Пятница, 26.04.2024, 18:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » География

Использование мультимедийных технологий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС.
Использование мультимедийных технологий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, с главной частью ядра нового стандарта как - универсальные учебные действия. В рамках существующей модели компетенции выпускника проблемой является создание успешного ученика, успешного выпускника, свободной, творческой личности, духовно зрелой, физически и морально совершенной, способной к решению жизненных проблем, готовой к самооценке, самосовершенствованию и самореализации. Цель моей работы,- формирование успешного выпускника. В работе я использую разные технологии, но основой является использование ИКТ. С 2004 учебного года я провожу уроки с использованием информационных технологий - по мультимедийным учебникам в курсах физической и экономической географии 6, 7, 8, 9 и10 классы. Использую программы на CD-ROM . Мультимедийный учебный комплекс "1С: Образовательная коллекция. Начальный курс географии. 6 класс" Автор учебного материала - Н.Н. Петрова. "1С: Образовательная коллекция. География России. Природа и население. 8 класс, авторы учебного материала - В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Мультимедийный учебный комплекс "1С: Образовательная коллекция. География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс", авторы учебного материала - И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. Мультимедийный учебный комплекс "1С: Образовательная коллекция. География России: Хозяйство и регионы. 9 класс Авторы учебного материала - В.П. Дронов, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя, Н.Н. Роготень. Мультимедийный учебный комплекс "1С: Образовательная коллекция. Экономическая и социальная география мира. 10 класс" Авторы учебного материала - В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, С.А. Горохов, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя. В курсе «Байкаловедения» я использую электронную энциклопедию Байкала, где размещена удивительная викторина. Она всегда вызывает огромный интерес, а в курсе географии России её успешно использую при контроле знаний по теме «Озеро Байкал».
Я вижу, как интересно бывает ребятам на таких уроках и как они ждут уроков географии. Особенно большое значение мультимедиа технологии имеет в курсе географии 6 класса, когда ребята только начинают изучать предмет и наглядно - образное мышление у них ещё недостаточно развито. Какой восторг вызывают динамические модели, эффекты анимации. По результатам 2014- 2015 учебного года успеваемость в классах с 6-11 составила 100%, качество знаний 97,1%, а обученность 4,5. Своим опытом я охотно делюсь с учителями не только своей школы, но и с учителями города.
Мною проводились открытые уроки с использованием мультимедийных учебников. В 2006 году на первом образовательном форуме в Сибэкспоцентре г. Иркутска был проведен мастер - класс на тему: «Биосфера. Природные зоны Земли». Для учителей школы был проведен открытый урок в 6-ом классе по теме: « Воды мирового океана». В рамках дня открытых дверей был подготовлен урок в 9-ых классах «Страна, в которой мне хотелось бы жить». В декабре 2008 г. на городском семинаре для завучей по УВР был дан открытый урок в 8б классе на тему: « Арктические пустыни и тундра».На городской конференции учителей географии в 2006г. был сделан доклад о применении мультимедийных технологий на уроках.
В октябре 2008 г. был сделан доклад на тему « Применение мультимедийных учебников в обучении географии» на общешкольном родительском собрании.В августе 2009 г. на городской конференции учителей был сделан доклад на тему: «Применение мультимедийных технологий на уроках географии».
В ноябре 2009г. был сделан доклад на городской научно- практической конференции учителей на тему: «Мультимедиа технологии на уроках географии. Из опыта работы». В 2010 году были опубликованы две статьи из опыта работы в сборнике ЦИИМПО.
Своим опытом я охотно делюсь с учителями не только своей школы, но и с учителями города и области. В 2015 г. был проведён открытый урок в рамках городского образовательного форума и Дня открытых дверей в 9б классе: Интегрированный урок география- информатика «Динамика детности семей 9б класса и причины её изменения».
.В 2014 году были проведены три мастер класса для учителей Иркутской области по использованию ИКТ технологий на уроках географии в рамках сотрудничества с ИПКРО.
Мультимедиа технологии позволяют объединить на одном носителе, различные формы представления информации. Гораздо легче стало использовать фотографии, слайды, музыкальные фрагменты, дикторский текст, видеоматериалы, компьютерную анимацию, структурированные тексты с иллюстрациями, а также не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создавать возможность перемещения между различными частями курса.
Мои ученики самостоятельно работают дома с компьютерными обучающими дисками, составляют презентации. Еще до появления технологии мультимедиа психологи по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния ( зрительного и слухового ) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда позволяет управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.
Средства мультимедиа дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся различных психологических типов, среди которых есть школьники с преобладанием того или иного типа мышления («художники», «мыслители», «смешанный тип»). Применение мультимедиа средств в обучении делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося. Использование мультимедиа технологии превращает учебный материал в информацию в виде ряда изображений, графиков, рисунков, сопровождаемых дикторским текстом и музыкой.
Мультимедиа учебники, учат и развивают наших школьников. Мультимедиа учебник выполняет много функций: содержат справочный отдел, включают задания для выполнения самостоятельных работ различного уровня и контроль над усвоением учебного материала много практических заданий. Контроль содержит как традиционные проверочные вопросы и задания, так и тесты с нормами оценок.
Какой восторг вызывают у учащихся природные процессы и явления показаны в динамике. Очень много иллюстративного материала, включая небольшие фрагменты учебных и научно-популярных видеофильмов.
С помощью учебника ребята быстро могут выйти в интернет и найти дополнительную информацию. У школьников формируется желание и умение самостоятельно приобретать знания. Обучение по мультимедиа учебникам, делает занятия географией особенно интересными. Легко повысить мотивацию изучения предмета. Но, кроме готового программного обеспечение можно и самостоятельно создать мультимедийные материалы к урокам географии, в т.ч. презентации, используя программу Microsoft Power Point.
Наши дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой. Педагоги, школьники и их родители осознают преимущества, которые даёт развитие и распространение информационных коммуникативных технологий.
С компьютером учащиеся нашей школы начинают знакомиться в начальной школе, и когда они приходят в старшую школу, то уже имеют определенные навыки работы с компьютером, что существенно влияет на качество обучения. В школе имеются классы с углублённым изучением информатики. Школа активно работает по внедрению ИКТ технологий в образовательный процесс. Ученики создают мультимедийные презентации которые помогают формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет с позиции - "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно".
Работа над созданием презентаций - сложный процесс, где используются не только сведения из учебника, это синтез с другими науками, происходит предметная интеграция. Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей и ученик приобретает опыт публичного выступления. В последнее время, я заметила, что мои ученики стали охотнее выполнять задания по составлению презентаций.
Информационно - коммуникативные технологии играют важную роль в подготовке учащихся к внешнему независимому тестированию в формате ЕГЭ. Формат тестовых компьютерных программ дает возможность проверить знания, навыки, умения учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Приведу пример мастер- класса проведенного для завучей г. Иркутска.

Урок по географии в 8 классе.
Тема: Природные зоны арктические пустыни и тундра в России.

Цели урока:
1. Повышение мотивации изучения курса Географии России.
2. Продолжить формирование знаний о природных зонах арктические пустыни и тундра.
3. Совершенствовать умение описывать природные условия и ресурсы природных зон на основе чтения тематических карт.
4. Выявить виды хозяйственной деятельности людей в изучаемых природных зонах.
5. Формирование умений работать с разными источниками информации.
6.Создать положительный эмоциональный настрой при изучении темы.
Тип урока: нетрадиционный. Урок- экспедиция.
Метод обучения: проблемное обучение приём-исследовательский. Учащиеся самостоятельно анализируют содержание мультимедийного учебника, карт, рисунков и схем. Делают выводы и выполняют практические задания по изученной теме.
Технология- ИКТ обучение.
Прием работы – развивающее обучение. Самостоятельный поиск знаний из разных источников и использование межпредметных связей ( биология и информатика).
Оборудование: физическая карта России, атласы для учащихся 8 класса, мультимедийные диски для 8 класса из серии образовательная коллекция География России, природа и население.

Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Личностные УУД
1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Оборудование: физическая карта России, атласы для учащихся 8 класса, мультимедийные диски для 8 класса из серии образовательная коллекция География России, природа и население.
Ход урока:
Целепологание:
Что будем изучать, как и зачем? Беседа с учащимися.
Ребята, сегодня мы отправимся в экспедицию изучать природу одного из самых суровых уголков нашей Родины. Знания эти Вам обязательно пригодятся в жизни. В конце нашего урока Вы должны будете доказать это!
У каждого из Вас имеется маршрутный лист с заданием.

Внимательно прочтите его.
Итак, откуда же начнется наше путешествие, и какие ПЗ мы будем исследовать? (Порт Анадырь). Какая это ПЗ?
Наша задача исследовать природу арктических пустынь и тундры.
И выявить виды хозяйственной деятельности людей в изучаемых природных зонах. Это вы будете делать с помощью мультимедийного учебника.
В зоне тундры широко распространена многолетняя мерзлота.
Какова причина этого явления?

