Пятница, 26.04.2024, 00:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся в урочно
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее
учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам,
обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше
будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться
ученику.
Л.Н.Толстой.
Каждый день миллионы детей идут в школу. Кто-то стремится туда за новыми знаниями, кто-то – с нетерпением мечтает о встрече с друзьями, кто-то делает это по привычке, не задумываясь, в ежедневном беге времени…
Зачем в школу идет учитель? Все учителя ежедневно решают одни и те же задачи. Чему учить? Как учить? Зачем учить?
Все чаще мы замечаем, что большинство школьников теряет интерес к биологии и химии из-за сложности материала, малой наглядности, невозможности что-то сделать своими руками.
Следовательно, учителю необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый мог сам брать знания, т.е. правильно действовать: мыслить, предсказывать результаты деятельности, сопоставлять их, делать выводы. И, разумеется, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Такую возможность дает применение информационных технологий в учебном процессе, что позволяет активизировать процесс познания, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование.
Не случайно с сентября 2009 года я работаю над темой самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся в урочное и внеурочное время».
Пред использованием информационных технологий на уроках было проведено анкетирование с целью установления возможности и необходимости ведения данного вида работы.
Анализ анкет показал, что:
- у 95% учащихся 6-11 классов есть дома компьютер, что позволяет использовать его при самостоятельной подготовке учащихся к урокам для создания сообщений, докладов, рефератов, кроссвордов, презентаций и т. п.;
- примерно 80% опрошенных школьников пользуются услугами Интернета;
- использование мультимедийных презентации на уроках, по мнению обучающихся, «интересно», «делаешь сам», «работаем в группах», «нет сильных и слабых», «можно получить хорошую оценку».
Наиболее целесообразно использовать компьютер, на мой взгляд, при изучении нового материала (презентация для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также при проведении химического практикума (особенно если изучаются свойства ядовитых веществ).
На своих уроках и во внеклассных занятиях я использую:
1. готовые электронные продукты («Просвещение», «КиМ», «Физикон» и другие). Электронные пособия обеспечивают наглядность, делают обучение более динамичным, упрощают объяснение, оживляют учебный процесс.
2. мультимедийные презентации (для лекционных занятий я не только сама создаю презентации, но и использую работы школьников, подготовленные на уроке или выполненные ими в качестве домашнего задания)
3. компьютерная измерительная лаборатория служит для проведения демонстрационного и ученического эксперимента. Такой комплекс L-микро с широкими измерительными возможностями предлагает «Росучприбор». Он состоит из компьютерного измерительного блока, системы датчиков и дополнительного оборудования. Компьютер выступает в качестве универсального измерительного прибора. Информация может подаваться на компьютер с двух датчиков одновременно, она автоматически обрабатывается и результат демонстрируется на экране в виде цифровой информации или уже готового графика.
Лабораторию L-микро использую при изучении некоторых тем химии, например, "Электролитическая диссоциация", "Типы химических реакций". Компьютерная измерительная лаборатория позволяет на современном уровне организовать исследовательскую деятельность учащихся. Так Шемякин Александр (исследовательская работа «Использование датчика электропроводности для проведения химического эксперимента») и Михайленко Алексей («Средства бытовой химии: реклама и реальность») становились победителями и призерами конференций и конкурсов различного уровня.
4. Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.
Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета предлагаю список разных электронных адресов:
1. http://www.en.edu.ru/ - Естественнонаучный образовательный портал
2. http://chemistry-chemists.com/ - журнал «Химия и химики»
3. http://www.fipi.ru/ - ФИПИ
4. http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека
5. http://olymp.psu.ru/ - олимпиада «Юные таланты»
6. http://teacherdo.ru/moodle/ - Учебный сайт
7. http://www.virtulab.net/ - Виртуальная лаборатория
8. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
9. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам
10. http://talant.perm.ru/ - Центр развития одаренности
11. http://www.future4you.ru/ - Интеллектуально-творческий потенциал России
12. http://www.en.edu.ru/ - Естественно-научный образовательный портал
Для подготовки к урокам внеклассным олимпиадам, итоговой аттестации кроме названных сайтов использую:
1. http://bio.1september.ru/index.php
2. http://school-collection.edu.ru/
3. http://kontren.narod.ru/
4. http://urfodu.ru
5. http://www.it-n.ru
6. http://festival.1september.ru/
7. http://moi-mummi.ru/
8. http://bio.1september.ru/index.php
9. http://www.alekseibazhenov.narod.ru/
10. http://him.1september.ru/
11. http://www.kontren.narod.ru/rass/ikt-f.html
12. http://www.openclass.ru/
13. http://experiment.edu.ru/
5. Использование интерактивной доски позволяет объяснять новый материал из центра класса, рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
Для школьников применение ИД делает занятия интересными и развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
6. Более подробно я хочу остановиться на использовании электронных учебных модулей, размещенных на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
Созданные электронные модули обладают по сравнению с другими электронными средствами обучения большей мультимедийностью, предполагают активную деятельность учащихся при работе с компьютерными лабораторными работами, интерактивными моделями, активными тестами.
