Использование информационных технологий в преподавании химии в ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж»
Педагогический процесс в настоящее время требует от преподавателя поиска новых, более эффективных технологий. В современном обществе каждому человеку необходимо уметь ориентироваться в разнообразных информационных потоках. Основной структурно – сетевой единицей информационной технологии является компьютер. При этом для студента он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта изучения, досуговой среды. Компьютер является моим незаменимым помощником в процессе обучения. В своей работе я широко использую информационные технологии, которые позволяют сделать мои уроки более содержательными, зрелищными, интересными, доступными для всех студентов. Использую на уроках и готовые программы, и те, что были разработаны мной, учителем-предметником в тесном контакте и при помощи учителя информатики. Я выделила для себя несколько направлений использования информационно компьютерных технологий на уроках химии. Первое направление: – это программная поддержка курса. Работа с мультимедийными учебниками и энциклопедиями, которые разработаны по всем курсам химии и биологии. Материал в них изложен доступно, наглядно, с применением анимаций, видеофрагментов, трехмерных моделей, фотографий. Формированию устойчивого интереса к изучению химии способствует работа студентов с компьютерным курсом «Химия. 1С: Репетитор». Моделирование химических явлений и про-цессов, особенно таких, которые практически невозможно продемонстрировать в химическом кабинете из-за опасных свойств реагирующих веществ или их токсичности, но которые могут быть показаны с помощью компьютера: планетарную модель атома, порядок заполнения электронами разных энергетических уровней, процесс образования ионов. Реальную помощь при решении вышеназванных проблем дало использова-ние готовых материалов учебных дисков. Мультимедийная обучающая программа «1С: Репетитор. Химия» незаменимый помощник при подготовке и проведении занятий, при подготовке к ЕГЭ. Все материалы курса: учебник, задачник и справочник - объединены на основе гипертекста. Программа содержит весь школьный курс: • Теоретическая химия • Неорганическая химия • Органическая химия • 100 видеофрагментов • 200 иллюстраций и анимационных моделей • 300 тестов и задач • 60 минут дикторского текста • Биографии известных химиков • Справочник • Словарь основных терминов • Интерактивные контрольно измерительные материалы - варианты ЕГЭ 2002-2008годов, 825 заданий. Репетиционно - методический комплекс позволяет: 1) отрепетировать сдачу экзамена по химии, 2) психологически подготовиться к процедуре тестирования, 3) получить подробный анализ результатов тестирования по химии. Использование электронного издания «Химические опыты со взрывами и без» позволяют подготовиться к проведению лабораторно - практических работ: провести инструктаж по ТБ к данной ЛПР, просмотреть электронный вариант ЛПР. Второе направление:- разработка уроков с использованием мультимедийного видеоряда «Слайд - шоу». Разработка уроков сопровождения с использованием мультимедийного проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Третье направление:- подготовка уроков с использованием презентаций. По некоторым темам курса разрабатываю свои презентации с использова - нием диска «Медиатека Кирилла и Мефодия по биологии и химии» и ресурсов Интернет. Такая работа дает широкий простор творчеству и позволяет спланировать урок так, как мне хотелось бы. Таковы, например, уроки: «Классификация, изомерия и номенклатура кислородосодержащих органических соединений»; «Алканы»; «Виды изомерии» …. Четвертое направление: - контроль и оценка знаний. Разработка тренажеров, заданий и тестов для контроля знаний. Здесь компьютерные технологии незаменимы. Актуальная сейчас форма опроса студентов в виде тестов, предусматривает как использование готовых тестовых материалов и образовательных программ (например мультимедийная обучающая программа «1С: Репетитор. Химия»), так и создание своих собственных. Пятое направление: - использование ресурсов Интернет. Работа с ресурсами сети Интернет. Я считаю, что для учителя, желающего сделать свой труд более интересным и более полезным для учеников, работающего творчески, Интернет предоставляет огромные возможности для самосовершенствования и развития. Благодаря доступу к всемирному информационному пространству можно повысить свой профессиональный уровень и познакомиться с последними открытиями и новинками в своей предметной области. На сайте Министерства образования и науки РФ я знакомлюсь с современными нормативными материалами, учебными программами. На сайте сетевого методического объединения учителей биологии, химии я знакомлюсь с опытом работы других педагогов, методическими и учебными материалами по химии и биологии. На сайте http://www.school-collection.edu.ru/catalog. представлена единая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов, где можно познакомиться с новыми электронными учебниками, энциклопедиями, атласами, другими пособиями. На сайте сетевого объединения методистов (http://som.fio.ru) можно найти множество интересных материалов по внеклассной работе, информацию о современных методах и формах обучения. Много полезной информации я также получаю на сайтах: http://festival.1september.ru/ - сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок», http://teacher.org.ru/ - сайт конкурса «Учитель года России». Шестое направление: - использование информационно- компьютерных технологий во внеклассной деятельности преподавателя. Для повышения заинтересованности студентов в изучении химии, для популяризации предмета, углубления знаний проводятся внеклассные мероприятия с использованием ИКТ. Например, в рамках предметной недели химии и физики «В мире явлений» проведена интеллектуальная игра "Клуб всезнаек естественных наук" с использованием ИКТ. Работа студентов в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность и создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый студент работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Работа в информационной среде приучает ребят понимать смысл каждой операции, её взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. Активность студентов в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью и красочностью. Проведение урока с использованием информационных технологий требует от преподавателя большой подготовительной работы, но все затраты окупаются повышением у студентов мотивации к обучению, развитием у них пространственного воображения. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний.