Четверг, 25.04.2024, 11:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » География

Сценарий урока географии в 7 классе по теме: «Климатические условия и внутренние воды Австралии»
Сценарий урока географии в 7 классе по теме:
«Климатические условия и внутренние воды Австралии»
( с применением мультимедийного оборудования и интерактивной доски)

Цель:
• Образовательная - формирование представления о компонентах природы материка Австралия, как составной части целостного представления о мире; оказание помощи учащимся в приобретении опыта разнообразной деятельности;
• Развивающая - развитие мыслительной и речевой деятельности, коммуникативных и интерактивных умений и навыков;
• Воспитательная - подготовка к осуществлению осознанного выбора учащимися индивидуальной образовательной программы; пробуждение интереса к самообразованию; формирование ощущения личной значимости и успешности; воспитание гражданственности и патриотизма.
Учебно - наглядный комплекс: настенные карты Австралии - физическая и климатическая, мультимедийный учебник по географии 7 класса, компьютер, интерактивная доска, «лист исследователя»- по количеству учащихся, сертификаты открытий.
Тип урока – интерактивный урок-эврика

Ход урока.
1. Оргмомент.
Учитель: здоровается, предлагает учащимся сесть.
2. Постановка цели урока перед учащимися, создание имитационной модели урока.
Мне доподлинно известно, что скоро в нашем городе будет открыт Виртуальный центр, где любой из нас, не тратя деньги на дальние перелеты, не покидая Россию, сможет побывать в любом уголке нашей планеты. Но, чтобы участвовать в таких виртуальных путешествиях, необходимо знать природные особенности этих уголков, прежде нужно, если хотите, открыть их для себя. И я предлагаю вам сегодня совершить такие открытия на самой, как писал Ж.Верн в повести «Дети капитана Гранта», загадочной и нелогичной земле- материке Австралия! Вы готовы к этим открытиям? Тогда на целых 40 минут мы становимся работниками РРАН- региональной Российской академии наук.
А вы будете специалистами лабораторий по разным территориям Австралии:
1 ряд - лаборатория по открытиям на севере материка.
2 ряд - лаборатория по открытиям в центральной части.
3 ряд - лаборатория «Юг».
Тема нашего изыскания: «Климатические условия и внутренние воды Австралии» (тема на доске)
Перед нами стоит сложная, но достижимая цель:
• Мы должны выявить особенности климата и внутренних вод материка, степень их благоприятности для человека;
• При этом будем учиться логически мыслить и применять умения работы с картами, цифровыми ресурсами и интерактивной доской;
• Каждый попытается сделать свой вклад в достижение общей цели; через призму Австралии мы взглянем на Россию и наш край.
Мы используем жест, придуманный Архимедом:
Поднятый указательный палец- «Эврика!»
И даже если кто-то когда-то уже сделал это открытие, сегодня вы можете сделать множество открытий для себя!
3. Установка связей с предыдущими темами
Климат территории формируется под воздействием определенных факторов. Какие климатообразующие факторы вам известны?
-географическая широта
-подстилающая поверхность
-циркуляция атмосферы
Давайте предположим, какие из них и как оказывают влияние на формирование климата Австралии.
-широта: тропический климат на большей площади материка. Эврика!
-горы на востоке: осадки вдоль побережья. Эврика!
-пассаты: осадки на востоке материка. Эврика!

4. Добывание, усвоение и применение знаний, освоение способов деятельности
Подтвердим сказанное, изучив климатические условия материка. В этом нам помогут карты атласа, стр.12,31, ЦОР (работаем с мультимедийным учебником). По ходу работы заполняем лист исследователя, который лежит у каждого на столе, подпишите его.

 ММУ 7 кл. Материки. Австралия. Климат.
4.1. Климатические пояса. Распределение температур и осадков.
Выявим, какие климатические пояса пересекают материк, чем они характеризуются и как распределяются температуры и осадки по территории Австралии, и объясним.

