающих от группы.
I уровень. Нарисовали солнце, распустившиеся листья на деревьях, прилетевших из южных стран птиц, тающий лед на реке.
II уровень. Солнце светит. Тает снег. Птицы прилетают. Тает лед на реке.
III уровень. Ярко светит солнце. На деревьях распускаются листья. Начались работы в поле. Расцвели цветы. Тает лед на реке. Птицы вьют гнезда.

Солнце желтое. Листья зеленые. Поле черное. Цветы разноцветные. Лед синий. Гнезда серые
Объединяются в группы; дописывают приметы весны; готовят отвечающих от группы.
I уровень. Нарисовали солнце, распустившиеся листья на деревьях, прилетевших из южных стран птиц, тающий лед на реке.
II уровень. Солнце светит. Тает снег. Птицы прилетают. Тает лед на реке.
III уровень. Ярко светит солнце. На деревьях распускаются листья. Начались работы в поле. Расцвели цветы. Тает лед на реке. Птицы вьют гнезда.

Солнце желтое. Листья зеленые. Поле черное. Цветы разноцветные. Лед синий. Гнезда серые.
5. Афиширование: предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, дает пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
Действия (вопросы) учителя
Обобщает и конкретизирует ответы детей.
I уровень. Нарисовали солнце, распустившиеся листья на деревьях, прилетевших из южных стран птиц, тающий лед на реке.
II уровень. Солнце светит. Звенит капель. Птицы прилетают. Тает снег.
III уровень. Ярко светит солнце. На деревьях распускаются листья. Начались работы в поле. Расцвели цветы. Тает лед на реке. Птицы вьют гнезда.

Солнце желтое. Листья зеленые. Поле черное. Цветы разноцветные. Лед синий. Гнезда серые.
Действия учеников
Представители групп называют приметы весны. Называют цвета, объясняют, почему выбрали именно их.

Солнце желтое, потому что оно светит. Листья зеленые, потому что совсем недавно распустились. Поле черное, его только вспахали. Цветы разноцветные, они цветут по-разному. Лед синий, так как издали он кажется синим. Гнезда серые, птицы их строят из веточек.
Действия (вопросы) учителя
Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Действия учеников
Наклоны влево, вправо.
Наклоны вперед, назад.
Руки вверх, потянуться.
Руки вверх, влево, вправо.
Круговые движения.
6. Разрыв: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют знания.
Действия (вопросы) учителя
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним стихотворением, посвященным весне. Это стихотворение С.Я.Маршака. Посмотрите на его портрет. (Слайд 4)
Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) больше всего известен как детский поэт. Нет в России ни одного ребенка, которому бы в детстве не читали стихи этого поэта, и ни одного взрослого, который бы всю жизнь не вспоминал строчки из произведений С.Я.Маршака. «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный», «Багаж» и многие другие произведения радуют людей разного возраста. (У доски выставка детских книг С.Я.Маршака.)
С.Я.Маршак создал много стихотворений специально для детей. Одна из его книжек так и называется – «Стихи для детей».
Приглашаю вас заглянуть в гости к апрелю. Послушайте произведение С.Я.Маршака «Апрель». (Чтение учителем стихотворения С.Я.Маршака «Апрель».)
Какую весну вы увидели? Какие чувства вы испытали при чтении?
Почему автор дал такое название своему произведению? Что происходит в апреле?
Как еще можно озаглавить стихотворение С.Я.Маршака?
Подумайте, о чем это стихотворение. Подтвердите ответ словами из текста произведения.
А вот композитор П.И.Чайковский написал пьесу «Подснежник» (Апрель). Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картину. Какую картину представили?
Прочитайте стихотворение, отметьте карандашом, что непонятно.
Что непонятно?
Найдите объяснение слов в толковом словаре.
Прочтите стихотворение еще раз («жужжащее» чтение) и ответьте на вопросы: какие приметы весны открылись вам в маршаковских картинках, можно ли добавить к тем, которые у нас уже записаны? Запишите их.
Каким настроением проникнуто стихотворение? Найдите слова, подтверждающие веселое настроение.
Какая интонация должна возникнуть при чтении?
Почему?
Какие слова подсказывают интонацию?
Теперь прочтите с нужной интонацией.
Чем привлекательна весна?
Как поэт выразил это? Почему автор повторяет эти слова: апрель, апрель? Объясните выражение звенит капель. О каких весенних изменениях говорится? Почему автор говорит бегут ручьи? Откуда выйдут муравьи после зимней стужи? Что сказано о медведе? Как вы понимаете слова пробирается медведь?
Давайте докажем, что это стихотворение. Для этого найдем созвучные слова.
Посмотрите, какая строчка отличается от других.
Как ее нужно прочитать? Почему?
Давайте потренируемся в выразительности. Я предлагаю вам прочитать выразительно.
Весна пришла.
Весна пришла!
Весна пришла?
С каким настроением вы будете читать это стихотворение? Почему?
Дифференцированные задания:
Задание 2.
1 уровень. Прочитайте стихотворение медленно, соблюдая знаки препинания, прочитывая слова орфоэпически.
II уровень. Прочитайте стихотворение, подготовьте выразительное чтение понравившегося отрывка.
III уровень. Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения, найдите созвучные слова.
Работа по иллюстрации в учебнике.
Для того чтобы лучше узнать о весне, сложим ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок и посмотрим через него на иллюстрацию в учебнике. Да так, чтобы в глазок попал только один объект. Какие два предмета можем связать между собой?
Работа в тетради.
Пользуясь памяткой, заполните модель обложки. ( Слайд 5). Что мы с вами прочитали? Найдем в памятке «заместитель». О чем или о ком говорится в стихотворении? Каким цветом закрасим ? Кто автор? Запишем вверху. Как называется стихотворение? Заголовок стихотворения запишем внизу.
Задание для учащихся высокого уровня обучаемости:
Разгадать кроссворд «О весне». Все ли ответы есть в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Апрель»?
Действия учеников
Слушают чтение стихотворения.
Высказывают свое отношение к прочитанному и называют свои чувства.
Мы увидели веселую весну. Испытали чувство радости.
Обсуждают название рассказа.
Потому что все действия происходят в апреле. Звенит капель, бегут ручьи, муравьи выползают, медведь пробирается сквозь валежник, поют птицы, цветут подснежники. Можно озаглавить весна.
Это стихотворение о весне.
Читают слова из текста произведения.
Слушают пьесу, называют свою картину.
Я представил, как расцвел подснежник.
Капель, стужа, валежник.
Учащиеся высокого уровня обучаемости ищут лексическое значение слов в толковом словаре, объясняют.
Капель – падение с крыш растаявшего снега, а также сами эти капли.
Стужа – сильный холод, мороз.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Учащихся низкого и среднего уровней обучаемости слушают.
Повторное чтение стихотворения учащимися. Называют приметы весны, дописывают их.
Веселым настроением.
Звенит, бегут, выйдут муравьи, стали птицы песни петь.

