Воскресенье, 17.12.2017, 20:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Использование ЦОР в обучении химии
Из практики использования ЦОРов при обучении химии
Амирова А.Х.
Введение
Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека, а именно:
информационной – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
коммуникативной – умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
организационной – умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
самообразовательной – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Химия – очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к нему прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Кроме того, количество часов в учебной программе, также не способствует развитию химического эксперимента. Компьютерные технологии применительно к обучению химии можно использовать для повышения мотивации обучения на уроке, развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся.
Использование информационных ресурсов расширяет знание учеников по предмету, формирует предметную информационную компетентность по химии. Работа с различными источниками информации расширяет практические умения и навыки, а также способствует углублению предметных знаний по химии, способствует развитию личностных возможностей учеников.
Задачи цифровых образовательных ресурсов таковы:
 Представление учебной информации.
 Информационно-справочное обеспечение всех видов занятий.
 Моделирование и демонстрация объектов.
 Поддержка различных активных форм занятий.
 Тренировка навыков и умений различного характера, решение задач.
 Контроль и оценка знаний учеников.
Требования к ЦОР
Современные цифровые образовательные ресурсы должны:
 соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;
 ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
 обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
 предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
 обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
 содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
 превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
 полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
 обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;
 обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
 иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
 иметь удобный интерфейс.
Виды ЦОР
 электронные учебники
 электронные учебные пособия
 электронные учебно-методические комплексы
 электронные издания контроля ЗУНов
ЦОРы в обучении химии
Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по химии, дает возможность учителю использовать на различных этапах обучения наиболее удачные фрагменты того или иного электронного учебника. При обучении используются образовательные ресурсы Интернета.
Введение профильного обучения диктует переход на вариативные образовательные программы, индивидуализацию и дифференциацию образования. В связи с этим преподавание химии в классах разного профиля различается не только по глубине изложения, но и требует использования новейших технологий обучения.
В классах гуманитарного профиля компьютер можно использовать как средство обучения, средства контроля, источник дополнительной информации для подготовки докладов, сообщений.
В классах социально-экономического профиля компьютер дополнительно используется при различных расчетах, графических работах.
При проведении исследовательских практикумов для подготовки учащихся, выбравших углубленное изучении химии, компьютер используется как средство моделирования химических процессов.
Один из наиболее сложных вопросов для учеников в изучении химии — это пространственное строение вещества и механизмы химических реакций. Использование мультипликации помогает учащимся освоить этот сложный материал.
Оправдано использование ЦОР для наглядного представления объектов и явлений микромира – структурных элементов атомов, ионов, молекул, атомов, кристаллических решеток, природы химических связей.
Умение решать задачи – интегрированный показатель степени овладения знаниями по химии, физике и математике и, несомненно, мыслительных способностей учащихся. Поэтому решение задач – это не только один из ведущих методов обучения, но и самый информативный способ контроля. В связи с уменьшением количества часов на изучение химии в средней школе возникла нехватка времени на решение задач. Для устранения этой проблемы эффективно использовать «Самоучитель. Химия для всех – ХХI: Решение задач».
Эксперимент. Практикум по химии.
В рамках задач модернизации школы осуществляется переход от репродуктивных форм учебной деятельности к поисково-исследовательским видам работы, формированию коммуникативной культуры школьников. Это ведет к возрастанию роли школьного химического эксперимента. Эффективность восприятия химических знаний во многом зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать учащихся. Химия – наука экспериментальная. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент – один из самых важных компонентов химической грамотности.
Очевидно, что одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент.
Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу.
Главное достоинство компьютерного моделирования – бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсических веществ. Работа в химической лаборатории с веществами и оборудованием, несомненно, имеет первостепенное значение для развития навыков постановки эксперимента. Но информационные технологии при обучении химии незаменимы в том случае, если идет изучение токсичных или взрывоопасных веществ (ртуть, оксид азота(IV), бертолетова соль). В этом случае возможность проведения эксперимента в виртуальном мире является единственной. Отдельные демонстрационные опыты в виртуальной форме представлены в «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».
Кроме того, использование видеоопытов позволяет уменьшить время проведения эксперимента, что является весьма существенным при сокращении количества учебных часов, особенно в 10-11 классах.