Электронные учебные модули (ЭУМ) делятся на модули «И» - информационные (теоретические), «П» - практические и «К» - модули контроля знаний.
Все информационные модули (И) имеют структуру:
• информационная часть, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели;
• контрольные вопросы;
• краткий конспект.
Так, например, информационный модуль «Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра» содержит интерактивные модели «Передвижение гидры» и «Половое размножение гидры», видеофрагмент «Пресноводная гидра», фотографии, интересный дополнительный материал («Факультатив» и «Это интересно»), краткий конспект и выводы по уроку.
Изучение темы «Металлы» в 9 и 11 классах начинаю с электронного модуля «Общая характеристика металлов. Их соединения. Значение металлов в природе и жизни человека», который позволит познакомиться (или повторить одиннадцатиклассникам) с положением металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть изменение свойств в периодах и главных подгруппах, вспомнить физические свойства металлов на основе их строения.
Историю открытия металлов раскрывает информационный модуль, предназначенный для изучения на углубленном уровне сложности.
Разновидностей модулей типа П (практические) больше:
• компьютерная лабораторная работа (40% от общего числа модулей «П»),
• виртуальная среда (2%),
• самостоятельная работа с комментариями (20%),
• игровые задания (5%),
• задания творческого характера с комментариями (5%),
• практикум – интерактивные тестовые здания с комментариями (28%).
Модули контроля (К) делятся на:
• интерактивные тренажеры, предназначенные для формирования базовых знаний и умений с последующей отработкой ключевых компетенций, нужных для решения задач («активная доска», на которой учащийся ведет самостоятельные записи),
• интерактивные модели исследовательского характера (лабораторные работы),
Например, модуль «Лабораторная работа с металлами» содержит инструкцию, видеофрагмент, виртуальную лабораторную работу, основные моменты которой можно фотографировать и фотографии помещать в журнале. В журнале обучающиеся записывают уравнения реакций, вывод о работе.
• интерактивные тесты, состоящие из 10-12 тестовых заданий с различными заданиями (сортировка, указание объекта, классификация, выбор нескольких ответов, перемещения объектов и т.п.).
Все действия учащихся фиксируются в электронном журнале с учётом времени работы и правильности данных ответов, автоматически проставляется рейтинг – числовой результат. Теперь не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Особое значение имеет использование электронных модулей при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, производства веществ и материалов.
Электронные модули использую не только на уроках, но и на занятиях предметных курсов, исследовательской работе школьников, при подготовке к итоговой аттестации. Учащиеся дома самостоятельно работают с модулями при подготовке к урокам, олимпиадам, экзаменам.
7. Новое направление моей работы – создание веб-квестов.
Веб-квест проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March . Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются они для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения. Могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Результатом работы является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Для создания веб-квеста необходимо:
• Выбрать категорию учащихся, на которых будет ориентирован данный проект.
• Сформулировать цели, которых вы хотите достичь в результате работы квеста.
• Создать описание, цель которого заинтересовать школьника работой.
• Определить временные рамки работы квеста.
• Составить список ресурсов сети Интернет или других материалов,
необходимых для работы.
• Определиться с формами подачи необходимого материала.
• Составить план работы учащихся.
• Указать, в каком виде должны быть представлены результаты работы.
• Четко прописать критерии оценки.
В «Сети творческих учителей» опубликован первый продукт совместной работы с учениками «Веб-квест «Почему курить плохо, а не курить хорошо?» , выполненный в виде презентации.
«Выпускной работой» мастер-класса «Веб-квест. И это все о нем» под руководством О.А. Нехорошкиной стало создание квеста «Красная книга Заводоуковского района» .