Приступить к исследованию! Время выполнения работы с экранами мультимедийного учебника 10-12 минут.
На выполнение практических заданий и теста 5 минут.

Маршрутный лист.
1. Вам необходимо совершить заход, в порт координаты которого 65 с.ш. и 179в. д.

1. Определите природную зону, в которой он находится и
Изучите её (географическое положение, климатические особенности –температура, количество осадков, почва, растительный и животный мир, занятия населения).
Используйте соответствующие карты атласа и экраны мультимедийно-
го учебника «Природные зоны».
2.Выявите характерные черты растительного мира тундры.
3.Каким образом животные приспособились к жизни в суровых условиях тундры?
4. Изучите виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах
арктических пустынь и тундры. ( 10-12 минут)
Проверка знаний: ( 5 минут).
1.Выполните практическое задание №…..
2.Ответь на вопросы теста.
После каждого оценивания ответа компьютером сообщите свой результат учителю.
Какое значение лично для тебя имеет изучение данной темы?

д/з параграф №29.учебник автор Баринова И.И.
Ответы:
Пр. задание №1 ответы:
1. каменные кольца. 2..наледи.3.термокарстовые формы. 4. бугры пучения

Задание №2.

параметры зона аркт. пустыни тундра
средняя температура января -35 -40 -35 -40
средняя температура июля +4 +5 +10

годовое количество осадков на западе зоны 300 400-500

годовое количество осадков на востоке зоны 100 200-500
продолжительность безморозного периода
зоны и подзоны, сменяющие друг друга с севера на юг
от нескольких дней
до 1,5 месяцев

растительность до4-х месяцев

Задание №3

зона арктических пустынь

↓ растительный покров сильно разрежен. Лишайники, мхи, камнеломки, полярный мак, арктические злаки.
подзона арктическая тудра.

↓ Много участков лишенных растительности. Мхи, лишайники, дриада, некоторые злаки, камнеломки,лютики.
подзона мохово- лишайниковых тундр Достаточно пышная растительность с преобладанием зелёных мхов, кустарничков, лишайников. Ив, берёзок, кустарничков и трав.
подзона кустарниковых тундры Царство карликовых берёзок, ив, багульника, ягодных кустарничков. Много зелёных пастбищ.
Зона лесотундры.

По долинам рек полосы довольно высоких деревьев, на междуречье острова низкорослых берёзок, ёлей, лиственниц, чередующихся с кустарниковой тундрой.

Задание№4.

Приспособления Растения.
Плотные кожистые листья, сохраняющиеся на зиму
Дриада (куропаточья трава)
Движение цветков «слежение за солнцем»
Полярный мак.

Низкорослость и мелкие листья. Карликовая берёза.

Развитие соцветия вместо цветков Горец живородящий.

Способность к высыханию и затвердению.
Лишайники.
Низкорослость и густое опушение на нижней стороне листа. Карликовая ива.

Задание № 5.
1. Полярная сова- тундра волк- лишнее, бел. Медведь- арктические пустыни, суслик - лишнее
2.Кабан- лишнее, чистики, кайры, гагарки- арктические. пустыни, пингвины- лишнее.

3. Сев. Олени- тундра, песец- тундра, лемминг- тундра.

4. Заяц- беляк – лишнее, заяц- русак- лишнее, тюлень – арктическая. пустыня. Белые куропатки - тундра.

Задание №6
Виды хозяйственной деятельности.
Рыболовство, охота, оленеводство, добыча руд цветных металлов, добыча природного газа, добыча угля.

Тест №1
1. Главной причиной низкого содержания гумуса в тундровых почвах является низкие температуры, замедляющие процессы образования перегноя.
2. Коренные жители тундры используют земли главным образом под пастбище.
3. Зоны тундры и лесотундры в России южнее всего опускаются на Д.В.
4. Высокое заболачивание в зоне тундры связано, прежде всего, с многолетней мерзлотой и малым испарением осадков.
5. Наиболее суров климат в зоне – арктических пустынь.
6. Одним из основных видов хозяйственной деятельности людей в тундре является добыча полезных ископаемых..
7. Тундры располагаются в субарктическом климатическом поясе.
8. Самой южной подзоной тундр является кустарниковая тундра.

Итог урока.

Обсудить ответы на вопросы.
Оценить выполнение практических заданий.
Подвести итог урока.
Выяснить личностную значимость изученной темы.

Источник: http://личный архив
Категория: География | Добавил: l-lena22 (13.09.2015) | Автор: Грушевская Елена Алексеевна. E
Просмотров: 1393 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]