Пятница, 26.04.2024, 06:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » География

Использование ИКТ при создании проектов в процессе изучения географии
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проектов, или метод проектов.
Изменения в преподавании географии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечение большого объема современной информации, но и методики преподавания.
Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. При этом учитель решает поставленные им задачи:
• педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
• практические (реализация компетентностного подхода к результатам обучения):
• социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности).
«Проект - это такая открытая и динамичная форма организации и учебной деятельности учащегося, и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их вы¬бор и творческие решения».
Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности.
Компьютерные проекты позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графических композиций, карт, фото, видео-слайдов и т.п. содержащих отобранный учебный материал, и спецэффектов, которые сопровождают их показ на экране, хранящиеся в одном файле, созданном с помощью Power Point. Предполагаемая тема проекта может быть связана с учебным предметом, профессиональным интересом, хобби.
Опыт применения компьютерных проектов в преподавании географии подчеркнул несомненные достоинства этого приема обучения.
Предварительный выбор темы, над которой будут работать ученики, проходит с учетом рекомендаций учителя. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.
Поэтому использование методов традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии: - информационно - коммуникационные, дистанционные, проектные, исследовательские.
Проектная деятельность требует от учителя, который выбрал для себя направление работы с помощью метода проекта, не только быть учителем-предметиком, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками. Нельзя резко ограничивать самостоятельность и инициативу учащихся, чтобы у них не пропал интерес к творчеству.

Требования к проекту:

Разрабатываемый проект должен состоять из интерактивных слайдов.
При подготовке проекта предполагается использование современных пакетов программ типа Power Point, и др. При разработке должны быть использованы основные функции презентационного пакета:
• структурирование документа (заголовки, абзацы, символы и т.д.);
• наличие таблиц, диаграмм;
• использование звуковой информации;
• использование данных и графиков из Microsoft Excel;
• использование шаблонов и стилей оформления;
• рисование графических объектов (линии, стрелки, дуги и т.д.);
• создание интерактивных слайдов (возможность управлением, переход к любому слайду, просмотр видеоклипа, прослушивание звукозаписи или запуск другого приложения);
• все слайды должны быть читабельны.

Базовая структура и дизайн узла должны удовлетворять
требованиям:
• минимизации времени загрузки страниц (особенно начальной – стартовой);
• начальная страница должна отражать сведения о тематике Web-узла, содержать удобные способы перехода по страницам и иметь гармоничный дизайн;
• главный объект должен быть толь-ко один;
• наиболее важный объект должен быть самым большим, ярким и четким;
• необходимо использовать линии, кривые или повторяющиеся объекты для сознания моделей или привлечения внимания. Это на самом деле упростит изображение, позволяя учащемуся легче сконцентрироваться на основном объекте;
• на слайде не должно содержаться отвлекающих объектов;
• использовать большие, а не маленькие объекты или фигуры;
• необходимо следите за расположением объектов, не располагать их близко к краям слайда;
• особое внимание необходимо уделить цвету слайда и изображениям на нем, не употреблять контрастные цвета;
• оптимальное количество цветов на слайде не должно быть более трех;
• не переусердствуйте в своих усилиях повысить эффективность проекта. Вы можете использовать сделанную со вкусом анимацию на каждом слайде, но вы не захотите использовать полдюжины анимационных эффектов, несколько звуковых эффектов и мерцающие области более одного раза (если вообще захотите);
• при применении переходов между слайдами и эффектов целесообразно использовать лишь один или два перехода между слайдами и эффекта анимации для подчеркивания ваших наиболее важных моментов;
• ограничьте количество слов на слайдах.
Работа над проектом может быть разной по продолжительности. В связи с этим можно выделить следующие виды проектов:
мини-проекты, которые учитель использует на одном - двух уроках;
краткосрочные проекты, они являются компьютерной поддержкой учителю при изучении темы, занимающей несколько уроков;
долгосрочные проекты.

