Методическая разработка проекта по географии, созданная на основе краеведческого материала.
1.Тема проекта: «В свете есть такое диво…» или «Семь чудес города Череповца». 2.Пояснительная записка Цель: Ознакомление с достопримечательностями города Череповца, названными обучающимися чудесами города. Задачи: 1. Выявить уровень знаний о городе и главных достопримечательностях у обучающихся 8-х классов методом анкетирования. 2. Составить рейтинг достопримечательностей города Череповца. Ознакомиться с информацией о семи достопримечательностях, получивших больше голосов при анкетировании. 3. Создать видеоролик «Семь чудес города Череповца. Городу лидеров посвящается» с помощью компьютерных технологий. 4. Познакомить педагогов школы и совет старшеклассников с результатами проекта для дальнейшего использования на уроках и во внеурочной деятельности. 5. Подвести итоги работы на конференции. Актуальность Современный Череповец — не только город-труженик, его по праву можно назвать одним из самых сильных культурных и спортивных центров Северо-Запада России. Каждый череповчанин знает, что его родной город — это город лидеров! Череповец, получивший статус города в 1777 году, ведёт своё начало с XIV века, имеет интересную историю, самобытные и разнообразные культурные традиции. А многие ли знают о них? Предварительно проведенное анкетирование показало, как мало знают наши одноклассники о городе. Поэтому мы считаем, что тема актуальна, потому что нельзя не знать свою «малую родину». Работа выполнена ко дню рождения Череповца. Объект исследования: уникальные исторические, культурные, природные объекты на территории города Череповца. В качестве предмета исследования в данной работе выбран анализ принадлежности достопримечательностей к понятию "7 чудес Череповца" по результатам анкетирования. Гипотеза, положенная в основу исследовательской работы базируется на том, что выбрав и описав «Семь чудес Череповца», мы сможем более глубоко раскрыть их достоинства. Новизна работы в: - составлении списка семи достопримечательностей, получивших больше голосов при анкетировании. - создании видеоролика «Семь чудес города Череповца. Городу лидеров посвящается». Методы исследования: анкетирование, визуальное знакомство с объектом, сбор информации с использованием разнообразных ресурсов, статистический, сравнительный анализ. Привлекаемые источники информации: научная литература, ресурсы сети Интернет, опросные данные. Продукты: видеоролик «Семь чудес города Череповца. Городу лидеров посвящается». Тип проекта: - по доминирующей деятельности – исследовательский. -по комплексности – межпредметный. -по форме организации – групповой. - по продолжительности – годичный. - по характеру руководства со стороны учителя – творческий. 3.Содержание проекта. Описание отдельных этапов работы: Подготовительный 1.Выбор темы (заглавия) работы. Задает направление исследования. Отражает суть выполненной работы 2.Определение цели работы. Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. 3.Выбор объекта и предмета исследования. Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов. 4.Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Поисково-исследовательский 1.Выбор методов исследования. Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. 2.Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов. Проведение анкетирования. Построение графиков, таблиц и т.д. Определение направлений дальнейшей работы. 3.Поиск и изучение литературы по теме исследования. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия. 4.Формирование главы: «Обзор литературы» Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники. Оформительский 1.Подготовка отчета о проделанной работе в виде реферата. Содержит следующие разделы: 1.Введение 2.Основная часть Анкетирование Результаты анкетирования Достопримечательности, названные «чудесами города»: 1) Октябрьский мост 2) Доменная печь №5 «Северянка» 3) Воскресенский собор 4) Парк КИО 5) Историко-этнографический музей «Усадьба Гальских» 6) Памятник основателям города Афанасию и Феодосию 7) Камерный театр 3.Заключение 4.Источники информации 5.Приложение 2.Подготовка работы к презентации. Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу. Презентационный Презентация проекта на конференции (школьной, городской), где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. В ходе защиты обучающиеся отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проекта. 4.Оценка результатов. Здесь в первую очередь оценивается умение аргументированно выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.
Набор вопросов рефлексии. - Кому, по – вашему, будет интересна проблема над которой вы работали? - Если продолжить работу над этой темой, что ещё вам было бы интересно узнать, какие исследования провести? - Что, по – вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему? - Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить, усовершенствовать? Каким образом? - Что из проделанной работы принесло вам наибольший успех и наибольшее удовлетворение? Почему? - Какие этапы реализации проекта для вас были наиболее интересны? - Какие знания и умения вы приобрели в процессе работы над проектом?
Использованная литература: 1.Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников.// География в школе, 2006. -№ 1. 2.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. 3.Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе.// Преподавание истории и обществознания в школе. 2006 - № 4. 4.Яковлева Н.В. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. // Волгоград: Учитель, 2008.