(Учитель подтверждает ответы на компьютере)

Лаб-риям задает вопросы учитель.
Центр 1. Какой климатический пояс проходит через центральную часть Австралии?(Тропический)
2. Материк имеет большую протяженность с з-в. Как это отражается на климатических условиях? Назовите климатические области- типы климата в этом поясе.(пустынный на западе и в центре, влажный на востоке)
3. г.Алис-Спрингс tя- , tи-, осадков- мало, мочему? (Нет облаков. Эврика!)
4. На какую территорию Африки похожа? (Сахара)
г.Брисбен tя- , tи-, осадков- много, почему? ( Ветер, рельеф)

Учащиеся подписывают в контурной карте пояс и области, температуры января, июля. То же дублируется на контуре интерактивной доски.

Север 1. Какой пояс лежит к северу от тропического? ( Субэкваториальный)
2. Какие воздушные массы господствуют в этом поясе? (летом-ЭВМ, зимой- ТВМ)
3.«Там наизнанку вывернутый год…» ? (Лето в январе. Эврика!)
4. г.Дарвин. tя . tи-- высокие, почему ? (Солнце высоко над горизонтом в течении года.)

Подписывают в контурной карте. То же дублируется на контуре интерактивной доски

Юг 1. Какой пояс лежит к югу от тропического?( субтропический)
2. Какие три климатические области выделяются? (средиземноморский, континентальный, влажный)

3. «Спасает юг от северной жары…» ? (На юге t ниже. Эврика!)
осадки- зимой, почему? (Зимой УВМ, летом- ТВМ)

Подписывают в контурной карте. То же дублируется на контуре интерактивной доски

Какой пояс есть в Африке, но нет в Австралии? (экваториальный)
В каком поясе лежит наш Ставропольский край? (умеренный)

ММУ позволяет нам отработать некоторые знания на практике.
( По одному человеку от лаборатории работают у компьютера)
 ММУ. Практика №5.

Практика Работа с кконтурной картой;к и интерактивной доской
Центр 1. Направление ветров Подписать стрелки: лето, зима
Север 2. Количество осадков. Вписать кол-во осадков в поясах
Юг 3. Режим осадков

Какой вывод об общем количестве осадков на материке можно сделать?
(Самый сухой материк. Эврика!)

4.2. Внутренние воды материка.
В связи с этой особенностью климата, что мы можем предположить о водах материка?
(Их мало. Самый маловодный материк. Эврика!)
 ММУ. Воды (с диктором)
Перед вами карта подземных вод, которые возмещают в некоторой степени недостаток поверхностных. Их много, но большая часть засолена и малопригодна для использования.
Но рассмотрим в атласе поверхностные воды. Какие видим? (реки и озера)

Лаборатории отвечают на вопросы учителя:
Юг 1.Какая река впадает на юге в Инд.океан? (Муррей с Дарлингом)
2. Какой режим она имеет? (Маловодны,сезонный)
3. Какое питание? (Дождевое)
4. А куда впадают реки тропического пояса? (Внутренний сток)

Записи в таблицу:
Режим- маловодны
Питание- дождевое
Бассейн- внутр.сток

Центр 1. есть ли озера в троп. поясе? Какие они?
 ММУ. Эйр. Оз.Эйр- мертвое сердце материка. Соленое. Эврика!,

Во время разливов и засухи меняет свою площадь.

Записи в таблицу:
По составу- соленые
Площадь- меняется

Север 1. учитывая длительные сухие периоды, что может происходить с реками?
«Там протекают реки без воды,
Они в пустыне пропадают где-то..»?
2. как они обозначены на карте?
Пересыхают. Эврика!
Крики- пересыхающие водотоки, обозначены пунктиром.

