Понедельник, 20.11.2017, 04:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » География

Опыт использования ИКТ на уроках географии.
Опыт использования ИКТ на уроках географии.

Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий выгодно отличаются от традиционных уроков.
Компьютерные уроки развивают образный, вербальный, интуитивный и другие виды умственной деятельности, а также такие качества личности, как креативность, критичность, ответственность.
Наиболее часто применяемыми в образовательном процессе технологиями в рамках ИКТ являются офисные программы Word, Excel, Power Point, электронные учебники, автоматизированный контроль знаний, Интернет.
Текстовый редактор MS Word использую для набора, редактирования и подготовке к печати дидактических материалов, которые выдаю ученикам на уроках, либо использую проецирование материала на экран при помощи медиапроектора.
Использование данной программы позволило мне создать принципиально новую форму теста в географии – тест-матрицу – это своеобразный тест «на соответствие». На каждое понятие можно ввести сколько угодно характеристик (количество ячеек с характеристиками можно уменьшить или увеличить, естественно, в пределах времени, планируемого на работу с таким тестом) Тесты-матрицы можно использовать при текущем контроле, при самостоятельном изучении темы урока, при повторении, при отработке понятий, при работе над ошибками и т.д.
При систематизации пройденного материала возможно использовать решенные тесты-матрицы, для чего заранее, еще при их составлении, необходимо ввести в них основные характеристики того или иного понятия, которые при общем прочтении выявленных ответов дадут общее и достаточно полное представление о данном понятии (при условии, что понятий будет 4-6)
Тесты-матрицы, оформленные при помощи MS Word компактны. В то же время охватывают объемное количество материала, как обязательного для изучения, так и дополнительного, дающего «пищу» для размышлений на пути к верному выбору ответа. Введение дополнительного материала зависит от цели, которую ставит перед собой учитель, используя тест.
Название теста «Матрица» - современно, что так же привлекает учащихся. Форма теста заинтересовала заместителя редактора газеты «География» издательского дома «1 сентября» С.В.Рогачева. Данный опыт представлен в газете «География»-2008г. и на сайте http://festival.1september.ru/authors/103-033-212.
С помощью MS Word мной созданы варианты перфокарт для определения координат в 6 классе, что также облегчает работу учителя при подготовке контролирующих материалов к уроку и проверке ответов учащихся, разнообразные карточки, например, для проверки знания топографических знаков , а так же практические работы, кроссворды разного вида, занимательные задания, технологические карты-путеводители урока:
Применение офисных технологий значительно повышает эффективность урока. В социально-экономической географии очень часто используется статистический материал для анализа происходящих процессов в населении и хозяйстве. Для подготовки статистической информации применяю MS Excel.
Например, обширный материал для использования офисной технологии программы MS Excel в 10 классе представляет тема «География отраслей мирового хозяйства». Учащиеся, анализируя данные Приложений учебника, строят разные виды диаграмм, в которых отражают страны-лидеры в различных отраслях мирового хозяйства.
При изучении темы «Оценка мировых природных ресурсов» анализируем запасы минеральных ресурсов. Учащиеся выполняют практическое задание: построение диаграмм «Десятка стран мира, обладающих крупнейшими запасами нефти, газа». Проводят анализ, называя страны, обладающие значительными запасами топливных ресурсов.
Аналогичные задания выполняются учениками при изучении земельных, водных, биологических ресурсов.
Рассматривая вопрос о важнейших показателях развития мирового хозяйства, учащиеся анализируют таблицу 20 в Приложении учебника и строят графики, показывающие производство отраслей мирового хозяйства в динамике. Это опережающие задания, которые учащиеся демонстрируют, создавая презентации к последующим урокам, используя программу MS Power Point.
В программе MS Excel учащиеся 10 классов выполняют творческие домашние задания, например, составление кроссвордов «Государства и их столицы», которые в дальнейшем используются мной на уроках в качестве закрепления и проверки знаний по теме «Политическая карта мира».
Программу MS Excel применяю также при изучении тем «Население мира» в 10 классе, «Население России» в курсе географии 9 класса, «Население Пермского края» (в данном модуле обязательно рассматривается вопрос о численности населения родного города). Например, данные о населении Соликамска представляю и в виде табличного варианта, и в виде диаграммы.
Естественный прирост населения Пермского края предстает наглядно в виде диаграммы с областями выделения. Дети легко делают вывод о естественной убыли населения.
Программу MS Excel для построения графиков и диаграмм широко применяю на уроках в 9 классе для характеристики процентной доли регионов России по территории, по населению, по количеству произведенной продукции, по добыче ресурсов, также для показа отраслевой структуры промышленного производства и многого другого.
Надо отметить, что программу MS Excel можно использовать и на уроках физической географии (возможна интеграция с уроком информатики).
Применение программы MS Excel возможно в 6 классе и при построении розы ветров - практической работы по теме «Атмосфера». По окончании работы учащиеся делают вывод о преимущественных ветрах декабря, оказывающих влияние на температурный режим месяца.
Возможно построение двух лепестковых диаграмм (Рис.8) с целью сравнения данных о направлении ветров в разные сезоны года, например, направление ветров декабря и мая. Существенная разница в направлении ветров видна наглядно.
Вывод: в декабре ветры имеют, в основном северное и северо-западное направления, а в мае – южное и юго-западное.
Особое внимание в работе уделяю урокам и фрагментам урока, разработанным средствами MS Power Point. Подготовка и проведение подобных уроков представляет собой достаточно трудоемкий творческий процесс, в котором мне всегда помогают школьники, увлеченные изучением информатики и географии. Основная задача компьютерного урока та же, что и традиционного – объяснение нового материала. Но, в отличие от традиционного урока, урок с применением мультимедиа имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов (фотографии, рисунки, графики, диаграммы, видеофрагменты). Неотъемлемой частью учебного процесса являются и занятия по географии в нетрадиционной форме, способствующие повышению интереса к предмету.
Самыми распространенными технологиями в обучении школьников в рамках ИКТ являются электронные учебники, офисные программы Word, Excel, Power Point, компьютерный контроль знаний, использование Интернет.
Уроки с использованием ИКТ создают условия для многообразной деятельности учащихся, формирования критического мышления. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует повышению качества обучения школьников за счет увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения, интенсификации методов коррекции знаний учеников.
Повышается мотивация учащихся к учебной деятельности, возрастает результативность обучения.
Потенциал использования информационно-коммуникационных технологий в развитии и воспитании школьников огромен.

Источники информации.
1. Заяц Д.В. Нужен ли компьютер учителю–географу? http://geo.1september.ru.
2. Иванова М.Б., Котельникова Г.И. Использование ИК-технологий в обучении географии. - Пермь: ПГУ, 2006.
3. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе, №5-2004.
4. Полянин А.Б., Миндоров Н.И. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. - Пермь, 2004.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 1998
6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
Категория: География | Добавил: kotikovskaya (29.06.2012) | Автор: Котиковская Валерия Дмитриевна E
Просмотров: 1873 | Теги: география, ИКТ | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]