Работая над веб-квестом, познакомилась с созданием тестов в программе «Горячая картошка».
За три года работы над темой самообразования созданы следующие программные продукты:
1. Медиа-уроки, презентации, тренажеры по химии и биологии для 5-11 классов.
2. Разработана программа кружка «Юный исследователь», на занятиях которого предусмотрено применение лаборатории L-микро, календарно-тематическое планирование «Информационно-коммуникационные технологии в предмете химия (8 класс) и биология (6 класс)».
3. Постоянно пополняется электронная база учебно-исследовательских работ.
5. Разрабатываются компьютерные тесты с использованием программы «Горячая картошка» как мной, так и старшеклассниками.
Кроме того, созданы компьютерные презентации родительских собраний, классных часов, по обобщению опыта работы для семинаров, для выступлений на педсоветах, заседаниях ШМО и РМО, конференциях.
Таким образом, информационные технологии дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Каждый школьник учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные навыки, овладевает практическими умениями исследовательской работы (собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения). При анкетировании ребята отмечали, что использование технологий помогает им лучше усвоить материал, на уроках становится интересней, снижается психологическая нагрузка, а, следовательно, увеличивается качественная успеваемость.
За три года увеличилось число участников олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня, на которых учащиеся занимают призовые места.
Ильенко Максим (биология) и Артемьева Юлия (химия) – призеры Молодежных чемпионатов по региону, были приглашены в Школу одаренных детей при Пермском университете. Победителем зачетного первого этапа многопрофильной олимпиады «Юные таланты» по химии стала Тельминова Анна. Диплом третьей степени по химии получил Нагин Евгений на третьем этапе Международной олимпиады по основам наук (УрФО).
Победителями и призерами конференций «Экология жизненного пространства», «Шаг в будущее» на муниципальном и региональном этапах становились Нейфельд Кристина, Казанцев Владимир, Носко Ольга.
Свой опыт по использованию информационных технологий я обобщала на заседаниях школьного и районного методических объединений, через открытые уроки, выступления. Конспект урока «Обвиняются природные источники углеводородов», игра «Умники и умницы», посвященная 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева и другие материалы опубликованы на сайтах «Открытый урок» «Фестиваля педагогических идей» и «Сеть творческих учителей». В сборнике материалов научно-практической конференции учителей естественно-математического цикла «Интеграция предметов естественно-математического цикла в рамках подготовки к ЕГЭ» опубликована статья «Информационная и проектная технологии на уроках биологии и химии как средство развития познавательных способностей школьников» и конспект урока «Обвиняются природные источники углеводородов». С защитой этого урока я прошла региональный этап конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок» и участвовала в финале Всероссийского.
Таким образом, применение на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий способствует:
• формированию ключевых и предметных компетенций на основе деятельностного обучения биологии и химии,
• созданию оптимальных условий для усвоения знаний в системе межпредметных связей.
• способствует повышению познавательного интереса к химии и биологии;
• содействует росту качественной успеваемости учащихся;
• позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
• формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
• способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Школьники сами изучают материал, знакомятся с различными источниками информации, выделяют самое главное, анализируя прочитанное. При этом я, как учитель, становлюсь не руководителем, а консультантом, координатором, экспертом, источником актуальной информации. Каждый ребенок радуется СВОЕМУ полученному результату.
Список использованной литературы
1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие.- М., 2004.
2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. — М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
3. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения. //Химия в школе,2008, №5
4. Нечитайлова Е.В. Информационные технологии. // Химия в школе, 2005, №3
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под редакцией Е.С.Полат. - М., Академия, 2000.
6. Платонова Т.И.Об использовании электронных презентаций. //Химия в школе, 2007, №9
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998 г.- 256 с.
8. http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей
9. http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей
10. http://teacherdo.ru/moodle/ - Учебный сайт
11. http://kontren.narod.ru/ - Контрен

Фотографии, диаграммы находятся в полном варианте статьи
http://mm-festival.letitbit.net/download/517499105fd9a5ec638ab11ea472ee02e/_____.__._.___________..doc.html

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/517499105fd9a5ec638ab11ea472ee02e/_____.__._.___________..doc.html
Категория: Химия | Добавил: zolotavina1512 (29.06.2012) | Автор: Елена Золотавина E
Просмотров: 1651 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]