Радостная интонация, интонация восхищения.
Звенит капель, бегут ручьи, поют птицы.
Звенит, поют, бегут.
Чтение стихотворения несколькими учащимися.
Предлагают свои варианты ответов на поставленные вопросы.
В природе все оживает.
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
Потому что все, о чем говорится, происходит в апреле.
Капли воды падают на землю со звоном.
Бегут ручьи. Выходят муравьи.
Проснулся медведь.
Поют птицы. Цветут подснежники.
Растаял снег, воды стало много, ручьи текут быстро.
Из муравейников выйдут муравьи.
Он пробирается сквозь густой валежник.
Медведь большой, ступает лапами на сухие сучья, деревья. Ему трудно идти. Поэтому он не просто идет, а пробирается.
Апрель, капель; ручьи, муравьи; лужи, стужи; медведь, петь; валежник, подснежник.
Апрель, апрель, на дворе звенит капель!
Радостно, с восхищением и удивлением.
Я буду читать это стихотворение с веселым настроением. Потому что пришла весна.
Выполняют задания.
Предлагают свои варианты ответов на поставленные вопросы.
Солнце и травку, так как солнце светит, а травка растет; солнце и дерево, потому что солнышко растопило снег на дереве, и капли воды падают вниз; солнце и подснежник, солнце разбудило цветок; травка и птица, у птиц появился корм; солнце и птица, стало тепло, птицы прилетели.
Называют жанр, тему, автора, заголовок стихотворения.
Рисуют заместитель
, закрашивают,
пишут фамилию автора, заголовок.
Дети работают в парах; обсуждают работы.
7. Рефлексия.
Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.
Действия (вопросы) учителя
Нарисуйте солнышко, запишите на его лучах приметы весны, с которыми вы встретились в стихотворении С.Я.Маршака «Апрель». Кто не сможет написать приметы весны, нарисуйте приметы весны. (Работа выполняется под музыку П.И.Чайковского «Подснежник»).
Учитель вывешивает работы на доске.
Действия учеников
Дети работают в группах; обсуждают работы.
Звенит капель, бегут ручьи, муравьи выходят из муравейников, пробирается медведь сквозь густой валежник, поют птицы, расцвел подснежник.
Действия (вопросы) учителя
Задание на дом. (Слайд 6).
Всем еще раз прочитать стихотворение С.Я.Маршака «Апрель».
(Для учащихся низкого уровня обучаемости.) Нарисовать рисунок о весне. По желанию: прочитать книги с выставки.
(Для учащихся среднего уровня обучаемости.) Написать мини-сочинение о весне (три предложения): какие приметы весны вас радуют? Можно нарисовать рисунок о весне. По желанию: прочитать книги с выставки.
(Для учащихся высокого уровня обучаемости.) Написать мини-сочинение (три предложения): какие приметы весны вас радуют. По желанию: выучить стихотворение, прочитать книги с выставки.
Действия учеников
Следующий урок начинается с чтения (по желанию) и обсуждения сочинений,
рассматривания рисунков, слушания чтения стихотворений наизусть (по желанию). Использованная литература
1. Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… СПб., 2001.
2. Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей. СПб., 2003.
3. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. Ставрополь, 2004.
4. Технология «Педагогических мастерских» //http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm.
5. Педагогические мастерские в учебно-методическом кабинете // http: // www.baranovichy. By/teach/metod/ 5tehnologi.html.
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: bei1958 (29.06.2012) | Автор: Екатерина E
Просмотров: 3469 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]