Единая коллекция ЦОР предлагает в огромном количестве видеоопыты, которые можно использовать при условии отсутствия реактивов.
Благодаря виртуальной лаборатории:
• учитель может сначала показать все этапы практической работы на экране, а затем повторить с натуральными объектами, чтобы ученикам легче было понять методику выполнения сложных практических работ;
• можно легко повторять правила техники безопасности при работе с различными веществами;
• можно моделировать новые вещества и предсказывать их свойства, выполняя творческую работу;
• появилась возможность дистанционного изучения химии детьми, обучающимися индивидуально;
• химические термины и понятия стали более доступными для школьников.
Актуальность использования ИТ в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей. Использование анимации и звукового сопровождения в обучающихся программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.
Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения и т.д.
Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по химии дает возможность учителю использовать на различных этапах обучения наиболее удачные фрагменты того или иного электронного учебника или образовательных ресурсов Интернет.
Практика использования видеоопытов единой коллекции ЦОР свидетельствует о повышении эффективности учебного занятия, усилении мотивации учащихся.
Благодаря виртуальной лаборатории:
• можно проводить видеоопыты при условии отсутствия реактивов; опыты с опасными и вредными для здоровья веществами;
• учитель может сначала показать все этапы практической работы на экране, а затем повторить с натуральными объектами, чтобы ученикам легче было понять методику выполнения сложных практических работ;
• можно легко повторять правила техники безопасности при работе с различными веществами;
• можно моделировать новые вещества и предсказывать их свойства, выполняя творческую работу;
• химические термины и понятия стали более доступными для школьников.
Таким образом, техническое оснащение образовательного процесса, реализованное в последние годы, ставит перед учительством задачу сменить стереотипы мышления и повысить уровень технологизации образования. ИКТ-компетентность педагогов, их мотивация на использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе являются необходимыми условиями построения информационного образовательного пространства, которое позволяет решать задачи повышения качества образования и подготовки, обучающихся к жизни в условиях информационного общества.


Список используемой литературы
1. АбрамоваС.И. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя химии/С.И.Абрамова — М.: Чистые пруды,2010. – 32с.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып.35).
2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч,2005, №6.
3. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие. М.: Центрхимпресс, 2004.
4. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. СПб: Каро, 2003.
5. Габриелян О.С., Сладков С.А. Журнал « Химия в школе» №1,2008.
6. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. М.: Флинта, 1999.
7. ГецовГ.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов и других источников. Приемы традиционные и новые. Практическое пособие. М., 2006.
8. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. – 192 с.
9. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура. Проблемы информационной культуры. М.,1994.–с.6-11.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С.Полат, М.: Академия, 2000.
11. Обучающие семинары: Методическая поддержка компетентностного обучения. Авт.-сост. Т.В. Хуртова. Волгоград: Учитель, 2007.
12. Платонова Т.И. Об использовании электронных презентаций. Журнал
« Химия в школе», №9,2007.
13. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; под ред. Е. С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. М.: Академия, 2000. - 272 с.
14. Пушкарев А.Э. и др. Интернет – учителю: Химия. Челябинск: Взгляд,2006.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебник. М.: Народное образование, 1998.
16. Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования (проект для обсуждения). М., 2008.
17. С.Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. М.: УРАО, 1998.
Использованы также материалы из Интернета:
1.Усенков Дмитрий Юрьевич. Институт информатизации образования РАО. Актуальность использования ЦОР и средств ИКТ. http://www.openclass.ru › wiki-pages/185609.
2.ЦОР «Тест по информатике и ИКТ (УМК Н.В. Матвеевой), 4 класс» ОльгаВладимировна Степаненко. sandbox.openclass.ru › sub/Информатика и ИКТ…
4. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования. http://www.teacher-of-russia/ru;
5. ИКТ-компетентность педагога. http://www. openclass.ru.
Категория: Химия | Добавил: uhbirjdzhjckfd (23.06.2012) | Автор: Амирова Альфия Харисовна E
Просмотров: 1696 | Теги: цифровой обоазовательный ресурс, химический эксперимент, ИКТ в образовании | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]