Пятница, 26.04.2024, 03:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » География

Использование мультимедиа технологий в обучении географии
Первоочередной задачей школы является обеспечение качественного образования. Достичь этой цели можно при формировании устойчивого интереса к предмету. Информационные технологии открывают поистине необозримые возможности на уроках географии. Они предполагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач. Использование мультимедийных технологий, включающих слайды, звук, анимацию, видеофрагменты расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Задачей медиаобразования является подготовка учащихся к жизни в современных условиях, к восприятию различного вида информации через ее понимание и овладение способами общения посредством компьютера. Компьютер – это простой инструмент, который призван освободить учителя от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, отчетов. Он способен привнести в работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.
В практической деятельности учителя используются готовые электронные ресурсы или медиа – презентации для усиления обучающего эффекта . Компьютерная лекция – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов для формирования понятий, представлений, образов, демонстрируемая на экране монитора ученику или всему классу. Основная задача компьютерной лекции – это объяснение нового материала с привлечением иллюстративных материалов с анимированными схемами и видеороликами, отображающими географические процессы или явления. Для этого можно использовать «Библиотеку электронных пособий. 6-10 класс», ресурсы Интернета по краеведению, видеофрагменты, Единую коллекцию ЦОР, в т.ч. учебные инновационные модели, с помощью которых можно опуститься на дно Марианской впадины, добраться до Южного Полюса, увидеть вращение Земли вокруг Солнца. Например, в 7 классе: «Движение материков», «Образование айсбергов». Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции – это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Слайды представляют собой фотографии, рисунки, репродукции произведений живописи и графики, схемы, диаграммы и могут содержать текстовые фрагменты. Видеофрагменты – это фильмы, включенные в лекцию целиком или частично, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. Например, в 8 классе: «Неотектонические движения», «Циклон», «Антициклон». Звуковые фрагменты – это дикторский текст, музыкальные или иные записи (например, шум прибоя, голоса птиц , звуки, издаваемые другими животными) , сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов. Они помогают разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся. При помощи звуковой модели удается выделить те стороны обьекта, изучение которых поможет сделать вывод о его сущности.
Использование интерактивных карт позволяет расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Их преимущества:
-возможность рисовать на карте и наносить надписи,
-снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной,
-приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения,
-совмещая карты, можно устанавливать причинно - следственные связи,
-использовать привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал.
Тестирование. Отработка практических умений начинается в 6 классе в теме «План и карта», затем в теме : «Географические оболочки Земли». Используя Единую коллекцию ЦОР, учащиеся по инструкции могут пройти тестирование через использование возможностей программы Notebook. Ученики успешно проверяют свои знания и навыки, выполняя задания разделов «Практика» и «Тесты», используя специализированные образовательные серверы (ФИПИ, ЕГЭ) в Интернете, которые содержат различные интерактивные тесты серии «Готовимся к ЕГЭ», тестирование на компьютере, тексты для самостоятельной работы, создание собственных новых текстов с помощью программы «My Test».
Анализ статистических материалов позволяет поставить на место отрывочных наблюдений или субьективных впечатлений точные величины, давать обьективную оценку изучаемых географических явлений. Изучение таких явлений достигается путем массового статистического наблюдения, группировки, исчисления обобщающих статистических показателей, их анализа и подчинения определенной географической цели.
Составление статистических карт позволяет отразить территориальное размещение совокупностей или территориальную изменяемость их признаков. Картограммы показывают различной штриховкой или окраской разную интенсивность изображаемого явления. Например, урожайность сельскохозяйственных культур, плотность населения и т.д.
Картодиаграмма – карта с определенным территориальным делением и соответствующими этому делению диаграммными фигурами- точечными, линейными, площадными, обьемными. Используется для изображения пространственного распределения явлений в их абсолютных величинах. Например, в 9- 10 классе: производства стали, добычи угля по странам и регионам мира и т.д.
Картограммы и картодиаграммы используются как источники географических знаний и средство наглядности.
Создание карточек заданий и кроссвордов успешно реализуется в курсе географии материков и океанов в 7 классе и физической географии в 8 классе.
ИКТ необходимо на таких уроках, как:
1) Урок с использованием готовых электронных образовательных ресурсов.
Мультимедиа презентации усиливают обучающий эффект, придавая рассказу или эвристической беседе новые краски. Они способствует решению проблемных ситуаций. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. Мультимедийный урок предназначен для изучения нового материала, закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков, повторение практического применения полученных знаний.
2) Урок с компьютерной поддержкой.
Когда учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером. Учащиеся попеременно работают на компьютере по указанию учителя. При закреплении пройденного материала учащиеся работают с текстом электронного учебника, электронными словарями, справочниками и так далее. Для осуществления контроля знаний учащегося можно организовать промежуточное тестирование, решать головоломки, кроссворды и так далее.
3) Уроки с выходом в Интернет. При изучении отдельных тем можно использовать мультимедийную поддержку в поиске информации, слайдов, дополнительных сведений.
4) При дистанционном обучении и при подготовке проектов.

Информационные технологии обеспечивают:
-Оперативность информации
-Динамичность хранения (позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности). Благодаря информационным технологиям, любую географическую карту можно вывести на экран и использовать в учебном процессе.
-Коммуникативность (способствует организации электронных конференций, проектной деятельности, участие в работе методических объединений)
Уроки с использованием ресурсов интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими. Меняется собственная позиция: учитель перестает быть «источником знаний», он становится соавтором, организатором процесса исследований, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию. Это значительно экономит время на уроке, повышает уровень наглядности в ходе обучения, вносит элементы занимательности, что формирует устойчивую положительную мотивацию школьников к изучению предмета.
Категория: География | Добавил: ЛюдмилаРыщенко (29.06.2012) | Автор: Рыщенко Людмила Ивановна E
Просмотров: 1620 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]