Мультимедиа технологии на уроках географии в современной школе.
Мультимедиа технологии на уроках географии в современной школе.
В современной школе обучающиеся сталкиваются с огромным, постоянно увеличивающимся потоком информации. Традиционные методы работы, используемые учителем, уже не позволяют результативно скоординировать работу с классом, решить проблему развития творческого потенциала личности, противоречия между стремлением обучающихся к самостоятельности и неумением ориентироваться в информационном потоке. Использование ИКТ в образовательном процессе помогает решить данные проблему. Учитель имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. В современном мире расширяется сфера применения информационных образовательных технологий, интенсифицируют общее развитие школьника, его творческие способности, обеспечивают условия для самообразования и освоения новых видов деятельности, что в свою очередь, способствует самовыражению и самореализации. На ряду с общеобразовательными задачами, учителю в современной школе приходится развивать умения и навыки обучающихся организовать свою учебно-позновательную деятельность путем грамотного использования ИКтехнологий. Для решения данной проблемы необходимо придерживаться следующих принципов: • развитие познавательных процессов; • увеличение интереса к изучаемому предмету; • создание атмосферы успешности на уроке; • содействие творческому развитию каждого ученика; • воспитание социально – активной личности. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ нам необходимо помнить, что: • на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы; данный материал необходимо заранее обработать и скомпоновать. • на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов; • на уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы мультимедиа учебников, предварительно проверив их, т.к. в практикумах встречаются ошибки. • интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция, разрабатываемая средствами Microsoft Office. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу с помощью интерактивной доски. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, - объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов.
Внедрением информационно коммуникационных технологий в обучение географией я занимаюсь более трех лет, практически на каждом уроке. Это может быть и использование справочного материала Интернет-ресурсов, и готовый программный продукт и программный продукт, выполненный лично мной или учащимися. При внедрении ИКТ на уроках я столкнулась со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем. Возможные трудности и пути их решения представлены ниже: Варианты работы с ИКТ: поиск информации. Возможные трудности: Учащиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных. Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст. Способы решения проблемы: Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде. Варианты работы с ИКТ: Составление графиков и диаграмм. Возможные трудности: Некоторые учащиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях программы Office Excel. Способы решения проблемы: Наглядно показывать способы работы с программой Office Excel. Варианты работы с ИКТ: Составление презентаций и другого наглядного материала. Возможные трудности: Иногда презентации бывают «перегружены» тексом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ. Способы решения проблемы: Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы Варианты работы с ИКТ: Выступления учащихся с использованием ИКТ. Возможные трудности: Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией, в место того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления. Способы решения проблемы: Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением. Варианты работы с ИКТ: Использование тренажеров и электронных тестов. Возможные трудности: нет. Способы решения проблемы: Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием.
При решении данных проблем необходимо помнить, что в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим. Поэтому, например, использование при обсуждении материалов урока наглядных пособий, мультимедиа компонентов позволит активно включиться в обсуждение темы урока визуалам, выразительная речь с учетом соответствующих субмодальностей, музыкальное оформление презентации обеспечит полную вовлеченность в образовательный процесс аудиалов. Возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками, работать с предметами, использовать язык тела в процессе представления и обсуждения материалов урока эффективно поможет кинестетикам в понимании и усвоении новой информации. Положительная динамика в развитии общеучебных и ИК умений и навыков обучающихся подтверждает результативность использования ИКТ на уроках. Используя различные критерии достижения результатов, можно сделать вывод о том, что при регулярном использовании ИКТ на уроках большая часть обучающихся грамотно организовывает свой ответ, умеет анализировать изучаемый материал и делать выводы, иллюстрируют свои ответы, и умеет работать с ключевыми понятиями. Это подтверждает перспективность и целесообразность использования ИКТ на уроках.