Среда, 28.02.2024, 23:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » География

Урок географии в 7 классе "Население Африки"
Мой университет-www.moi-mummi.ru

Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Предмет: география

Тема: Население Африки

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Класс:7 класс

Технологии: использована подготовленная к уроку презентация

Тема урока : Население Африки

Цели урока:
· Повторить на какие человеческие расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы
· .Дать учащимся представление о современном национальном составе Африки и особенностях расселения народов.
· Ознакомить учащихся с колониальным прошлым материка и его влиянием на хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
· Развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся, умение работать с научно-популярной литературой и Интернет-ресурсами.
· Воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей.

Тип урока: Урок изучения нового

Оборудование:
Атласы; презентация «Народы Африки»
компьютер, проектор, учебник географии 7 класс «География. Материки и океаны»
В.А. Коринская Дрофа 2001 г., физическая карта Африки

Ход урока: Презентация(1 слайд)
Объявляется тема урока, запись её в тетради( слайд 1).
План урока (№2)
Цели урока (слайд №3)

Урок по этой теме целесообразно начать с изучения численности населения Африки и его распределения по материку. Отметив в тетрадях, что численность населения Африки превышает 572 млн. человек, что составляет приблизительно 14% населения земного шара, можно предложить учащимся поразмышлять, много это или нет для второго по

Мой университет – www.moi-mummi.ru

площади материка Земли, каковы причины все-таки не слишком большой численности населения Африки.

(слайд №4)
Заглянем в историю.
Многие ученые считают Африку прародиной современного человека
На сегодняшний день большинство ученых считает, что вид "человека разумного" выделился из древних гоминидов около 50 тысяч лет назад в районе Великих рифтовых разломов в Восточной Африке. (Показ этого района на карте)

Последние раскопки и открытия в Восточной Африке подтвердили, что этот район - самое вероятное место происхождения человека. В 70-е годы 20 века Луисом и Мэри Лики в ущелье Олдувай на севере Танзании в зоне рифтовых разломов были найдены останки древнего человекоподобного существа - "человека умелого", предка "человека разумного", возраст которого 1,7 млн. лет.
( Слайд №5)

• Теперь это подтверждает и ДНК: наши самые дальние предки все были выходцами из Африки, и в каждом из нас есть капелька "черной" крови
(Слайд №6)
Во второй половине ХХ в.в Восточной Африке в пластах горных пород, имеющих возраст около 2,7 млн.лет, были обнаружены остатки человека.
(Слайд №7)
• области Дикика (Эфиопия) , являющейся, по-видимому, прародиной человечества, в 2000 году были найдены останки девочки, которая относится к виду Австралопитекус афаренсис. Девочка Селам ("за мир" на североэфиопском наречии) старше Люси на несколько сотен тысяч лет жила примерно 3-3,3 миллиона лет тому назад.
(Слайд №8)
• Останки Австралопитека Бойса были найдены сыном Луиса и Мэри Лики Ричардом Лики в Кении на мысе, которое местное население называет Кооби-Фора.

(Слайд №9)

• В Центральной Африке, в пустынном районе на северо-западе государства Чад обнаружили уникальный череп человекообразного существа, проживавшего здесь 6-7 миллионов лет назад. Это открытие способно перевернуть все современные представления об эволюции человека

(Слайд №10) Обращаемся к плану характеристики населения стр. 313
Учащиеся читают план и определяют следующий шаг действий

Следующая часть урока отводится знакомству с основными расами и народами Африки.
(Слайд №11) Из начального курса физической географии ученики знают, что на этом материке проживают представители всех трех рас: европеоидной, экваториальной и монголоидной.
Потомки от смешанных браков (запись в тетради)

Мой университет – www.moi-mummi.ru

Карта народов в атласе

(Слайд №12) Прочитав раздел «Расы и народы» § 30, стр132 учащиеся могут заполнить таблицу 10, показывающую, представители каких рас и народов населяют Африку
(1 колонка заполняется совместно)

Делаем вывод – Из каких 2 групп состоит население Африки? (коренное и пришлое)
(Слайд №13) подсказка на слайде
Народы каких рас составляют большинство?

(Слайд №14-20) Внешний облик представителей населения Африки

(слайд №21) Затем учащиеся знакомятся с размещением населения на материке, работая с картой плотности населения Африки.в атласеДля начала учащимся необходимо помочь разобраться с системой условных знаков: так, цвет карты показывает плотность населения на1 км2 - И вновь необходимо обратить внимание ребят на целенаправленный отбор информации. Так, первый вывод, который предстоит сделать ученикам,- население распределяется крайне неравномерно, а затем показать, в чем эта неравномерность выражается: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 человек на 1 км") плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек (особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), на берегах озер.
далее учащиеся пытаются объяснить выявленную картину, сопоставляют карты плотности населения и природных зон, (стр 133)определяют, какие зоны оказываются наиболее (и наименее) заселенными, почему.
Карта плотности населения знакомит учащихся с крупными городами материка, и ребята отмечают, что, во-первых, в Африке вообще мало городов, в том числе крупных (это наглядно видно даже при поверхностном взгляде на карту плотности населения Африки и Евразии), а следовательно, большая часть населения проживает в сельской местности; во-вторых, отмечают, что города с населением более 3 млн. человек находятся только на берегах Нила и Конго.

. (слайд №22) Изучение колониального прошлого Африки
,
(слайд №23-28) Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).

Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни.

Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия.
-Какие страны владели колониями в Африке?
Мой университет – www.moi-mummi.ru

-Какой год называют годом Африки?

Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран.

В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые.

Итог - Почему же население Африки сравнительно невелико? (Последствия работорговли и колониальное прошлое материка привели к резкому сокращению численности населения. Природные условия на большей части материка неблагоприятны для жизни человека)

Как размещены представители рас по территории Африки? (На севере материка -арабское население, относящееся к европеойдной расе, южнее Сахары –негроиды -африканская ветвь экваториальной расы, на юге -бушмены и готтентоты, относящиеся к монголоидной расе.)
Каков вклад населения Африки в мировую культуру? (Нарды Африки внесли огромный вклад в мировую культуру: они построили египетские пирамиды, изготовили шедевры резьбы из слоновой кости, скульптуры из бронзы.)
Как колонизация отразилась на хозяйственном и культурном развитии африканских стран? (Длительное господство колониальных держав, задержало хозяйственное и культурное развитие стран. Колонизаторы беспощадно грабили страны.)
Каково сейчас положение африканских стран? (К концу 20 века в результате освободительной борьбы Африка превратилась в материк независимых государств.)

• Домашнее задание: Прочитать параграф №30, выполнить задание №1 стр.135

Источник: http://konkurs-multimedia-urok.letitbit.net/download/54016ef7305a212b05d6da2145ad00680/ES_GEO_Kazakova_GI_konkurs4_zip.z
Категория: География | Добавил: 2708 (07.12.2011) | Автор: Казакова Галина Ивановна E
Просмотров: 7298 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]