Проекты на уроках географии

В нашем учебном заведении проектной деятельностью занимаются десятки учителей, созданы сотни проектов. С каждым годом требования к выполнению проектов возрастали и поэтому работы наших детей на различных кон-курсах всегда занимают призовые места.
Уже несколько лет в лицее проходит традиционный фестиваль учебных проектов http://www.lyceum8.ru/un9/index.htm.
И если раньше преобладали по содержанию монопредметные проекты, то сейчас выполняются более сложные межпредметные (интегрируется тематика нескольких предметов), например, проект «География Волгоградской области», а также надпредметные.
При работе над проектами по географии можно выделить несколько видов проектов:
Исследовательский (имитация научного исследования, обязательно предусматривает эксперимент, данный проект имеет четкую структуру) - реферат, доклад, научная статья.
Реферативно-описательный ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки.
Творческий (описание творческой деятельности).
Приведем примеры некоторых проектов и сайтов, которые были созданы учащимися лицея по географии:
мультимедийный учебник;
электронные энциклопедии;
контрольно-измерительные тесты.

Электронный учебник
Учебник, электронный или печатный, выполняют одинаковую функцию, они предназначены для поддержания учебного процесса в школе.
Однако у электронного учебника есть определенные преимущества:
размещены на одном CD, содержат иллюстрации, анимацию;
наглядность много выше, содержит десятки фотографий, карт, диаграмм, таблиц, звуковое сопровождение, видеофильмы;
тесты и задания даны в интерактивном режиме, обеспечена их многовариантность;
электронные учебники можно использовать при самостоятельном изучении материала учениками;
есть возможность быстро, по сравнению с печатными учебниками, корректировать материал, вносить необходимые изменения, дополнения;
электронный учебник может содержать материал, который в печатных изданиях разбросан по разным классам. Например: «Рельеф мира». В нем собран материал 6,7,8 классов, а также дополнительные сведения. Такой учебник можно использовать как компьютерную поддержку к элективным курсам «Глобальные проблемы мира. Рельеф, полезные ископаемые», «Тектоника»;
его можно легко тиражировать, выводить в печать необходимый материал.

Использование проектной технологии на уроках географии в старших классах.

Тема проекта: «География Волгоградской области» мультимедиа учебник
Участники: ученики 9-х классов
Продолжительность: одногодичный
Итоговый продукт: CD «География Волгоградской области» - электронное учебное пособие.
Этапы разработки:
Постановка цели. Определяется цель создания и использования электронного учебника, его преимущества перед другими носителями информации. Постижение учащимися географических проблем.
Разработка структуры ЭУ.
Разработка сценариев объектов, которые включают в себя подбор информации, которые будут включены в учебник, иллюстрации, видео, гиперссылки, звук и т. д.
Создание единого программного продукта и его программирование.
Презентация учебника, устранение ошибок, проверка работы гиперссылок.
Апробация учебника в условиях школьного учебного процесса. Апробирование разработанной концепции проходило в 9 классах лицея.
Корректировка материала, содержащегося в ЭУ, опираясь на заключение экспертов, учителей-предметников.

Первый этап проектного цикла
На первом этапе идет организационная деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. Учитель рассказывает ученикам о значимости создания электронного учебника. В последние годы особое внимание в курсе «География России» отводится изучению своего края. Ученикам предлагается сделать мультимедийный учебник по своей области. Это учебник, в работе над которым используются компьютерные технологии. Он должен содержать текстовый материал, карты, таблицы, диаграммы, звуковое сопровождение, видео, которые помогут учащимся глубже изучить свою область, увидеть фотографии своего края, его красоты, посмотреть небольшие видео-фильмы, помочь ученикам открыть для себя много нового, удивительного.
В процессе обсуждения структуры учебника из нескольких вариантов выбирается один, который устраивает всю группу учеников.
Проект должен состоять из двух частей:
1. ФГП Волгоградской области, ее размеров, ближайших соседей, природные ресурсы области.
2. Экономическая география Волгоградской области.