По ходу работы заполняется на интерактивной доске контур (реки и озера)

Замечаете ли вы сходство вод Австралии с водами Африки? (пересыхающие реки- вади в Африке)

5. Контроль за результатами учебной деятельности.
1.Ваших открытий я считаю достаточно, чтобы выполнить контрольный тест исследователя. Переверните лист и приступайте. У вас 2 минуты. На оценку «5» необходимо ответить на все вопросы, на «4»- на 6, на «3»- на половину.
Один человек работает на интерактивной доске.

Тест
1. На распределение температур в Австралии наибольшее из климатообразующих факторов влияние оказывает:
o географическая широта
o подстилающая поверхность
o циркуляция атмосферы
2. С севера на юг годовая температура в Австралии:
o не изменяется
o повышается
o понижается
3. Для тропического климата в Австралии характерен тип климата:
o средиземноморский
o пустынный
o континентальный
4. Средиземноморский тип климата характеризуется:
o зимним максимумом осадков
o теплой погодой
o отсутствием ветров
5. Следствием влияния климата на внутренние воды Австралии является:
o богатство внутренними водами
o наличие пересыхающих водотоков
o отсутствие подземных вод
6. Пересыхающие реки в Австралии называются:
o вади
o овраги
o крики
7. Как и реки Ставропольского края, большинство рек Австралии принадлежит к бассейну:
o Атлантического океана
o Индийского океана
o внутреннего стока
8. Наиболее богатую древесную растительность в связи с избытком осадков следует предполагать:
o на востоке Австралии
o в центре
o на западе материка

( по истечении времени учащиеся обмениваются листами за партой, открывается ключ к тесту, взаимная проверка, выставляется оценка:
«5»- при 7 правильных ответах,
«4»- при 6-5,
«3»- при 4.
обсуждаются неправильные ответы)

6. Обобщение.
Итак, мы совершили сегодня множество открытий. Что же нового вы узнали или подтвердили для себя? (план на доске, по ходу ответов добавляется учителем) Области открытий РРАН:
- Климатообразующие факторы
- Климатические пояса и области
- Распределение температур и осадков.
Австралия- самый……
- Внутренние воды, их зависимость от климата.
Австралия- самый ……
Крики - это ………
Эйр - это ……

-А знаете ли вы, на какие компоненты природного комплекса кроме вод оказывает большое влияние климат? ( на флору и фауну). Об этом наш следующий урок.
- Скажите, благоприятные ли условия климата и наличия вод в целом на материке для жизни и хозяйственной деятельности человека? (Нет)
- Хотели бы вы посетить этот материк и страну не виртуально? А остаться там? (Не навсегда!)
И правильно, потому что не природные условия определяют гражданство человека, хотя в Австралии много русских, многие из них внесли свой вклад в жизнь этой страны. Например, Австралийский национальный балет возник на основе русской балетной труппы, а русские факультеты в университетах появились благодаря поклонникам знаменитой русской балерины Анны Павловой. Тем больше мы горды за нашу Родину.

7. Оценка знаний, подведение итогов, домашнее задание.
Ну что ж, думаю, что в виртуальных путешествиях по Австралии вам не будет равных. Поставьте себе оценку в строке «самооценка».
-За работу на уроке мне хотелось бы оценить:
-Кроме того, особенно активные учащиеся получают сертификаты открытий за особую тягу к открытиям.
-Д\З: (на доске высветить)
 параграф № 36, обратить внимание на климатограммы на стр. 152
 (для «5») сообщения о стихийных бедствиях, связанных с климатом.
 (творческое, не обязательное) «Проект обводнения Австралии или как помочь австралийцам», с обязательным применением информационных технологий.

Спасибо за урок!
Сегодня я тоже сделала для себя открытие: в душе многие из Вас- открыватели .
Я хочу пожелать вам так же успешно двигаться в своих познаниях и дальше, самим и вместе с друзьями. И тогда самые потайные уголки всех континентов и страны нашей необъятной распахнут перед вами свои просторы!
Категория: География | Добавил: крикуненко (28.06.2012) | Автор: Крикуненко Наталья Ивановна E
Просмотров: 3795 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]