Второй этап
Учитель предлагает ученикам разделиться на группы по 3-4 человека, напоминая, что каждый из них в своей группе будет отвечать за свой блок вопросов.
После того, как были даны задания каждой группе, начинается работа с текстами учебной и дополнительной литературой.
Руководитель проекта (учитель) должен познакомить учащихся с тем, как надо осуществлять поиск. При посещении библиотеки придется просматривать большой объем литературы: книги, газеты, имеющиеся вузовские учебники. Чтобы не «заблудиться» среди книг, ученики могут воспользоваться каталогом, который есть в любой библиотеке. Как работать с карточкой каталога необходимо объяснить предварительно, используя кабинетный каталог, если таковой имеется, или посетить с учениками школьную библиотеку, где библиотечные работники дадут самую полную информацию о работе с каталогом.
Кроме печатной литературы лицеисты имеют возможность отобрать нужную информацию в сети Интернет. Использование ресурсов Интернета открывает новые возможности в проектной деятельности.
В результате работы с дополнительной литературой, Интернет, периодической печатью у учащихся собирается объемный материал: тексты, таблицы, диаграммы, иллюстрации. Интересны «космические» фотографии нашей области, взятые учениками в Интернете. Второй этап самый продолжительный по времени его выполнения, он может продолжаться несколько месяцев.

Третий этап
Последующая работа над проектом была посвящена систематизации наработанного материала, подбору фотографий, распределении по главам учебника.
Группа учеников-дизайнеров разработала дизайн проекта, подготовила сценарий, выбрала фон, разметку слайдов, подобрала музыкальное сопровождение, видеофильмы.
Важным моментом в данной работе является работа с навигацией, т.е. установка связей между слайдами при помощи гиперссылок.
Наличие в кабинете мультимедийного проектора позволяет учащимся на про-межуточном этапе демонстрировать свои работы. В процессе просмотра предвари-тельных итогов работы вся группа может участвовать в обсуждении проекта, вносить свои предложения, замечания, которые можно сразу устранить. Учащиеся учатся творческому поиску решения задач. У учителя есть возможность корректировать мате-риал, давать советы по дизайну, помогает ученикам высказывать свои мысли, стимулирует деятельность.

Четвертый этап
- презентация проекта, во время которой учащиеся рассказывают о своей работе, где и как они получали информацию, о трудностях, которые им пришлось преодолевать. Этот этап очень важен для учеников, так как они учатся представлять итоги своей работы, выступать перед товарищами, учителями. Ученикам важно пережить ситуацию успеха.
Чтобы придать презентации более значимый уровень, можно предложить ученикам сделать пригласительные билеты и раздать их своим товарищам, учителям, родителям.

Пригласительный билет
на презентацию

которая состоится « » __________20 ____
по адресу: ___________________________


Ценность работы над проектом в том, что в процессе выполнения задания у учащихся формировались ключевые компетенции:
коммуникативные,
учебно-познавательные,
информационные,
предметные,
личностного саморазвития.

Список литературы
Н.Б. Крылова Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования// Педагогика. 1997. № 6. С. 26-31
Л.И. Лебедева, Е.В. Иванова Метод проектов в продуктивном обучении// Педагогика. 1997. № 6. С. 26-31
Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения// Педагогика. 1997. № 6. С. 26-31
О.Е. Ломакина Проектирование в образовании: необходимость и реальность
В.М Монахов. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6. С. 26-31
В.М Монахов. Технологические основы проектирования и конструирования учебно-го процесса. Волгоград: Перемена, 1995.
В.В. Николина Метод проектов в географическом образовании // География в школе. — № 4. — 2000.
И.С. Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: издательство АРКТИ. – 2004.
Категория: География | Добавил: NVYakovleva54 (26.06.2012) | Автор: Яковлева Наталья Владимировна E
Просмотров: 2487 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]